Методические рекомендации по прохождению теоретической части программы по физической культуре.


«Методические рекомендации по прохождению теоретической части программы по физической культуре»
Материал подготовил:
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №3
Бублий Елена Анатольевна
г. Чехов
2016

«Методические рекомендации по прохождению теоретической части программы по физической культуре»
Теоретический блок неотъемлемая часть программы по физической культуре. Он помогает обучающимся овладеть знаниями в различных областях физкультурной деятельности для использования их в повседневной жизни для укрепления здоровья, улучшения своего физического развития и физической подготовленности. Теоретический блок важно организовывать с начальной школы. Все вопросы по теории есть в программе, по которой мы работаем. Можно выделить на теорию несколько минут от урока, а можно в начале триместра ввести урок теории. Все зависит от того как вы спланируете свою работу на четверть, триместр и год.
Теория на уроках физкультуры необходима. Она позволяет ученику расширить свой кругозор, закрепить полученные знания на уроках окружающего мира, физики, химии, биологии, геометрии, так как уроки физкультуры тесно связаны с этими предметами. А если идти в ногу с реформами образования, то формирование компетенций без знаний теории невозможно.
Основы знаний (теория), как и в любом другом предмете, необходимы. Вопрос в другом: каким образом выдать материал учащимся, чтобы основное предназначение нашего предмета - двигательная деятельность, не уходила на второй план. И это уже творчество и профессионализм учителя, спланировать (комбинированный) урок. Возможности, на сегодняшний день, у большинства общеобразовательных учреждений - есть, это ИКТ. Чисто лекционный курс - детям неинтересен и мало восприимчив, вспомните себя при изучении " теории и методики физического воспитания".
Отводя 20% времени 3 урока "ФК" на основы знаний (презентации, видеоролики, особенно с использованием материала собственного ОУ) можно решить эту проблему.
Конечно у многих основным способом знакомства с теоретическим материалом является работа с учебником. У меня с учебником регулярно работают учащиеся, освобожденные от занятий физической культурой по состоянию здоровья. После изучения материала они знакомят с информацией весь класс. Чаще это происходит в конце урока.
Вторым способом работы с учебником является изучение учащимися на уроках в кабинете программного материала. При такой работе активно используется поисковый метод. Это один из активных методов обучения, заключающийся в том, что изложение учебного материала преподносится как проблема, требующая от обучаемых самостоятельного разрешения или «открытия», которое нужно сделать им самим. Поисковый метод обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.
Спортивный зал оснащен большим количеством наглядно-дидактических пособий. Так ученики даже на перемене могут ознакомиться или повторить пройденный материал.
Но, конечно, в наше время применения ФГОС работы с учебником недостаточно.
Всё большее распространение получают компьютерные технологии. Большую часть материала мы изучаем при использовании мультимедийных устройств. Мы работаем с презентациями, смотрим обучающие фильмы. Конечно, учащимся нравится, что не только учитель им что-то объясняет.
Не во всех школах хватает оборудования. Но выход можно постараться найти. Я занимаюсь в учебных классах, в которых учатся дети. Почти все они оснащены необходимым оборудованием. Если дети занимаются в неоснащенных кабинетах, мы с другими учителями стараемся поменяться на урок кабинетами.
Так же можно использовать актовые залы. Практически во всех школах они оснащены проектором и экраном.
В каждом разделе программы мы находим темы, которые можно освещать с помощью презентаций. Детям интересно воспринимать информацию не просто со слов учителя, но просматривая при этом картинки или видео.
Так, например, с 1-ыми классами мы знакомимся с видами спорта. Тяжело на словах объяснить младшим школьникам что такое биатлон, скелетон или кёрлинг. А используя кадры выступлений спортсменов-это гораздо информативнее. Процесс усвоения знаний об основах правильной осанки, правилах закаливания, принципов правильного питания при показе слайдов происходит эффективнее, так как вызывает большой интерес у учащихся.
При изучении правил подвижных и спортивных игр так же оптимально сочетание слухового и зрительного восприятия. На слух не каждый сразу запоминает количество игроков в команде, или сколько очков дается за попадание. Если использовать презентацию, то добавляется зрительная память.
Так же мы с детьми мы смотрим видеозаписи из детских спортивных передач. Там всегда используют интересные факты, задействуют видеозаписи тренировок и спортивных соревнований, применяют замедленный показ двигательных действий.
Конечно, как и двигательную подготовленность, мы должны контролировать теоретические знания учащихся. Регулярно в каждом разделе учащиеся пишут тест. Они работают не только с печатным листочком. Так же тесты я создаю в виде презентаций, где указаны и вопросы с вариантами ответов, сопровождающиеся картинками по теме.
Кроме теоретических знаний ИКТ помогают овладеть техникой движений. Двигательное действие в большей мере будет изучено, если его показывает не только учитель в зале, но и если учащимся поставить видеозапись с выполнением двигательного действия известными спортсменами.
Так же дети не всегда понимают, какие ошибки в движениях они совершили. Понять это помогает просмотр фото или видеозаписи их выполнения. Здесь учитель помогает ребенку выявить ошибки с целью их исправления.
Поиск необходимого материала и создание презентаций, конечно, занимает не мало времени. Так же тяжело найти видео соответствующее возрасту и уровню физической подготовленности учащихся. Но оно того стоит. По своим обучающимся вижу, что такой способ подачи материала им очень нравится и усваивается легче. Чаще всего освобожденным учащимся интереснее создать презентацию, чем подготовить реферат.
Так учащиеся с начальных классов привыкают и даже чувствуют необходимость в изучении теоретической части программы. Изучая новый материал из года в год они будут готовы к диагностическим работам, которые не будут вызывать у них трудности.
Успешное освоение теоретической части программы подтверждает не только правильное выполнение тестов в рамках урока. Мои ученики успешно участвуют в дистанционных олимпиадах по физической культуре, занимая призовые места.
Ну и, конечно, самое главное добиться применения полученных знаний о здоровом образе жизни, техники двигательных действий, так как только правильное соотношение теоретической и практической части программы по физической культуре поможет воспитать физически развитого члена общества.
Только комплексное использование современных методов и технологий позволяет добиться успехов в освоении программы.