Парадокс решения проблем мотивации вовлечения педагогических работников в методическую деятельность и самоопределения педагогов в инновационном развитии образовательного учреждения


Парадокс решения проблем мотивации вовлечения педагогических работников в методическую деятельность и самоопределения педагогов
в инновационном развитии образовательного учреждения
Устянина Злата Юрьевна, методист,
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
Центрального района города Кемерово, zlata.ustyanina@bk.ru
По любой целенаправленной человеческой деятельности рано или поздно накапливается обширный опыт, который необходимо систематизировать, анализировать и, выявив наиболее положительные и технологичные аспекты, распространять его среди практиков как образец. Это и является сутью методической работы. Буйлова Л.Н. говорит, что одна из задач методической службы: «отвечать за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих его профессиональному росту» [1]. В условиях модернизации системы дополнительного образования происходит глубокое переосмысление потенциала методической службы учреждения дополнительного образования детей и новое понимание ее роли в повышении профессионального мастерства педагога. Так, например, сегодня уже не считаются инновационными различные формы формального и неформального образования, как это было совсем недавно, а, напротив, в функционал педагога входит непрерывное обучение и повышение квалификации, а также профессиональная переподготовка и участие в сетевых профессиональных сообществах.
В число инновационных направлений деятельности образовательных учреждений вошли сегодня методическое сопровождение инклюзивного и дистанционного образования, методическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей и молодёжи, формирование гибких систем межведомственного взаимодействия и социального партнёрства, внедрение культурологического подхода в образование и создание условий для научно-исследовательской деятельности учащихся в современных сферах науки, техники и производства, и другие.
При этом одной из острых проблем в педагогической деятельности остаётся низкий уровень осознания педагогическими работниками причин и условий результативности своего труда и низкая степень вовлеченности педагогов в методическую, и особенно инновационную деятельность образовательного учреждения. Анализируя причины сложившейся ситуации, можно назвать в числе отрицательно влияющих факторов следующие:
недостаточная информированность педагогов об инновационной деятельности, осуществляемой образовательным учреждением,
отсутствие или недостаточно систематизированная работа коллектива над единой методической темой, которая формулируется из числа актуальных педагогических проблем,
низкий уровень осознания личностного кредо и миссии в профессии,
низкий уровень мотивации к систематизации и обобщению собственного педагогического опыта и позиционированию своего образовательного учреждения на различных уровнях.
Первые две проблемы легко решаются на административном уровне, как только они выявлены в педагогическом коллективе. Решение двух оставшихся проблем представляется сложным и длительным, поскольку предполагает индивидуальный подход к каждому педагогическому работнику.
И тут выявляется парадокс, который сводит на нет всю работу методических служб при всём их старании решить данные проблемы.
Парадокс заключается в том, что проблему низкого уровня осознания своей профессиональной деятельности, её миссии, целей и результативности обходят и начинают сначала решать задачу повышения уровня мотивации к систематизации и обобщению педагогического опыта. Это в корне неправильно, это всё равно, что пытаться ходить на голове, а думать ногами.
Особенно наглядно это видно в работе с молодыми специалистами. Как известно, мотивировать можно материально и нематериально, поощрение может быть выражено не только в денежном эквиваленте, но и в моральной поддержке, в повышении статуса профессионала, в удовлетворении его потребности в самореализации. Молодые специалисты нуждаются в любой поддержке, поэтому им сразу предлагают участвовать в семинарах, конкурсах, конференциях и других мероприятиях, в подготовке к которым необходимо систематизировать педагогический опыт, которого у молодых специалистов ещё нет, как нет и опыта по его обобщению. В то время, как молодой специалист должен за период адаптации в профессии сформулировать своё педагогическое кредо, определить содержание, условия и ожидаемые результаты работы, по факту его вовлекают в серьёзную методическую и инновационную деятельность учреждения, суть которых он недостаточно осознаёт. Не понимая, что и для чего он делает, молодой педагог быстро охладевает и к методической, и к педагогической деятельности, или наоборот, превращается в «пустышку», думая и работая поверхностно, но быстро учится презентовать каждый шаг, так как это высоко ценится в профессиональном сообществе и отражается в стимулирующем фонде оплаты труда.
Отсутствие осознанной личной позиции в любом деле – основная причина низкого уровня мотивации к профессиональной деятельности. Возвращаясь к мысли Буйловой Л.Н., стоит отметить, что выбор педагогов должен быть осознанным. Нельзя выбрать траекторию профессионального роста, не определив некую конечную цель, иначе это тоже парадоксально.
Одной из современных форм методического сопровождения педагогов на каждом этапе профессионального становления является коучинг – вид тренинга, направленный на раскрытие внутреннего потенциала специалиста.
Коучинг-сессия как вид развивающего консультирования строится в форме интервью: педагог отвечает на вопросы, которые задает консультант (методист или опытный педагог-стажист), и сам находит и пути для решения проблемы. Таким образом поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, осуществляется не авторитарно, а на демократической добровольной основе, с индивидуальным подходом и главное, при полном осознании педагогом своей деятельности.
Интересным современным способом пробудить самосознание педагога является упражнение «дотошный педагог», суть которого в том, что каждому педагогу предлагается составить список вопросов по выбранной теме, и побеждает тот, чей список логичнее и длиннее, а также многие другие формы работы, например, «дискуссионные качели» или популярное word-кафе.
Традиционными способами решения проблемы низкого уровня осознания миссии в профессии являются формы работы, нацеленные на формирование личного мнения, активной профессиональной позиции:
вводные беседы или педагогические чтения на начало учебного года, призванные информировать педагогов о круге актуальных проблем теории и практики педагогической работы, когда стихийно образуются и проходят мозговые штурмы и круглые столы по теме,
стимулирование педагогических работников к формулированию своей педагогической миссии и определению содержания профессиональной деятельности через вовлечение в работу профессиональных объединений внутри коллектива – педагогического и методического советов, кадровой школы, методических объединений, временных творческих групп,
вовлечение педагогов в конкурсы профессионального мастерства, так как одним из этапов подготовки является формулирование педагогической миссии или описание системы работы, базовых концепций педагогической работы педагога, принципов и способов,
привлечение педагогов к участию в практико-ориентированных или проблемных семинарах по актуальным проблемам педагогики, так как участие в семинаре предполагает формирование собственного взгляда на проблему и поиск пути её решения, что способствует постепенному профессиональному самосознанию.
Что касается самоопределения педагога в инновационном развитии образовательного учреждения, то для этого необходимо только время. Со временем, после адаптации в профессии, каждый педагог сможет выбрать то направление инновационной деятельности образовательного учреждения, которое отвечает его профессиональным интересам и амбициям, а также является актуальным для его личностного профессионального развития. И со временем поле инновационных поисков педагога может смещаться в другие сферы, что тоже логично в свете профессионального роста и развития.
В конечном итоге решение проблем мотивации педагогических работников к методической деятельности и самоопределения педагогов в инновационном развитии образовательного учреждения будет способствовать повышению качества образовательной деятельности и образовательных услуг учреждения. Однако есть ещё один негативный фактор, препятствующий росту качества методической деятельности педагогического коллектива. Это намечающийся конфликт между поколениями педагогов.
Педагогическое сообщество больше не может закрывать глаза на данную проблему. Молодые педагоги в возрасте до тридцати пяти лет – представители нового поколения человечества, поколения социальных сетей, гаджетов и открытых систем. Они мобильны, активны и восприимчивы именно к инновациям. Однако им не хватает глубины и последовательности, интеллигентности и психологизма, а также концептуальной теоретической базы, которую они подменяют технологиями и формами работы. Указанные различия сталкиваются именно в определении инноваций: то, что ново для педагогов старшего поколения, уже стало нормой для поколения молодых специалистов, вошло не только в их педагогическую практику, но и в жизнь.
На наш взгляд, чёткое терминологическое определение инновационного поля и новаторских подходов в образовании с учётом ментального конфликта специалистов разных возрастных категорий – ближайшая перспектива развития образования. И в решении этого вопроса проблемы мотивации и самоопределения специалистов утратят актуальность и отойдут на второй план, так как в конфликте у каждой стороны будет чёткая позиция. Скорее мы столкнёмся с острой проблемой консолидации педагогических работников всех видов образования в целях сохранения единого образовательного пространства и единой воспитательной среды образовательных организаций.
Уже сейчас ведётся большая работа по созданию гибких и мобильных межведомственных систем, направленных на совместное решение проблем образования. Мы переживаем культурологический кризис перехода от корпоративной к кооперативной культуре, когда добиться целей можно только сообща, используя ресурсы социальных партнёров, а партнёрами могут стать только единомышленники. Отсутствие профессиональной и гражданской позиции сродни нарушению этических норм. Людей без принципов, без собственной точки зрения на актуальные проблемы никто не ценит и не уважает, подобно тому, как описал Д. Алигьери одним ёмким эпитетом:
И с ними ангелов дурная стая,
Что, не восстав, была и не верна
Всевышнему, средину соблюдая… [2]
Но эпоха середнячков уходит. Современное общество ценит либо лидеров, либо безупречных исполнителей. В свете указанных перспектив необходимо активизировать работу методических служб по формированию профессионального самосознания и по сопровождению профессионального становления каждого педагогического работника, потому что истина рождается в споре, а в споре подобных масштабов важен каждый голос.
Список источников:
Буйлова, Л.Н., Кочнева, С.В. [Текст] Методическая служба учреждения дополнительного образования детей / Учебно-методическое пособие / Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. – Москва, ПАИМС, 2000. – 100 с.
Данте Алигьери Божественная комедия [электронный ресурс] http://librebook.ru/bojestvennaia_komediia_aligeri_dante