Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Учусь говорить красиво


Рабочая программа по курсу «Учусь говорить красиво»
составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного МОиН РФ приказом №373от 06.10.2009г.; зарегистрированного Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий;
- авторской программы начального общего образования Т.А. Ладыженская , «Детская риторика в рассказах и рисунках». УМК:
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И.,
Сорокина Г. И. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса.
2. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И., Сорокина Г. И. Учебник-тетрадь для 3 класса. в 2 частях.
- годового учебного календарного графика на 2014-2015 учебный год.
- учебного плана МБОУ СОШ №9;
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООН.
Пояснительная записка.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек,
смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний.
Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеурочного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Занятия по курсу «Учусь говорить красиво» позволят решать следующие задачи:расширить кругозор детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;- обогащать нравственно–эстетического опыта ребенка;- формировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;- формировать познавательный интерес и любовь к чтению, развитие интереса к творчеству писателей; казачьему фольклору.
Общая характеристика курса.
В структуре курса можно выделить три смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даѐт представление о – сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; – компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень еѐ успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даѐт сведения о – тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); – речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определѐнной коммуникативной направленности.. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даѐт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников. Обучение риторике, опирается на опыт учеников, приводит их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь.
Третий блок – «Казачий быт в песнях, сказках, загадках, произведениях донских писателей» - даёт представление об особенностях казачьего творчества, неповторимого колорита казачьих песен, сказок, творчества донских писателей.
Ценностные ориентиры содержания курса
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений
Описание места учебного курса в учебном процессе.
Курс «Учусь говорить красиво» рассчитан на 1 час в неделю во внеурочной деятельности, итого 34 часа в год.
Содержание учебного курса
ОБЩЕНИЕ. Речевые (коммуникативные) задачи. Речевая деятельность. Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приѐмы подготовки. Слушание. Приѐмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение). Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приѐм чтения. Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д. Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи. Вторичные речевые жанры. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, еѐ роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Типы текстов. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Рассказ по сюжетным рисункам.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Учусь говорить красиво» 3 класс
№ п/п Тема занятия № уро-каЭлементы содержания Характеристика основных видов деятельности
Контрольно-оценочная деятельность Требования к уровню подготовки обучащихся (УУД)
Дата
Факт.
дата
1 четверть 9 часов Общение (12 часов) 1-3 Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.) С какой целью? Зачем? (Задачи общения.) 1
2
3 Речевые (коммуникативные) задачи. Речевая деятельность. Говорение. Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д. Речевой этикет. Вежливая речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях. Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты. Называть задачи общения. Называть некоторые коммуникативные профессии. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Реализовывать высказывание с учѐтом коммуникативной задачи. Стартовый
Тестирование Личностными
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответ-ствия речевой роли в данной ситуации;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
Познавательные
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Коммуникативные :- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.
- слушать и понимать речь других;
Предметные:
- Знать задачи науки риторики и её значение в жизни людей.
- Уметь анализировать свою и чужую речь, различать подго-товленную и неподготов-ленную речь, оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения , анализи-ровать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях
Личностными
– объяснять правила вежли-вого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
- Контроль результатов деятельности
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответс-твия речевой роли в данной ситуации;
- Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- давать оценку невежливому речевому поведению.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклас-сниками и самостоятельно.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
- Использовать знаково-символические средства для решения задач.
-определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста.
- Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
2.09
9.09
16.09 4-6 Неподготовленная речь. Подготовленная речь. Приѐмы подготовки. Говорим подробно, кратко. 4
5
6 Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приѐмы подготовки.
Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Различать подготовленную и неподготовленную речь. Анализировать примеры неподготовленной речи. Называть приѐмы подготовки устного высказывания. Демонстрировать уместное использование приѐмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания. Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко. Самооценка и самоконтроль
23.09
30.09
7.10 7 Похвала (комплимент). 7 Оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения. Выразить похвалу и ответить на неѐ в соответствии с коммуникативной ситуацией. текущий 14.10 8 Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному. 8 Слушание. Приѐмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение). Называть задачи слушания. Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации. Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя. Демонстрировать использование приѐмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах. Оценивать свои особенности как слушателя. Самооценка и самоконтроль
21.10 9 Читаем учебные тексты. Учимся писать, редактировать. 9 Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Анализировать роль различных выделений в учебных текстах. Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план. Самооценка и самоконтроль
28.10 2 четверть 7 часов 10 Как исправить текст? (Правка текста.) 10 Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приѐм чтения. Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д. Объяснять, зачем нужно исправлять текст. Называть некоторые приѐмы редактирова-ния (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приѐмами. текущий Коммуникативные :- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.
-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
18.11 11-12 Что такое вежливость. Добрые дела – добрые слова. 11
12 Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Давать определение вежливости. Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях. Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам Тематический тест 25.11
2.12 Текст (12 часов) 13-14 Проверь себя. Тексты разные нужны. Диалог и монолог. 13
14 Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Называть признаки текста, типы текстов Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты. Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления. Различать диалог и монолог. Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов. текущий Личностные
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
- Контроль результатов деятельности
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
- Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- давать оценку невежливому речевому поведению.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
- Использовать знаково-символические средства для решения задач.
-определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста.
- Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
9.12
16.12 15-16 Пиши правильно! Произноси правильно! Употребляй слова правильно! 15
16 Вторичные речевые жанры. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению. Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего . Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарѐм. Проверочная работа
Самооценка и самоконтроль
23.12
30.12 3 четверть 10 часов
17-18 Пересказ. Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация). 17
18 Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, еѐ роль. Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщѐнного изложения текста. Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения. Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа. Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведѐнной выборки частей текста. Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе. Вводить в пересказ эффективные цитаты. Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги Тематический Коммуникативные :- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.
-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Предметные:
-Знать признаки текста, типы текстов.
- Уметь характеризовать разные тексты, различать диалог и монолог, пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём, вводить в пересказ эффективные цитаты .20.01
27.01 19-20 Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? С днѐм рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! 19
20 Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи. Анализировать структуру поздравления – устного и письменного. Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации. Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днѐм рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление Текущий
Составление поздравительной открытки 3.02
10.02 21-22 Рассуждение, вывод в рассуждении. Правило и цитата в доказательстве. 21
22 Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом. Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении. Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами. текущий 17.02
24.02 23-24 Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты. 23
24 Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Рассказ по сюжетным рисункам.
Анализировать сравнительные описания, их структуру. Называть правила сравнения Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учѐтом задачи сравнения. Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение. Реализовывать сравнительное описание разными способами. Тематичекий3.03
10.03 Казачий быт в песнях, сказках, загадках, произведениях донских писателей (10 часов)
25-26 Малые жанры фольклора жителей Дона 25
26 Пословицы, поговорки, загадки, сказки. Особенности казачьей речи, самобытность. Выявление отличительных особенностей казачьих пословиц, поговорок, загадок, сказок от среднерусских. Соединение в казачьих сказках элементов калмыцких, армянских сказок. Самооценка и самоконтроль
Учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
17.03
7.04 4 четверть 8 часов
27-29 Игры и развлечения казаков. Песни Донских казаков. 27
28
29 Знакомство с детскими играми казаков «Утёнок», горелки, чехарда. Продолжить знакомство с казачьими народными песнями «Посею лебеду на берегу». «Комарики» и др. Анализ особенностей казачьих народных песен, ритм, мелодичность, многократные повторения… текущий Уметь характеризовать разные тексты, различать диалог и монолог, пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём, вводить в пересказ эффективные цитаты .Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
14.04
18.04
21.04 30-34 Произведения Донских авторов для детей. М. Шолохов «Нахалёнок»
П.Лебеденко «Сказки Тихого Дона»
30
31
32
33
34 Знакомство с творчеством донских авторов. Сравнение казачьих авторских сказок со сказками других народов, Особенности речевых оборотов. Составление плана рассуждения о том , чем отличаются сказки Донских писателей от других, фольклорные мотивы Донских авторов. Проверочная работа 28.04
05 .05
12.05 19.05 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И.,
Сорокина Г. И. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В. Книга для учителя. Уроки риторики в школе.-М –Баласс 2004
3. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И., Сорокина Г. И. Учебник-тетрадь для 3 класса. в 2 частях. – М.: Баласс
Учебно- практическое оборудование:
1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
2. Компьютер;
3.Проектор;
4. Интерактивная доска;
Результаты изучения предмета и система их оценки
(личностные, метапредметные, предметные)
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Контроль уровня обученности Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем; Итоговый контроль в формах:
 тестирование;
 практические работы;
 творческие работы;
 самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
 60-80% - уровень выше среднего;
 50-60% - средний уровень;
 30-50% - уровень ниже среднего;
 меньше 30% - низкий уровень.