Конспект урока на тему Образование Византийской империи


Класс:7
Дата:
Тема урока: Образование Византийской империи
Цели урока:
Образовательная.Рассказать учащимся о разделе Римской империи,охарактеризовать время правления Юстиниана.
Развивательная.Формировать навыки работы с книгой,картой,историческими источниками.
Воспитательная.Развитие мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого
Ход урока:
І.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку
ІІ.Опрос домашнего задания
1.Какой вклад внес в развитие культуры Карл Великий?
2.Почему стала распадаться империя Карла Великого?
3.Охарактеризуй распад империи?
4.Что вы знаете о господстве майордомов?
ІІІ.Новая тема.
1.Раздел Римской империи на две части
2.Государственная власть
3.Юстиниан и его законы
4.Вторжение славян
5.Арабское нашествие
Вступительное слово учителя
По уровню развития экономики восточные части Римской империи были выше, чем западные. Император Константин перенёс столицу из Рима в 324 году в Византий и империю стали называть Византийской. В 330 году город стали называть Константинополем. Византийская империя занимала земли Европы, Азии и Африки. В её состав вошли страны Балканского полуострова,Малой Азии, Сирия, Египет, Месопотамия и часть Армении. Население было пёстрым: греки, евреи, армяне, арабы, даки, грузины. Государственным языком был латинский до VII века. Затем его вытеснил греческий. Империю полностью обеспечивали зерном Египет и Фракия. Здесь развивались ремёсла, было много городов, развивалась торговля. Константинополь называли «золотым мостом»  между Востоком и Западом. В городе можно было встретить купцов из многих стран мира: Китая, Тюркского каганата, Ирана, Западной Европы, Африки, Индостана. Золотая византийская монета – номисма – во всех странах мира считалась самой надёжной монетой. Земли Византии были плодородными и давали по 2-3 урожая в год. Культивировалось бахчеводство и садоводство. Хорошо было развито скотоводство. Здесь преобладали общины свободных землевладельцев и крестьян.По государственному строю, империя была  абсолютной монархией. Вся власть сосредоточена в руках «василевса» - императора. Он являлся судьёй, издавал законы, проводил внешнюю политику, командовал войсками. Передача его власти по наследству не была узаконена, поэтому любой заговорщик мог захватить власть в государстве.В 532 году было подавлено восстание «Ника», организованное партиями «венета и «прасины». Византийская империя достигла своего могущества в период правления Юстиниана (527-565гг.) При Юстиниане христианская религия была объявлена государственной. Христианская церковь была опорой государству и союзником императора. В 532-537 гг. был возведён храм Святой Софии. С конца VI века главой византийской церкви стал константинопольский патриарх. Церковь освобождали от налогов и наделяли землями. Законы Юстиниана «Собрание гражданских прав» преследовали цель укрепления неограниченной власти императора и государственного строя . Они способствовали и развитию экономики.
В 443 году и 447-448 годах гунны под предводительством Атиллы совершили поход на Византию и вынудили её платить дань.  С конца V века на Византию стали нападать славяне. Доходили до Константинополя. В 70-х годах VII века было создано первое славянское государство – Болгарское царство. С 30-х годов Византии стали угрожать арабы. Они отторгли от Византии Сирию, Палестину, Египет и Северную Африку. Византийская империя существовала более тысячи лет. Захватнические войны и восстания народа ослабили империю и она пала под напором турок сельджуков.

ІҮ.Закрепление урока 
1.Творческие задания
1.Составьте тезисы по сильной императорской власти в Византийской империи.
2.Составьте кроссворд по теме «Византийская империя».
Ү.Рефлексия
Закончи мысль
1.Экономика Восточной Римской империи была выше, потому что…
2.Византийская империя занимала земли Европы, Азии и Африки, в её состав вошли страны…
3.Византийская монета…… считалась…..
4.Законы Юстиниана «Собрание гражданских прав» преследовали цель…..
5.Христианская церковь была опорой……
ҮІ.Оценивание учащихся
ҮІІ.Домашнее задание. 1. Напишите сообщение о правлении Юстиниана и его законах.
2.Параграф на пересказ