Конспект урока по теме: Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев.


Конспект урока по теме: Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев.
Дата урока:
Цель урока: познакомиться с устройством Римской республики
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты: Предметные: Научатся объяснять смысл понятий: республика, консул, патриции, плебеи, народный трибун, охарактеризовать причины падения царской власти в Риме.
Личностные: Будет сформировано представление о социально - политическом устройстве Древнего Рима.
Метапредметные: Регулятивные: Смогут определить устройство Римской республике.
Познавательные: Смогут сравнить положение плебеев и патрициев, объяснить причины борьбы между ними.
Коммуникативные: Работая с документами смогут ответить на вопрос как проходила борьба патрициев и плебеев. Подвести итоги.
Основное содержание темы: Падение царской власти и образование республики. Положение патрициев и плебеев. Причины борьбы. Ход борьбы. Успехи плебеев.
Основные понятия: республика, консул, патриции, плебеи, народный трибун.
Даты: 509 г. до н.э. - установление республики в Риме, 326 г. до н.э.- отмена долгового рабства.
Выдающиеся люди: Тарквиний Гордый, Луций Юний Брут.
Образовательные ресурсы: История Древнего мира, 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ авт. Т.П. Андриевская, М.В. Белкина, Э.В. Ванина. М.; «Вентана - Граф». 2014 г., карта «Древняя Италия в IV в. до н. э», карточки с вопросами и заданиями, презентация «Падение царской власти и образование республики».
Сценарий урока
1. Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.
Здравствуйте, юные историки! Сегодня у нас необычный урок, предстоит работа в группах . Группы называются «Италики», «Латины», «Этруски». За работу в группе, за каждый правильный ответ вы будете получать жетоны в виде лавровых листов. А в конце урока мы подведем итог, какая группа была самой активной. Чтобы добиться хороших результатов, работать нужно дружно и сплоченно, для этого мы возьмёмся за руки! И я думаю, что у нас сегодня всё получится!
На парте у вас разложены смайлики, поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению!
2. Проверка домашнего задания:
У доски:
Группа «Этруски» работает с заданием «Установите соответствие»:результат сразу виден у доски
Ромул
а. 753 г. до н.э.
Основание Рима б. сенат
Совет старейшин в. первый царь Рима
Италики г. племена населявшие Италию и говорившие на родственных языках.
Латин д. одно из племён италиков
Группа «Латины»работаю по карточкам с заданиями Найти обобщающее слово: Ромул, 753 год до н.э., основание Рима, Рем, волчица.
Найдите лишнее: Италия, «Страна телят», Балканский полуостров, Сервий Туллий, латины. (слова прикрепляют на доску)
Группа «Италики» собирают пазлы карту Италии. Соответствует карта изображению на слайде? Сверяют по слайду.
А вы знаете, что…
Один никому не известный грек по имени Герострат пошёл на преступление в 356 г. до н.э. – поджёг красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Как вы думаете, зачем он это сделал? А как ещё можно прославиться? (Ответы учеников).
А сегодня мы узнаем, чем прославились римляне!
Показываю на слайде 3 портрета. Вопросы: Кто изображен на иллюстрациях? (Ответ- цари). А кто из них последний царь? А почему он стал последним царем?
Из ответов вы узнали, что римляне изгнали последнего царя. Естественно, встал вопрос – что делать дальше? Как управлять страной?
Учитель предлагает сформулировать тему сегодняшнего урока (выяснить, какая форма правления сложилась в Риме в четвёртом веке до нашей эры и каково её устройство). Тема урока на слайде.
3. Стадия осмысления.
План изучения нового материала:
1. Падение царской власти и образование республики.
2. Происхождение патрициев и плебеев. Причины борьбы.
3. Ход борьбы. Успехи плебеев.
4. Итоги борьбы. Гражданское равноправие.
1. Падение царской власти и образование республики.
Просмотр презентации по теме: «Падение царской власти и образование республики». Знакомство с политическим устройством Рима.
Запись на карточках на доске: Консул – высшая должность в римской республике.
Республика – в переводе с лат. «общее дело».
509 в. до н.э. – утверждение республики в Риме.
Сенат – совет старейшин
Обучающиеся ищут значение слов в толковых словарях.
Вывод к пункту.
2. Происхождение патрициев и плебеев. Причины борьбы.
А сейчас мы познакомимся с основными категориями населения Рима: патрициями и плебеями. Работа с видеороликом. Найдите в словарях этимологическое происхождение терминов. Рассказывают об этих понятиях.
Вопрос: как вы думаете, каковы причины борьбы патрициев и плебеев? (ответы учащихся). Сверяем по слайду.
Равные права на владение землей
Причины борьбы (презентация)
Отмена долгового рабства


Равные права в политической жизни

Физкультминутка.
3. Ход борьбы. Успехи плебеев.
Сейчас, ребята вы поработаете с источником. На карточках вопросы, на которые вы должны ответить.
Работа в группах.
1 группа («Латины» - Рустам, Олеся, Даша, Дима)
Прочитать стр. 214-215. Ответьте на вопросы:
1. какова главная обязанность Народных трибунов?
2. что такое право «вето»?
2 группа («Этруски» - Динара, Амина, Артём, Айдана)
Прочитать стр. 214-215. Ответьте на вопросы:
1. Почему запись законов для плебеев стало успехом в 451-450 годах?
2. Что такое «Законы 12 таблиц»?
3 группа («Италики»- Камила, Ильнур, Яна, Леша)
Прочитать стр. 214-215. Ответьте на вопросы:
1. Что указывалось в «Законах 12 таблиц»?
2. Какими правами они наделяли граждан?
3. Какими наказаниями?
После каждая группа выступает с ответом.
Подводят итоги к полученным знаниям по пункту.
4. Итоги борьбы. Гражданское равноправие.
Обучающиеся на основе полученных знаний подводят итоги борьбы плебеев и патрициев. На слайде.
1) 326 г. до н.э. – отмена долгового рабства.
2) плебеи стали полноправными римскими гражданами
3) плебеи наряду с патрициями принимали законы
4) участвовали в работе народного собрания
5) выбирали консулов.
4. Закрепление. Перед вами предметы, которые относятся к консулу, патрициям, плебеям. Раздаю карточки с понятиями, а обучающиеся из каждой группы выбираю вещь, которая относятся к данным категориям.
4. Итоги урока. Стадии рефлексии.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса с помощью игры «Да - Нет» (верные и неверные утверждения). Верный ответ показывают палец вверх, палец вниз - ответ неверный.
Я утверждаю, что…
1. Республика в переводе с латинского обозначает «общее дело».
2. Плебеи могли стать консулами.
3. «Вето» по – латински «разрешаю»
4. Выбирали 2-х консулов
5. Один консул был главнее другого.
Итак, знания ваши обширны и прочны, но чтобы окончательно в этом убедиться, предлагаю закончить фразу.
У каждого в печатном виде карточка с фразой: «Теперь я знаю, что в Древнем Риме….». Необходимо завершить предложения.
Подведем итоги нашей работы. Сплетите венок из лавровых листьев. Сравним венки. Чей венок пышнее?
Ребята, а теперь я попрошу вас поднять смайлики, которые покажет ваше настроение!
5. Домашнем задание : прочитать параграф 41, вопросы 1-5.
Индивидуальное задание:
на «4» определите по словарю значение слова «честолюбие». Как вы понимаете словосочетание «гражданское равноправие»?
на «5» эссе «Почему именно для патрициев было важно сохранить память о предках?»
Ребята, сегодня мы поработали плодотворно, я вами довольна! Граждане рукоплещите!