Методическая разработка в соотсетствии с ФГОС План- конспект по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»

Методическая разработка в соотсетствии с ФГОС
План- конспект по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»
Автор материала: Гужавина Наталья Сергеевна
Учитель истории МБОУ "СУВОУ для ОсДП"
Г.Лысьва Пермский край

Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.
Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы

Метапредпетные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
 Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Цели:
изучить занятия германцев в период варварского общества;
выяснить, как жили германцы и чем они занимались, как выделилась знать
выяснить, что завоевания германцев положили начало формированию соседской общины;
познакомить учащихся с последствиями распада Римской империи
ознакомить учащихся с возникновением раннефеодальных государств.
развивать умение работать с историческим источником


Основные понятия: варвары, готы, кельты, германцы, гунны, родовая община, род, племя, герцог, дружина.

Оборудование: карта «Европа в V-VII вв.», атлас «история Средних веков, карта №1; учебник Е.В.Агибалова / Г.М.Донской;компьютер, презентация.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации и включением игровых ситуаций.






Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Актуализация знаний
Ответить на вопросы;
1) Что изучает история Средних веков?
2) Какой период охватывает Средневековье?
3) По каким источникам учёные изучают историю Средних веков?
4) Что поможет нам узнать о том, как жили в Средние века и чем занимались?

3. Мотивационно-целевой этап .Сообщение темы и целей урока.
4. План урока:
Деревни древних германцев.
Занятия древних германцев.
Как германцы принимали гостей.
Выделение знати у древних германцев.
Великое переселение народов.

5. Изучение нового материала.

1. Деревни древних германцев

В первые века н.э. германцы занимали территорию от Рейна до Одера, а так же на части Скандинавского полуострова. Эту территории покрывали дремучие леса и непроходимые болота.
Селились германцы на полянах, у опушек, около рек и озёр, на побережьях морей.
Их посёлки обычно состояли из одной усадьбы, причём « каждый окружает свой дом пространством» (Тацит).
Позже эти маленькие поселения разрастались в деревни по 10-15 дворов. Деревни ограждались валом или рвом. Жители деревни или соседних усадеб составляли ОБЩИНУ, которая решала свои

Занятия древних германцев.

« Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства»
«Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса» - писал Цезарь о германцах. Они разводили коров, свиней,
Овец, а из птиц – кур, гусей, голубей.
Позднее у германцев стало преобладать земледелие. Они распахивали землю сохой или плугом, рыхлили бороной. Тягловой силой им служили волы.
Германцы обрабатывали свои участки до истощения почвы, затем забрасывали и расчищали новый.
(Германцы занимались охотой, рыбной ловлей, собиранием дикорастущих плодов. Из комочков железной руды они ковали орудия труда и оружие.
Посуду , одежду и утварь каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но вскоре появляются специалисты – гончары, ткачи, плотники. Мастера умели так же строить повозки, лодки, корабли. В хозяйстве по дому помогали рабы из числа пленных.
Германцы давно торговали с римлянами: покупали: изделия из бронзы и стекла, оружие, лошадей, вина, хорошие ткани и украшения, а продавали рабов, скот, кожу, особенно янтарь и меха.
Как германцы принимали гостей.

Самостоятельная работа Прочитайте п. 3 на стр. 13 и ответьте на вопрос: « Какими были взаимоотношения у германцев с родичами?»
-

4.Выделение знати у древних германцев.

Племенем управляло народное собрание. Все взрослые мужчины по зову старейшин в лунную ночь сходились на обширной лесной поляне.
- Какие же вопросы могло решать собрание мужчин?
1) объявлять войну и заключать мир
2) выбирало военных вождей
3) разбирало споры
4) обсуждали события и законы
Собрание мужчин судило по старинным законам. За предательство или трусость –смерть.
В начале нашей эры у германцев появилась знать ( первые люди племени)
Это были старейшины родов и военные вожди племени ( ярлы, герцоги – ведущие войска)
Постепенно вошло в привычку выбирать вождей из одних и тех же знатных семей. На своих пирах они заранее обсуждали важные дела. Рядовые члены племени по обычаю звоном оружия и криками отвергали предположения.
Все свободные мужчины у германцев носили оружие. Во время войны они становились воинами – собирали народное ополчение во главе с вождём, который должен был отличаться воинскими умениями и доблестью.
Вожди стали набирать себе постоянные военные отряды – дружину. Дружинники приносили вождю клятву верности, считали позором предать своего вождя.
Тацит писал: « Они считают леностью и малодушием приобретать то, что можно добыть кровью.»

5. Великое переселение народов

Работа по учебнику:
« Великое переселение народов» стр. 15 – 17

Закрепление изученного материала
Объясните значение понятий: родовая община, род, племя, герцог, дружина.

Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Какие умения и навыки отрабатывали?
С какими новыми терминами познакомились?
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
Какие выводы сделали?

8. Домашнее задание (нет, специфика учебного заведения).

Заголовок 315