Презентация в помощь учителю информатики Анализ современного урока информатики


Анализ современного урока информатики Самоанализ урока Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся. Уровни самоанализа урока Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Задачи урока: Обучающие: создать условия для усвоения и понимания решения …, организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях при решении … Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность всего класса, способствовать сплочению команды, класса … Развивающие: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной компетентности … Средства обучения: Компьютерная техника с программным обеспечениемМультимедийные ресурсы. Типы ресурсов: тесты, дополнительные задачи к уроку (энциклопедические статьи), иллюстрации к задачам, практические задания, тренажёры. Ресурсы сети ИНТЕРНЕТДидактический материалУМК !!!!!Демонстрационный материалУчебный кабинет как средство обучения!!! Формы обучения КоллективнаяГрупповая (в т. ч. парная)индивидуальная Формы контроля знаний ТестыОтветПродукт проектаФронтальный опросИнтерактивный контрольСамоконтрольВзаимоконтрольДиктант, программированный опрос и пр. Современный урок информатики Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. Требования к современному уроку 1. Условия успешного проведения урока:а) материальные требования б) создание психологического комфорта на урокев) основные ориентиры деятельности педагога (готовность к неожиданностям, анализ педагогических ситуаций, самоконтроль)2. Содержательно-методическая сторона учебного занятия:а) целенаправленность и ясность формулировки задач обученияб) учебное занятие есть часть системыв) соблюдение логического единства учебного занятия 3. Реализация принципа активности и развивающего характера обучения:а) активность воспроизведения, интерпретации, творчестваб) развивающий характер обучения – идея активного взаимодействия участников учебного процесса Подавай материал и учитывай время! Распределение учебного времени на уроке: Получение информации – 40% (учебного времени) 1. Постановка учебной задачи перед учащимися 2. Изложение новых знаний или самостоятельная работа учащихся по их приобретению Распределение учебного времени на уроке: Освоение информации – 40% 3. Закрепление знаний, умений и навыков на практике 4. Применение знаний, умений и навыков на практике Распределение учебного времени на уроке: Контроль информации – 5-10% Коррекция процесса рассогласования с информацией – 10-15% 5. Проверка их усвоения Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную деятельность Основные этапы современного урока: Организационный моментПроверка домашнего заданияВведение нового материалаЗакрепление нового материлаКонтроль за результатом учебной деятельностиЗадание на домПодведение итогов урока Урок может включать все названные элементы – тогда он называется комбинированный урок; или только некоторые элементы – специализированный урок (направленный на решение определенной дидактической задачи) Структура урока изучения нового материла: ОргмоментПервичное введение материалаУказание на то, что учащийся должен запомнитьМотивация запоминания Сообщение или актуализация техники запоминания Первичное закреплениеКонтроль результатов первичного запоминанияРегулярное систематизированное повторениеВнутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новыхЗадание на домИтог урока Структура урока формирования умений и навыков: ОргмоментПовторение сформированных умений и навыковПроведение проверочных упражненийОзнакомление с новыми умениями, показ образца формированияУпражнения на их основеУпражнение на их закреплениеТренировочные упражнения по образцуУпражнения на перенос в сходную ситуациюУпражнения творческого характераЗадание на домИтог урока Структура урока закрепления: ОргмоментВоспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданийВыполнение учащимися различных заданий, задач, упражненийПроверка выполнения работОбсуждение допущенных ошибок и их коррекцияЗадание на дом (если это необходимо)Итог урока Структура урока повторения: ОргмоментПостановка образовательных, воспитательных, развивающих задачПроверка домашнего заданияПодведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке.Задание на домИтог урока Структура урока проверки знаний: Организационный моментВступительное слово учителя Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий Проверка выполнения работФормулирование выводов по изученному материалуОценка результатов урокаПодведение итоговЗадание на дом (не всегда) Структура урока применения знаний, умений и навыков: Организация начала урокаСообщения темы урока и его задачИзучение новых знаний, необходимых для формирования уменийФормирование, закрепление первичных уменийУпражнения в применении знаний и умений Творческое применение знаний и уменийУпражнение по отработке навыковДомашнее заданиеИтог урока с оценкой проделанной учащимися работы Триединая цель урока (ТЦУ) – это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем к концу урока Цели урока информатики: Образовательная (познавательная)ВоспитательнаяРазвивающая Образовательный аспект: Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знанияОсуществлять выполнение главных требований к овладению знаниямиФормировать навыкиФормировать умения Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке Развивающий аспект: Развитие речи Развитие мышления Развитие сенсорной сферы Развитие двигательной сферы Воспитательная цель - направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга Требования к уроку информатики: Дидактические требованияПсихологические требованияТребования к организации познавательной деятельности учащихсяГигиенические требованияТребования к технике проведения урока Дидактические требования Четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающимися и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков.Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихсяПрогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапахВыбор наиболее рациональных методов, приемов и средств оьучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в деятельности учащихсяРеализация на уроке всех дидактических принциповСоздание условий успешного учения учащихся Психологические требования Психологическая цель урокаПроектирование развития учащихсяУчет психологической задачи изучения темыСтиль урокаОпределение содержания и структуры урокаОсобенности самоорганизации Требования к организации познавательной деятельности учащихся Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихсяОрганизация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и уменийУчет возрастных особенностей учащихсяЗакрепление результатов работыОрганизованность учащихся Гигиенические требования Температурный режимФизико-химические свойства воздухаОсвещениеПредупреждение утомления и переутомленияЧередование видов деятельностиСовременное и качественное проведение физкультминутокСоблюдение правильной рабочей позы учащегосяСоответствие классной мебели росту школьника Требования к технике проведения урока: урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; Требования к технике проведения урока: доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника. План урока - это методический вариант организации работы учащихся над материалом урока В плане урока обычно указывается: темацель урока (образовательная, развивающая, воспитывающая)распределение времени по этапам (проверка знания, объяснение нового, упражнения)кратко поясняется содержание работы Рекомендации к плану урока: Начало подготовки к урокуЧетко сформировать для себя и для учащихся целевую установку урокаСпланировать учебный материалПродумать «изюминку» урокаСгруппировать отобранный учебный материалСпланировать объем и форма самостоятельной работы учащихсяПродумать индивидуальный подход к разным ученикамПодготовить оборудование для урокаОпределить домашнее заданиеПродумать форму подведения итогов урокаСоставить конспект урока Самоанализ урока: Общие сведения об урокеДата, школа, класс, предмет, Ф.И.О. учителя, тема учебной программы, тема урока, цель и тип урока. Самоанализ урока: 2. Организация урокаГотовность учителя и учащихся к урокуОбзор средств обучения и учебной среды. Оборудование кабинета, его удобства для учащихся и учителя, состав оборудования. Готовность средств обучения и кабинета.Мобилизирующее начало урока.Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером. Самоанализ урока: 3. Структура урокаЭтапы урока, распределение времени.Четкость этапов его содержанию, выделение главного.Соответствие структуры урока целям и его содержанию.Насыщенность урока и темы.Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы.Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменным видом деятельности с устными, бескомпьютерные с компьютерными. Нагрузка в течение урока. Самоанализ урока: 4. Содержание урокаОбъем фактического материала, соответствие программе, используемому учебнику и уровню знаний учащихся.Правильность и полнота определения содержания образовательных, развивающих и воспитывающих задач урока, а именно: овладениями учащимися знаниями о процессе преобразования, передачи и использования компьютерных технологий.Этапы повторения и закрепления материала, способы. Соответствие теории и упражнений.Повторение пройденного, опорные знания.Внутрипредметные и межпредметные связи. Самоанализ урока: 5. Методы, приемы и средства обученияЦелесообразность методов обучения.Соответствие содержание урока общедидактическим требованиям Степень интереса учащихся к изучаемому материалы, Наличие обратной связи «учитель – ученик». Развитие логического мышления у учащихся и самостоятельности в обучении.Индивидуализация обучения - разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым.Система контроля знаний учащихся. Средства достижения и поддержания внимания, учащихся на уроке и интереса к предмету. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Соответствие использованных средств обучения теме урока.Методы деятельности учителя на уроке. Оценка трудоемкости домашнего задания Итоги урока, его воспитательная ценностьЦели, которые намечал учитель на уроке, их достижение. Самоанализ урока: 6. Учитель как личностьЗнания и методическая грамотность учителя.Культура речи и педагогический такт.Доброта и требовательность к учащимся.Контакт учителя с учащимися, взаимоотношения (авторитарные, либеральные, сотрудничество).Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы. Самоанализ урока: 7. Заключение по урокуЭффективность обучения – насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора программных средств. Воспитательный эффект урока.Ценные стороны урока и недостатки.Предложения учителя Примерная схема самоанализ урока: Класс _______Тема урока ________________Тип урока и его структура ________________1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса ( кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)   Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока? 3.Какова триединая дидактическая цель урока  ( его обучающий, развивающий, воспитательный объект ), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли  "связки" между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями? 7.Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока?  В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.9.Как вы оцениваете результаты урока?  Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?10. Наметить перспективы своей деятельности. Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков Три уровня домашний заданий: Обязательный минимум - задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.Тренировочный - его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу.Творческое задание - оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Правила задавания на дом: для задавания на дом необходимо отводить специальное время;давать задания следует при полном внимании всего класса;домашнее задание должно быть понято всеми без исключения;учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д. Приемы подачи домашнего задания: Задание массивом. Стимулируется выполнение большого числа задач из массива релейными контрольными работами.Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания.Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые используются в том же или следующих классах.Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом. Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Доклад Домашнее задание должно быть дозировано по времени:от 1 часа в начальной школедо 3-4 часов в выпускных классах Способы проверки домашнего задания: 1. Решение домашних примеров2. Выяснено, что задание не выполнено или выполнено неверно у многих учащихся3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На любом этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения. Спасибо за внимание