Задания для самостоятельной работы по теме Казахское ханство в период правления хана Тауке


Материал для самостоятельной работы по теме
«Казахское ханство в период правления хана Тауке»
Последствия для внутриполитического развития
Используя текс параграфа, заполните схему:

Причины
Феодальные усобицы, соперничество между знатью и феодалами в середине XVII веке

Последствия для внешнеполитического положения



Заполните таблицу « Казахско- джунгарские отношения в XVII- начале XVIII веков»
Дата Событие Результат
Работа с историческим источником
« В 1643 году джунгарский правитель Батур- хунтайджи выступил в поход в казахские степи с 50-тысячным войском. Весть об этом дошла до ханской ставки в Туркестане. Жангир принимает смелое решение и выходит навстречу врагу со своим отрядом, главной ударной силой которого были 600 стрелков, вооруженных фитильными ружьями. Вместе с тем Жангир обратился за помощью к казахскому эмиру Бухары Жалантос Бахадуру. Историк И.Фишер, первым написавший об этой битве, в своей книге « История Сибири» пишет: « Жангир приказал одной части войск окопаться в узком межгорном ущелье, а другой спрятаться за горой, пока калмаки не доберутся до западни в узкой горловине. Так и случилось , как он задумал: хунтайджи уверенно напал на крепость –западню, в это время Жангир сбоку навалился на врага, взял его под град стрел и огонь фитильных ружей и уложил на поле боя около 10 тысяч вражеских бойцов». В это время на помощь подоспел Жалантос Бахадур со своим 20-тысячным войском, и враг отступил».( энциклопедия Казахское ханство)
Вопросы:
О какой битве идет речь? Когда и где она произошла?
Каковы причины нашествия джунгарских войск на территорию Казахстана?
Найдите в тексте параграфа сведения о герое данной битве- хане Жангире.
Каков результат данной битвы?
Прекратились ли джунгарские набеги на территорию Казахстана? Почему?
Творческое задание:
Используя текст параграфа и текст документа, нарисуйте схему Орбулакской битвы.
Работа с историческим источником
« Сей золотой век, о котором вспоминают они ( казахи) со вздохами, есть царствование знаменитого хана, который, если верить преданиям, был действительно в своем роде Гений, и в летописях казачьих должен стоять наряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал многие законы» ( А.Левшин. Описание киргиз- кайсацких орд и степей)Вопросы:
О каком хане сообщал А.Левшин?
Почему он сравнивает его с Ликургом и Солоном? ( Ликург - легендарный спартанский законодатель, живший предположительно в 9 или 8 вв. до н.э, Солон- политический деятель и
реформатор Афин, его причисляли к «семи мудрецам»).
Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие мнение А.Левшина.
Используя памятку, дайте оценку деятельности данного хана.
Перечислите права хана по законам « Жеты Жаргы»
ХАН


Управленческие функции
Судебные функции
Законодательные функции

VII.Заполните схему « Реформа верховной власти при хане Тауке»
Причина реформы
…………………………………………………………………………………………….
……………………………….


Цель реформы…………………………………………...
…………………………………………………………….


Сущность реформы…………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..


Результат реформы для развития страны
…………………………………………………………………………………………………………………………….
Результат для ханской власти
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


VIII.Работа с историческим источником
« Жеты Жаргы»- законы хана Тауке:
Родственники убитого имеют право лишать жизни убийцу; а отрубивший руку, ногу, ухо и прочее должен быть лишен той же части тела. Наказания могут быть смягчаемы по приговорам судей или согласию истцов, и тогда преступник наказывается уплатою куна, т.е. отдавая за каждого убитого мужчину 1000, а за женщину 500 баранов.
Кто убьет султан или ходжу, тот платит родственникам кун за семь человек. Обида султана, или ходжи словами, наказывается пенею в 9 скотин, а за побои 27 скотин.
За убитую охотничью собаку или беркута хозяин может требовать невольника или невольницу.
Над рабами владельцы имеют неограниченное право жизни и смерти. Жалоба раба на господина нигде не приемлется.
Сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажают на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком: корову сию водят вокруг аулов и сидящего на ней бьют плетью; а дочь связывается и придается матери для наказания по ее произволу.
Изобличенный в воровстве возвращает трижды девять раз украденное, и наказание сие называется айбана. Если покража состоит в скоте, то виновный должен придать к верблюдам одного пленного, к лошадям одного верблюда, к овцам одну лошадь. 100 верблюдов равняется 300 лошадям и 1000 овцам.
Если ответчик к суду не явится или присужденной пени заплатить не сможет, то оная взыскивается с его родственников или с его аула, предоставляя оному право возвратить свою потерю совершением над виновным судебного приговора.
Вопросы:
Какие сведения о социальном составе казахского общества можно получить из этих законов? Как вы думаете, почему различаются наказания за преступления в отношении богатых и бедных членов общества, а также в отношении мужчин и женщин?
Почему « Жеты Жаргы» называют памятником обычного права казахов?
Какие сведения о хозяйственной жизни казахского общества можно получить из этих законов?
Что такое кун?
В интересах какого класса общества были написаны законы?
Что в данных законах вам кажется справедливым, а что несправедливо?
Чем законы хана Тауке отличаются от современных законов?
Каковы последствия принятия законов для развития страны?

IX.Творческое задание:
Используя « Жеты Жаргы», составьте и разыграйте сценку суда по одному из законов хана Тауке.