Дополнительная общеобразовательная программа вокальный кружок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Расцветская средняя общеобразовательная»

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________________
от «____»_________201_г.

«Принято»
Методическим советом школы
Протокол № _______
от «____»__________201_ г.

«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Расцветская СОШ»
________________________
Приказ № _____
от «___»____________201_ г.










Дополнительная общеобразовательная программа
(общеразвивающая)
художественного направления
«Веселые нотки»
Возраст учащихся 7 – 9 лет
срок реализации 2 года







Составитель: Селяева Елена Васильевна, учитель музыки первой квалификационной категории







Расцвет, 2016

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Веселые нотки» художественной направленности реализуется в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.; СанПиН 2.4.4.3172-14 от 20.08.2014 г.; Приказом МОиН РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.№ 1726 – р. на основе типовых программ: М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса» Белгород, 2006г; Д Огороднова «Музыкально – певческое воспитание детей», то есть, является модифицированной.
Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла существования и своего места в нем, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования России. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая развитию детей.
Срок реализации программы 2 года.
Предлагаемая программа предназначена для организации музыкальной деятельности учащихся ОУ в возрасте от 7 до 9 лет и реализуется через кружковую деятельность.
Направленность дополнительной образовательной программы: художественное. Воспитание ребенка начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая культура личности снимает противоречия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и субъективным.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что эстетическое воспитание, развитие музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры нужно начинать в детстве. Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место, среди которых занимают музыка, театр, хореография, фольклор.
Данная программа является лишь одним звеном в работе со школьниками и направлена на развитие детей путем музыкальной деятельности. Программа направлена на мотивацию детей к творчеству, развитию общей культуры личности, гармонии отношений с окружающим миром. Программа воплощает следующие функции процесса обучения:
образовательную (вооружает детей системой знаний)
развивающую (развивает способность к познанию и творчеству)
воспитательную (формирует взаимоотношения детей с окружающим миром, воспитывает чувство патриотизма)
оздоровительную (оказывает благоприятное воздействие на психическое здоровье)
На основе музыкальной деятельности, занятий вокалом предполагается работа по следующим видам обучения и воспитания: нравственному и эстетическому. Организация данной работы учит детей воспринимать красоту, формирует эстетические чувства и потребности путем расширения сферы процесса музыкальной творческой деятельности, организованного и неорганизованного общения.
Главной идеей работы является развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты, учитывая природные задатки и интересы с учетом склонностей и желаний.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, творческого начала и формирование музыкальной культуры нужно начинать в детстве. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыкой можно изменять развитие человека, влиять на эмоциональное самочувствие ребенка.
Особенностью программы является то, что ее комплексный характер способствует объединению нескольких видов музыкальной деятельности. Необходимость создания программы вызвана:
б) недостаточным отражением этой темы в существующих программах;
в) необходимостью организации досуга детей в ОУ;
г) воспитанием творческого начала и интереса к искусству.
Главным направлением программы является: развитие личности ребенка посредством музыкальной деятельности в условиях сельской школы. Решение данной проблемы по предлагаемой программе осуществляется через развитие творческих способностей в музыкальной театрально-игровой деятельности и вокала. Поэтому важная задача эстетического воспитания детей – учить воспринимать красоту, формировать эстетические чувства и потребности. Реализация программы осуществляется по следующим этапам:
1 этап – диагностика;
2 этап – распределение по группам детей для работы по программе;
3 этап – развитие способностей посредством музыкальной деятельности.
Работу по программе мы предлагаем осуществлять с помощью индивидуальных и групповых занятий, концертов, коллективных творческих дел, праздников. Для этого мы используем такие методы как по источнику знаний, по назначению, по характеру познавательной деятельности и дидактической цели.
Результатом совместной работы деятельности детей и педагога мы видим приобретение представлений о нормах и правилах поведения, приобщение к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, музыке, как средству духовно-нравственного развития человека в социуме.
Направленность вокального ансамбля – художественно-эстетическая. Программа рассчитана на три года обучения. Основное внимание уделяется развитию вокальных данных студийцев и отработке теоретического материала. В ансамбль принимаются дети с различными музыкальными данными, в возрасте от 7 до 10 лет.
Цель программы - Развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности,
Задачи:
Развитие певческой культуры детей.
Формирование музыкальной культуры:
Развить способность активного восприятия искусства;
Образовательный процесс включает в себя различные формы и методы
обучения:
     -репродуктивный (воспроизводящий);
     -иллюстративный (объяснение сопровождается наглядным примером и демонстрацией);
     -эвристический (проблема формулируется учащимися, ими и предлагаются способы её решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокальное пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. Поэтому в руках умелого руководителя пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие многогранные средства музыкально-эстетического воспитания человека, как слово и музыка.
Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а так же развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга.
Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет предмет вокала. Занятия по вокалу дают возможность активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный слух, вкус, помогают обучающимся более полно раскрыть образ избранного им персонажа. Ребенок с помощью средств музыкальной выразительности (звуковедения, артикуляции, штрихов, нюансов) доносит до зрителя характер своего героя, его эмоции. Однако прежде, чем все это увидит зритель, предстоит огромная совместная работа педага и обучающихся.
Учебно-тематический план. 1 год

Наименование разделов и тем
Количество часов



всего
теория
практика

1
Вводное занятие
1
1


2
Основы певческой культуры, вокала.
24
5
19

3
Сценическая культура
10
3
7


Учебно-тематический план. 2 год

Наименование разделов и тем
Количество часов



всего
теория
практика

1
Вводное занятие
1
1


2
Певческая техника, музыкальный слух
24
5
19

3
Создание творческого образа.
10
3
7


Содержание программы.
Педагог на занятиях решает 5 групп задач:
1. координационные;
2. мышечно-тренировочные;
3. эстетические;
4. музыкально-исполнительские;
5. свободное ориентирование в работе с техникой (микрофонами, магнитофонами, фонограммами и т.д.).
Вокальная педагогика пытается решить эти задачи комплексно. Прежде всего, поющему ребенку необходим здоровый, выносливый, высокоуправляемый голосовой аппарат. Человеческий голос – огромное богатство, которым надо разумно пользоваться, охранять и беречь его. Педагоги – вокалисты должны обеспечить естественное, постепенное, спокойное формирование певческих навыков, развитие певческого голоса у каждого обучающегося, не нанося при этом ни физического, ни морального ущерба ребенку. В связи с этим очень помогает в работе фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Например, с помощью артикуляционной гимнастики почти у всех детей снимается челюстно-лицевой зажим, а некоторые дети на первых занятиях даже рот открывать не могут. Необходимо работать с детьми в соответствующем их индивидуальным особенностям диапазоне.
Основными общедидактическими методами обучения являются:
голосовой (демонстрация педагогом изучаемого материала);
словесный (устное объяснение).
Хотелось бы сказать и о принципе однородных действий, который заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответствующие мышечные системы. Очень важно закреплять из урока в урок приобретаемые знания, умения и навыки. Не менее важным является учет индивидуальных особенностей детей.
Хорошее исполнение, осмысленное пение возможны лишь при условии развития музыкального слуха и овладения элементарными певческими навыками:
Пением на дыхании;
Активной артикуляцией;
Звуковедением;
Дикцией;
Интонированием.
Основными формами работы на занятии являются: распевание, сольфеджирование, пение по слуху, работа над вокальным номером. Домашнее задание, как таковое, обучающимся не дается.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Количество детей 6-8 человек. Целесообразно делить младшую и среднюю возрастные группы. Занятия желательно проводить в музыкальном классе. Для работы необходим музыкальный инструмент (фортепиано) и аудиотехника.
Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования.
Занятия предполагают подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.
Предполагается участие школьников в проектной деятельности: «Песни, опаленные войной».

Формы подведения итогов:
Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года;
Участие детей в школьных, поселковых, районных мероприятиях, концертной и проектной деятельности;

Ожидаемые результаты:
В течение первого года обучения ребенок должен
знать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- музыкальные штрихи;
- средства музыкальной выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.

В течение второго года обучения ребенок закрепляет и приобретает следующие навыки и умения:
знать:
средства музыкальной выразительности.
типы дыхания;
приемы, помогающие достигнуть опёртого голосообразования;
приемы звуковедения – нон легато;
прием звуковедения – легато;
прием пение стаккато;
уметь:
навык дыхания и опора звука;
пониманимать музыкальной фразировки и пропевание ее на одном дыхании;
умение пользоваться атакой звука;
осознанная артикуляция;
четкая дикция (вокальная речь);
головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов;
устойчивое интонирование при пении с аккомпанементом;
устойчивое интонирование при пении с фонограммой;









Календарно-тематическое планирование.

дата
Количество часов
тема


план
факт



1
01.09

1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2
07.09

1
Работа над чистым унисоном

3
08.09

1
Определение примерной зоны звучания

4
14.09

1
Работа над мелодическим слухом

5
15.09

1
Разучивание песни

6
21.09

1
Вокально- хоровая работа

7
22.09

1
Работа над чистым интонированием

8
28.09

1
Работа над произношением

9
29.10

1
Детские песни в нашей жизни

10
05.10

1
Детский фольклор.
Распевание

11
06.10

1
Детский фольклор.
Распевание

12
12.10

1
НРК Детский фольклор и хакасские песни.
Распевание

13
13.10

1
Песни из мультфильмов. Дирижерский жест

14
19.10

1
Песни из мультфильмов. Дирижерский жест

15
20.10

1
Унисон. Работа над унисоном

16
26.10

1
Унисон. Упражнения на унисон. Нотная грамота.

17
27.10

1
Унисон. Упражнения для подготовки вокального аппарата

18
19
02.11
03.11

2
Унисон. Упражнения для начинающего вокалиста

20
21
09.11
10.11

2
Унисон. Ровность звука. Легкость звука

22
16.11

1
Унисон. Упражнения на развитие «полетного» звука

23
17.11

1
Унисон. Упражнения на одновременное снятие и вступление

24
23.11

1
Унисон. Слух – основной регулятор голоса.

25
24.11

1
Унисон. Берегите свой голос

26
30.11

1
Унисон. Мелодия, мелодизм

27
01.12

1
Унисон. Вокальная музыка. Строй.

28
07.12

1
Унисон. Разновидности песен

29-
30
08.12
14.12

2
Унисон. Подготовка к новогодним утренникам.

31
15.12


1
Вокальная позиция.

32-33
21.12
22.12

2
Вокальная позиция.
Физические упражнения.

34
28.12


1
Вокальная позиция.
Изучение упражнений.

35
29.12


1
Вокальная позиция.
Упражнения для ощущения резонатора.

36
12.01

1
Упражнения для ощущения резонатора.

37
18.01

1
Упражнения для ощущения резонатора.

38
19.01

1
Звуковедение.

39
25.01

1
Звуковедение.
Постановка правильного звука.

40
26.01

1
Звуковедение. Пение слогов.

41
01.02

1
Дикция.
что такое дикция.

42-43
02.02
08.02

2
Дикция. Дикция вокальных звуков.

44
09.02

1
Дикция. Работа над развитием дикции.

45
15.02

1
Дирижерский жест: «внимание»,

46
16.02

1
Дирижерский жест: «дыхание»,

47
22.02

1
Дирижерский жест: «начало»,

48
24.02

1
Дирижерский жест: «окончание» пения.

49
01.03

1
Основные приемы звуковедения: legato,

50
02.03


1
Основные приемы звуковедения: non-legato,

51
07.03

1
Основные приемы звуковедения: staccato.

52
09.03

1
Навык «цепного» дыхания.

53
15.03

1
Дикция и артикуляция.

54-55
16.03 22.03

2
Музыкально-выразительные средства в музыке.

56
23.03

1
Музыкально-выразительные средства в музыке.

57
05.04

1
Музыкально-выразительные средства в музыке.

58
06.04

1
Динамика и агогика.

59- 60
12.04
13.04

2
Ансамбль и строй. Унисон в хоре.

61
19.04

1
Унисон в хоре

62
20.04

1
Вокально-хоровой жанр

63
26.04

1
Вокально-хоровой жанр

64
27.04

1
Слушание музыки.

65
03.05

1
Анализ музыкального произведения.

66
04.05

1
Музыкальная форма: период, куплетная и одночастная форма.

67
10.05

1
Одноголосие. Пение a capella.

68
11.05

1
Пение a capella и с сопровождением.

69
17.05

1
Пение с сопровождением.

70
18.05

1
Двухголосие. Пение a capella и сопровождением.

71
24.05

1
Постановка голоса ребенка (певческого и речевого)

72
25.05

1
Подведение итогов за год












2 год обучения

дата
Количество часов
тема


план
факт



1


1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2-3


2
Голосовой аппарат. Звук и его свойства.

4-5


2
Работа над песней к концерту «День учителя»

5-6


2
Звук. Тембр звука. Работа над песней

7-8


2
Детские песни в нашей жизни.

9-10


2
Русский фольклор. Русские народные песни - разучивание.

11


2
фольклор и хакасские песни.


12


2
Унисон. Песни из мультфильмов.

13-14


2
Унисон. Упражнения на развитие унисонного звучания.

15-16


2
Унисон. Знакомство с манерой пения.

17-18


2
Унисон. Развитие вокальных навыков.

19-20


2
Унисон. Использование элементов ритмики.

21-22


2
Унисон.
Великие вокалисты

23-24


2
Унисон. Нотная грамота. Упражнения

25


2
Унисон. Вокальная постановка

26


2
Унисон. Форма и жанры вокальной музыки

27


2
Унисон. Подготовка у новогодним утренникам.

28


1
Вокальная позиция.

29-30


2
Вокальная позиция.
Физические упражнения.

31-32


2
Вокальная позиция.
Изучение упражнений.

33-34


2
Вокальная позиция.
Упражнения для ощущения резонатора.

35-36


2
Звуковедение.

37-38


2
Звуковедение.
Продолжить постановку правильного звука.

39-40


2
Звуковедение. Пение слогов.

41-42


2
Дикция.
что такое дикция.

43-44


2
Дикция. Дикция вокальных звуков.

45-46


2
Дикция. Работа над развитием дикции.

47-48


2
Дикция. Работа над развитием дикции

49-51


3
Основы музыкальной грамоты. Ритм

52-53


2
Основы музыкальной грамоты. Ритмический рисунок.

54-55


2
Основы музыкальной грамоты. Развитие чувства ритма.


56-57


2
Основы музыкальной грамоты.

58-59


2
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

60-61


2
хореография

62-63


2
Сценическое мастерство.

64-65


2
Сценическое мастерство и постановка танцев

66-67


2
Песня - это вокал, образ, танец, стиль


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЯ ПО ВОКАЛУ
ЗАДАЧИ

Диагностика детей, выявление индивидуальных способностей.
Развитие музыкального восприятия детей.
Обогащение детей музыкальными впечатлениями, расширение кругозора.
Обучение умениям певческой культуры, вокала.
Развитие основ музыкальной культуры.
Развитие эстетического вкуса.
Организация досуга детей.
Развитие музыкального слуха, певческой техники.
Воспитание сценической культуры.

ТЕМА 1. Вводное занятие
Знакомство с планом работы на год.
Диагностика.

ТЕМА 2. Основы певческой культуры, вокалу
«В гостях у композитора» - слушание классической музыки, романсов и небольших сольных партий из опер и оперетт.
«Знаменитые исполнители» - развивать интерес к вокальному мастерству.
«Мы учимся петь» - развивать эстетические эмоции.
«Возможности моего голоса» - развивать вокальные умения на основе небольших песен и упражнений для развития голоса.
«Музыкальная игра» - развитие певческого диапазона.
«Петь или говорить?» - учить петь спокойно, выполнять упражнения на правильное звукообразование.
«Любимые мелодии» - развитие основ музыкальной культуры.
«Мы слушаем музыку» - развитие музыкального восприятия детей.
«Красивое и безобразное» - учить основам вокала и певческой культуре.
«Музыкальный характер» - учить передавать характер музыки в пении.
«Мир музыки» - Развивать силу и высоту исполнения звука.

ТЕМА 3. Сценическая культура
«Мир сцены» - учить сценической культуре.
«Я исполняю соло» - учить пользоваться микрофоном.
«Как я выгляжу» - учить созданию вокального образа.
«Сценический образ» - учить свободно вести себя на сцене.

ТЕМА 4. Певческая техника, музыкальный слух
«Слышим, слушаем, поем» - развитие музыкального слуха.
«О чем я пою» - развитие дикции.
«Как правильно дышать» - развитие правильного дыхание во время исполнения песен, занятий вокалом.
«Сопрано или альт» - развитие певческого диапазона.

ТЕМА 5. Создание творческого образа
Постановка вокальных номеров для праздников, концертов.




МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данная программа главным образом направлены на развитие личности детей посредством музыкальной деятельности в условиях образовательной школы.
Оснащение образовательного процесса:
кабинет ;
компьютер;
записи фонограмм в режиме + и -;
мультимедиа-проектор
баян
Работа по программе предусматривает проведение занятий, праздников, коллективных творческих дел, концертов. Работа по программе состоит из музыкального блока по вокалу. Направление данного видов деятельности, построение плана занятий, проведение праздников, концертов выбраны с учетом индивидуальных особенностей развития детей. Учитывая развитие детей в условиях образовательной школы, наилучшими общими результатами работы по программе является:
Обучение ребенка посредством музыкальной деятельности осознанно выражать свои мысли, чувства, поступки, регулировать свое поведение.
Обучение ребенка поддерживать и укреплять позитивные чувства, предупреждать негативные эмоции.
Приобщение к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, музыке, искусству, как условиям духовно-нравственного развития человека в социуме.
Формирование мышления о ценности жизни каждого человека на Земле.
Главным принципом в работе объединения является желание творить, выражая себя в песне, сценическом движении. Это возможно при выполнении таких принципов как: учет сезона и тематики построения материала, осуществление обучения от простого к сложному, проведение и подготовка мероприятий и занятий в установленные сроки, следование календарно-тематическому плану, учета возрастных и индивидуальных особенностей, сознательности, активности.
Формы организации образовательного процесса могут быть разные. Они зависят от вида деятельности, темы, сложности, способности и возможности усвоения материала каждым ребенком:
Конкурсы (например, «Блестящая парочка», «Рыцарский турнир») предлагают массовую форму.
Концерты и праздники (например «Музыкальный подарок», «Литературная гостиная», «Ярмарка», «Масленица пришла», «Чудеса продолжаются или Похищение – 2») – массовая форма.
Темы «Сценическая культура», «Создание творческого образа» - групповую.
Темы «Певческая техника вокала» - групповую и индивидуальную.
В работе рекомендуем использовать такие методы и приемы:
По источнику знаний:
Наглядно-слуховые (слушание музыки).
Наглядно-образные (рассматривание альбомов, иллюстраций, приемы исполнения движений, образов).
Словесные методы (беседа, рассказ, пояснение, объяснение).
Практические методы (упражнения, создание образов, творческие задания).
По назначению:
Приобретение и применение знаний.
Формирование умение и навыков.
Творческая деятельность.
Диагностика.
По характеру деятельности :
Репродуктивный
Игровой
По дидактическим целям:
Методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.


Литература
для учителя
Андреева М.Я «Первые шаги в музыке» Андреева М.Я. М.: Искусство, 1990.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.
Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.
Литература
для учащихся
Волков С.Ю. Детям о музыке. – Омега, 1998г.
Дьяченко Н. Музыкальные картинки. – М., 1992г.
Кленов А.С. Я познаю мир. – М., 1997г.
Дюнн М. Все о детской вечеринке. – М., 1996г.
Михалева И.В. От улыбки станет всем светлей. – С-Петербург., 1996г.
Михайлова М.А. Детские праздники. – Ярославль., 1997.
Орлова Т.М. Учите детей петь. – М., 1987г.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль., 1997г.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1984г.
Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М.,2002г.
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972г.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. – М., 2001г.
Словари и справочники
Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь.- М., 1966г.
Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь – Л., 1988г.
Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах – М, 1986г.
Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов – Киев., 1988г.













Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 515