Конспект лекции «Определение информационных систем»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №69 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Ижевск

Конспект лекции
Тема: Определение информационных систем.
Структура и состав информационных систем.
Классификация информационных систем.

Дисциплина: Информатика и ИКТ






Преподаватель информатики и ИКТ
Сушинцева О.Ф.








Ижевск 2016

1. Понятие системы. Информационные системы

Система. Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.
Система может быть определена как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая либо цель функционирования, либо законы своего развития, относительно изолированная от окружающей среды.
Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Таблица 1. Примеры систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей
Система
Элементы системы
Главная цель системы

Фирма
Люди, оборудование, материалы, здания и др.
Производство товаров и услуг

Компьютер
Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др.
Обработка данных

Телекоммуникационная система
Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.
Передача информации

Информационная система
Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение
Производство профессиональной информации


В информатике понятие «система» широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ.
Системой может называться аппаратная часть компьютера.
Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.
Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования.


Информационная система (ИС) – это система, предназначенная для ведения информационной модели, чаще всего – какой-либо области человеческой деятельности. Эта система должна обеспечивать средства для протекания информационных процессов:
- хранение
- передача
- преобразование [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Информационной системой называют, также, совокупность взаимосвязанных средств, которые осуществляют хранение и обработку информации, также называют информационно-вычислительными системами. В информационную систему данные поступают от источника информации. Эти данные отправляются на хранение либо претерпевают в системе некоторую обработку и затем передаются потребителю.
Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
Между потребителем и собственно информационной системой может быть установлена обратная связь. В этом случае информационная система называется замкнутой. Канал обратной связи необходим, когда нужно учесть реакцию потребителя на полученную информацию.

2. Структура и состав информационных систем
В наиболее общем виде, информационную систему можно представить состоящей из следующих элементов:
источника информации;
аппаратной части ИС;
программной части ИС;
потребителя информации.
По мнению одних авторов, ИС включает в себя персонал, её эксплуатирующий, по мнению других – нет.

Структура информационной системы

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема  это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Структурный признак классификации. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рис.). Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.
Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Унифицированные системы документации создаются на государственном, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель – это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:
- к унифицированным системам документации;
- к унифицированным формам документов различных уровней управления;
- к составу и структуре реквизитов и показателей;
- к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.
В качестве примера простейшей схемы потоков данных можно привести схему, где отражены все этапы прохождения служебной записки или записи в базе данных о приеме на работу сотрудника от момента ее создания до выхода приказа о его зачислении на работу.
Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:
- исключение дублирующей и неиспользуемой информации;
- классификацию и рациональное представление информации.
При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления.
Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Для понимания концепции методологии приведем основные ее идеи в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:
1-й этап – обследование всех функциональных подразделении фирмы с целью:
- понять специфику и структуру ее деятельности;
- построить схему информационных потоков;
- проанализировать существующую систему документооборота;
- определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.
2-й этап – построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.
Логические представления о свойствах и отношениях объектов предметной области определяют построением внешней, информационно-логической модели, которая не зависит от способов физического размещения данных. В такой модели объекты представлены типами записей, свойства  полями записей, а отношения  связями между типами и полями записей. Наглядное изображение логической модели возможно двумя способами: графическим, когда схема строится в виде ориентированного графа с вершинами типов записей и дугами связей, и табличными, когда каждому типу записи (объекту) соответствует таблица с множеством полей записи (свойств).

Разновидности информационно-логической модели
Известны три разновидности информационно-логической модели:
1) иерархическая модель данных (ИМД) основана на графическом способе и предусматривает поиск данных по одной из ветвей "дерева", в котором каждая вершина имеет только одну связь с вершиной более высокого уровня. Для осуществления поиска необходимо указать полный путь к данным, начиная с корневого элемента;
2) сетевая модель данных (СМД) также основана на графическом способе, но допускает усложнение "дерева" без ограничения количества связей, входящих в вершину. Это позволяет строить сложные поисковые структуры;
3) в реляционной модели баз данных (РМД) реализуется табличный способ. В РМД таблица называется отношением, строка – кортежем, а столбцы – атрибутами.

Для создания информационного обеспечения необходимо:
- ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;
- выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;
- совершенствование системы документооборота;
- наличие и использование системы классификации и кодирования;
- владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
- создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

3. Классификация информационных систем

Классификация ИС по степени автоматизации:
1) Ручные информационные системы характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.
2) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (АИС) – наиболее популярный класс ИС. Предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру.
3) Автоматические информационные системы выполняют все операции по переработке информации без участия человека, различные роботы. Примером автоматических информационных систем являются некоторые поисковые машины Интернет, например [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где сбор информации о сайтах осуществляется автоматически поисковым роботом и человеческий фактор не влияет на ранжирование результатов поиска.

Обычно термином ИС в наше время называют автоматизированные информационные системы.

Классификация ИС по характеру использования информации:
1) Информационно-поисковые системы – программные системы для хранения, поиска и выдачи интересующей пользователя информации. производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.
Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи билетов.
2) Информационно-аналитические системы – класс информационных систем, предназначенных для аналитической обработки данных.
3) Информационно-решающие системы – системы, осуществляющие переработку информации по определенному алгоритму.
4) Управляющие ИС – вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных.
Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.
5) Советующие ИС. Вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.
Например, существуют медицинские информационные системы для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач при работе с подобной системой может принять к сведению полученную информацию, но предложить иное, по сравнению с рекомендуемым, решение.

Классификация информационных систем по сфере применения
1) Информационные системы организационного управления – обеспечение автоматизации функций управленческого персонала.
2) Информационные системы управления техническими процессами – обеспечение управления механизмами, технологическими режимами на автоматизированном производстве.
3) Автоматизированные системы научных исследований – программно-аппаратные комплексы, предназначенные для научных исследований и испытаний.
4) Информационные системы автоматизированного проектирования – программно-технические системы, предназначенные для выполнения проектных работ с применением математических методов.
5) Автоматизированные обучающие системы – комплексы программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих учебную деятельность.
5) Интегрированные информационные системы - обеспечение автоматизации большинства функций предприятия.

Заголовок 215