Центральный Казахстан в эпоху раннего железа


Урок № 1
Школа: КГУ «Асенкритовская средняя школа» Шкала оценивания
Предмет: История Казахстана Класс: 6 Учитель: Искакова И.Д. Тема урока: Центральный Казахстан в эпоху раннего железа. Цели: Изучение особенностей природно-климатических условий Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.
Изучение памятников Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.
Изучение этнического состава населения Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.
Изучение хозяйства Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.
Критерии успеха: Я знаю особенности природно-климатических условий Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.
Я могу перечислить и охарактеризовать основные памятники Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.
Я могу рассказать об этническом составе Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.
Я могу проанализировать с чем связаны особенности хозяйственной жизни племен Центрального Казахстана в эпоху раннего железа. Тип урока:
Комбинированный Предварительные знания учащихся: Периодизация Железного века на территории Казахстана;
Деление территории Казахстана на север, юг, запад, восток и центр;
Исторические термины: археология, этнос, курган. Новая лексика: Курганы с «усами», саки-исседоны. Организационный момент: 3 минуты Класс бы предварительно разделен на 3 команды (для жеребьевки использовался мешочек с конфетами, команды разделились по цвету фантика).
«Виноградинки» - 1 команда;
«Кот в сапогах» - 2 команда;
«Мишка на севере» - 3 команда.
Активити
(3 минуты) «Да, нет»
На короткие вопросы нужно отвечать только «да или нет»
1.Железный век делится на 2 периода (поздний и ранний)- «Да»;
2.Территория Казахстана в период раннего железа делилась на 2 части «Северный и Южный» - «Нет»;
3. Медь прочнее железа? – «Нет»;
4. В наше время существует ли материал который мог бы полностью заменить железо в жизни человека? «Нет»;
5. Курган – это могильная насыпь? – «Да»;
6. Этнос и племя –это синонимы? – «Да». Археологическая экспедиция
(18 минут) На столе у каждой команды лежит конверт с фотографиями находок из кургана, а в другом описания этих предметов. Членам команды необходимо сопоставить фотографии описания и составить археологический отчет о предметах, найденных в кургане. Сделать вывод о том какую роль они играли в жизни людей. Команды сами оценивают свою работу с учетом имеющихся критериев.
Обучение Критическому мышлению
Оценивание для обучения
Обучение Талантливых и одаренных
Управление и лидерство в обучении
Преподавание с учетом возрастных особенностей
Создание коллаборативной среды
СаморегуляцияСовместное обучение: талантливые и одаренные ученики
Оценивание критического мышления
«5» баллов – указали все 6 предметов и объяснили их значение;
«3» балла - указали все 6 предметов, но значение некоторых не смогли объяснить;
«1 балл» - указали некоторые предметы.
Работа экспертов
10 минут
3-м ученикам на дом было дано задание в максимально доступной форме рассказать и презентовать одну из ниже перечисленных тем.
Природно-климатические условия Центрального Казахстана;
Этнический состав населения Центрального Казахстана.
Культура Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.
Учащиеся по очереди презентуют свои сообщения и пытаются максимально доступно объяснить материал. Предварительно классу объясняют, что, то насколько они будут внимательно слушать выступающих будет зависеть то, насколько легко им будет справиться с следующим заданием.
Работу экспертов оценивают сами учащиеся, используя разноцветные стикеры.
Новые подходы в преподавании и обучении
Использование ИКТ
Управление и лидерство в обучении
СаморегуляцияКрасный «очень хорошо»;
Желтый «хорошо»;
Зеленый «хорошо, но нужно еще постараться».
«Горячий стул» По желанию выходят обучающиеся, которые бы хотели проверить свои знания. Одноклассники и учитель задают вопросы.
Управление и лидерство в обучении
Опрос учащихся и реакция на их ответы За правильный ответ 1 балл.
Рефлексия Каждый участник выбирает тот смайлик, который символизирует, то как он усвоил пройденный материал.
Все понятно!
Есть затруднения!

Нужна помощь!
Новые подходы в преподавании и обучении
Суммативное оценивание на основании всех предыдущих видов оценивания.
Урок № 2
Школа: КГУ «Асенкритовская средняя школа» Шкала оценивания
Предмет: История Казахстана Класс: 6 Учитель: Искакова И.Д. Тема урока: Северный Казахстан в эпоху раннего железа. Цели: Изучение особенностей природно-климатических условий Северного Казахстана в эпоху раннего железа.
Изучение памятников Северного Казахстана в эпоху раннего железа.
Изучение этнического состава населения Северного Казахстана в эпоху раннего железа.
Изучение перехода от оседлости к земледелию в Северном Казахстане в эпоху раннего железа. Критерии успеха: Я знаю особенности природно-климатических условий Северного Казахстана в эпоху раннего железа.
Я могу перечислить и охарактеризовать основные памятники северного Казахстана в эпоху раннего железа.
Я могу рассказать об этническом составе Северного Казахстана в эпоху раннего железа.
Я могу раскрыть причины перехода от оседлости к земледелию в Северном Казахстане в эпоху раннего железа. Предварительные знания учащихся: Природно-климатические условия, этнический состав и археологические памятники Северного Казахстана в эпоху бронзы. Новая лексика: Звериный стиль, аргиппеи, Тасмолинская культура. Активити (3 минуты) Синквеин по теме: Железный век
Обучение Критическому мышлению
Создание коллаборативной среды
Исследовательская работа (20 минут) Изучение материала параграфа и заполнение пропущенных ответов.
 - Важное событие 1 тыс. до н. э. для Северного Казахстана (переход от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни)
 - Соседи савроматов (аргиппеи, исседоны)
 - Как переводят языковеды слово аргипеи (обладатели белогривых, быстроногих коней)
 - К какому стилю относятся предметы искусства племён эпохи железа? (звериному)
 - Где познакомились кочевники с этим стилем (сакские племена во время походов в Переднюю Азию, Персию)
 - Зачем скот через 5 - 7 дней выпасали на солонцах7( чтобы нагулял жир)
 - Через какое время повторялись джуты (6 - 8, 10 - 12 лет)
 - Памятники Северного Казахстана составляют культуру (улыбай - тасмолинскую)
 - Поселения, памятники северного Казахстана( Карлыга, Борки, Кеноткел, )
 - Укрепление раннего железа на правом берегу Есиля (Актау)
 - Хронологические рамки эпохи железа (8 век до н. э. – 6 век н. э; 8 - 3 вв до н. э. - раннее железо, 3 в до н. э. - 6 в н. э. – позднее железо)
Оценивание для обучения
Обучение Талантливых и одаренных
Опрос учащихся и реакция на их ответы
3 балла – заполнил(а) все пропуски и сделал(а) вывод;
2 балла – заполнил все пропуски;
1 балл – частично заполнил пропуски;
Актуализация знаний (12 минут) 2 группа - природно - климатические особенности Северного Казахстана;
3 группа - хозяйственная деятельность племён Северного Казахстана в эпоху раннего железа;
1 группа - памятники раннего железа на территории Северного Казахстана;
Управление и лидерство в обучении
Преподавание с учетом возрастных особенностей
Новые подходы в преподавании и обучении
Использование ИКТ
Управление и лидерство в обучении
Совместное обучение
Оценивание критического мышления
СаморегуляцияКаждая группа сама оценивает свою работу и объясняет почему
Красный «очень хорошо»;
Желтый «хорошо»;
Зеленый «хорошо, но нужно еще постараться»
Алфавит на закрепление
(5 минут) Составьте список слов по алфавиту, имеющих отношение к теме.
А,Б,В,Г,З,К,Л. Например: Археология, Берельский и т.д.
Управление и лидерство в обучении
Оценивание критического мышления
Красный – больше 10 слов;
Желтый – больше 5 слов;
Зеленый – меньше 5 слов.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Каждому ученику раздается листочек, где они указывают, что положат в «корзинку знаний» и прикрепляют на доске. Суммативное оценивание на основании всех предыдущих видов оценивания
Урок № 3
Школа: КГУ «Асенкритовская средняя школа» Шкала оценивания
Предмет: История Казахстана Класс: 6 Учитель: Искакова И.Д. Тема урока: Восточный Казахстан в эпоху раннего железа. Цели: Изучение особенностей природно-климатических условий Восточного Казахстана в эпоху раннего железа.
Изучение памятников Восточного Казахстана в эпоху раннего железа.
Изучение этнического состава населения Восточного Казахстана в эпоху раннего железа.
Критерии успеха: Я знаю особенности природно-климатических условий Восточного Казахстана в эпоху раннего железа.
Я могу перечислить и охарактеризовать основные памятники Восточного Казахстана в эпоху раннего железа.
Я могу рассказать об этническом составе Восточного Казахстана в эпоху раннего железа.
Я могу раскрыть причины перехода от оседлости к земледелию в Восточного Казахстана в эпоху раннего железа.Тип урока:
Комбинированный Предварительные знания: Восточный Казахстан в эпоху бронзы, курган, этнос. Новая лексика: Шиликтинская долина, Организационный момент: 3 минуты Деление класса на 3 команды методом «Выбор лидера» Активити
(3 минуты) Составить текст с использованием следующих слов: раннежелезный век, звериный стиль, Северный Казахстан, земледелие, скотоводство, этносы, памятники, курганы, археология. Обучение критическому мышлению
Обучение с использованием возрастных особенностей
Управление и лидерство в обучении
Создание коллаборативной среды
Оценивание критического мышления
Экспертная работа (12 минут) Восточный Казахстан - современные Восточно - Казахстанская и Павлодарская области. Климат похож на климат Северного Казахстана.
Работа в группах. Класс делится на 3 группы. В каждой группе по 1 эксперту
 Климатические условия – 1 эксперт
 - Этнический состав – 2 эксперт
 - Археологичекие находки, царские курганы – 3 эксперт
Группы переходят от одного эксперта к другому по кругу на объяснение нового материала выделяется 8 минут. Затем учащиеся оценивают при помощи смайликов работу экспертов.
Использование ИКТ
Преподавание с учетом возрастных особенностей
Оценивание для обучения
Парная беседа в целях развития критического мышления
Саморегуляция«5» баллов – указали все 6 предметов и объяснили их значение;
«3» балла - указали все 6 предметов, но значение некоторых не смогли объяснить;
«1 балл» - указали некоторые предметы.
Просмотр видеоролика «Берельские курганы» После просмотра видеоролика командам необходимо ответить на следующие вопросы:
 - Кто руководил экспедицией по раскопкам Берельского могильника, когда? (Самашев 1998 - 1999гг)
 - Какой стиль использовали при изготовлении изделий древние ювелиры Восточного Казахстана? (полихромный)
 - Самая интересная находка в кургане №1 Шиликтинского памятника ( пятиугольная звезда, основа - золото, лучи из голубого лазурита, по окружности инкрустирована костью, в центре укреплён рог. Звезда считалась символом власти) - К какому веку относится захоронение №11 Берельского могильника? ( 294 год до н. э. , то есть к 3 веку до н. э. )
 - Почему хорошо сохранились 13 лошадей из захоронения (бальзамированы) - Почему так много вещей в захоронениях (богатые, для загробной жизни)
 - В чём ценность этих могильников для современников? ( памятники, по которым можно судить о жизни, культуре кочевых племён Казахстана эпохи железа)
Во время работы на столах лежат 3 разноцветных карточки, которые подсказывают учителю состояние работы класса.
Красный – не понятно;
Желтый – есть вопрос;
Зеленый - все хорошо!
Обучение критическому мышлению
Оценивание критического мышления
Оценивание степени понимания
Опрос учащихся и реакция на их ответы
Закрепление (3 минуты) «ДА - НЕТ - ка»
 - в центре Восточного Казахстана расположены горы Чингистау и Зайсано - Алакольская впадина (да)
 - Место наибольшего скопления царских курганов – Шиликтинская долина (да)
 - Самый большой Шиликтинский курган – «Золотой» был исследован в 1960 году (да)
 - «Золотой курган» относится к 8 - 7 вв до н. э. (да)
 - В Зайсанском районе расположено около 200 крупных курганов, 50 носят название «царских» (да)
 - Курган №1 Шиликтинского памятника был открыт казахстанским ученым, профессором Толеубаевым (да)
 - Эта находка – второй золотой человек (нет, третий)
 - высота кургана №1 8 метров, диаметр 100 (да)
 - Общее количество золотых пластин и бляшек составляет 4325 штук (да)
 - Берельский период относится к 5 - 4 вв до н. э. (да)
Обучение критическому мышлению
Рефлексия Каждый участник выбирает тот смайлик, который символизирует, то как он сегодня понял тему
Все понятно!

Есть затруднения!

Нужна помощь!

Урок № 4
Школа: КГУ «Асенкритовская средняя школа» Шкала оценивания
Предмет: История Казахстана Класс: 6 Учитель: Искакова И.Д. Тема урока: Регионы Казахстана в эпоху раннего железа. Цели: Изучение сходств и различий в природно-климатических условиях разных регионов Казахстана в эпоху раннего железа.
Изучение сходств и различий в этническом составе разных регионов Казахстана в эпоху раннего железа.
Изучение сходств и различий археологических памятников разных регионов Казахстана в эпоху раннего железа. Критерии успеха: Я знаю особенности природно-климатических условий разных регионов Казахстана в эпоху раннего железа.
Я могу перечислить и охарактеризовать основные памятники разных регионов Казахстана в эпоху раннего железа.
Я могу рассказать о сходствах и различиях этнического состава разных регионов Казахстана в эпоху раннего железа.
Я могу проанализировать с чем связаны особенности хозяйственной жизни разных регионов Казахстана в эпоху раннего железа. Тип урока:
Обобщение изученногоПредварительные знания учащихся: Периодизация Железного века на территории Казахстана;
Деление территории Казахстана на север, юг, запад, восток и центр;
Исторические термины: археология, этнос, курган. Новая лексика: Куздеу,Коктау,ЖайляуОрганизационный момент: 3 минуты Деление класса на 3 группы. Выбор названия команды, лидера, девиза. Также из числа учеников создается экспертная группа из 3 человек, которая будет оценивать ответы двух команд. Активити
(3 минуты) Короткий видеоролик о зарождении кочевого хозяйства и обмен мнениями с обучающимися.
Оценивание критического мышления Игра «Знатоки истории» Напишите названия периодов Древней истории Казахстана, объясните их название. 2 задание. Указать хронологию периодов эпохи железа 2 этап. Тесты 1. Кочевая культура сформировала сезонные пастбища, и места летней пастьбы скота назывались A) коктеуB)кыстауC)кузеуD)жайлауE)кереге 2. Эпохе железа предшествовал период A) неолита энеолита C) мезолита D) палеолита E) бронзы 3. Какой вид кочевания был присущ в Западном Казахстане? A) чистое кочевание полукочевое C) оседлое D) отгонное E) пастушеское 4. Период VIII в. до н.э. по IIIв. до н.э. вошли в историю как век A) энеолита раннего железа C) позднего железа D) бронзы E) позднего палеолита 5. Эпоха открытия и использования железа для племен населявших Казахстан началась в А)I- II вв. н.э. B)XX-XVвв.дон.э. C)XV-XII вв.дон.э. D)IV-III вв.дон.э. E)VIII-VI вв.дон.э.
Приведи в соответствие.
Какие племенные союзы саков вы знаете?
Тиграхауда Приаралье, низовье реки Сырдарья
Парадарайя Южнее р.Сырдарьи
Хаумаварга Жетысу, горы ТяньШань, среднее течение реки Сырдарья
«Социум»
Расположите группы по занимаемому социальному положению в обществе. Укажите цвет одежды.
жрецы Красный, желто-красный цвет
воины Желтый, синий
общинники Белый цвет
5этап. Кто автор этой цитаты? Что вы о нем знаете?
«По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Все предметы у них из золота и меди. Железо и серебро они не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии. Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбами, которую в изобилии доставляет им река Аракс. Из богов почитают Солнце, которому приносят в жертву лошадей».
6 этап. Загадка.
«Это не часть лица, и не результат парикмахерского искусства, а археологический термин, но звучит одинаково». (курганы с усами) Рассказать об этих курганах.
7этап. Объясните понятия.
Куйме
Уыки
Коктеу
Крица
Дромос
Саркофаг
Кринка
Менгир
8 этап. Перечислить племена жившие на территории Казахстана в эпоху раннего железа.
Саки-тиграхауда,саки-парадарайя, саки-хаумаварга, уйсуны, канлы, массагеты, дахи, гирканцы, апарны, эфталиты-хиониты, аргиппеи, исседоны,аримаспы
9 этап. Археолог
Участникам раздаются изображения находок из курганов. Они определяют принадлежность вещей к курганам.
10. Разгадайте ребус. Сакский философVII–VIвв.до н.э.
Зашифрованное слово (Анахарсис)
Группа экспертов подводит итоги игры.
Обучение Критическому мышлению
Оценивание для обучения
Обучение Талантливых и одаренных
Управление и лидерство в обучении
Преподавание с учетом возрастных особенностей
Оценивание критического мышления
Создание коллаборативной среды
СаморегуляцияЭкспертная группа оценивает ответы по 5 бальной системе.
Рефлексия
Новые подходы в преподавании и обучении
Суммативное оценивание на основании всех предыдущих видов оценивания.