Технологическая карта урока на тему Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства

Технологическая карта занятия теоретического обучения
Разработал Горюнова Елена Ивановна. Должность: преподаватель русского языка и литературы
Наименование организации: ГОБПОУ «Лебедянский технологический лицей»
Профессия/специальность

Повар, кондитер, 2 курс, группа 8-13

Учебная дисциплина/
Междисциплинарный курс
Литература

Тема занятия

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства

Регламент занятия

45 минут

Методические приёмы
Работа с текстом, учебником, анализ стихотворений..

Тип занятия

Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий

Технологии обучения

Информационно-коммуникационные технологии / Коллективная система обучения (командные, групповые методы)

Цель занятия:
Знакомство студентов с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака.




образовательные (обучающие)
Раскрыть тему поэта и поэзии в его лирике, отметить философскую насыщенность его стихов, удивление поэта перед чудом бытия, тесную взаимосвязь человека и природы.     повторить  и  закрепить умение  анализировать  текст; Развивать  навыки выразительного  чтения.    

воспитательные
Формирование общих компетенций:
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Учить  на  примере  жизни  Б. Л. Пастернака упорству,  несгибаемости, умению  преодолевать  трудности

развивающие
Формирование общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения поставленных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Обеспечение учебного занятия
Оборудование:
мультимедийное оборудование; персональный компьютер, интернет .
Программное обеспечение:
Microsoft office 2007; Windows Media Player.
Учебно-методическое обеспечение:
- презентация к учебному занятию;
- раздаточный материал;
- учебники;
- справочники.



4. Первичное изучение и закрепление нового материала.
27 минут
1. Демонстрирует видеофильмов «В гостях у Пастернака» (5 мин), приводит примеры использования полученных знаний и умений.

2. Каков же художественный  мир Пастернака?   
Жизнь  писателя  или поэта – в его произведениях . Мы сегодня  прочтем и проанализируем несколько стихотворений, и я буду рада, если вас заинтересует творчество этого поэта.

Чтение и анализ стихотворения « Любить иных – тяжёлый крест»
Тема любви в лирике вечна. Сафо, Петрарка, Шекспир, Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский, Цветаева и тысячи имён Любовь многогранна, ярка, неповторима.
И если Пушкин говорил:
« Я Вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим»,
то у Маяковского:
« Пришла, взяла сердце
И пошла играть, как девочка мячиком»
Совсем по-иному у Сергея Есенина:
«Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали,
В первый раз я запел про любовь,
Первый раз отрекаюсь скандалить»
Любовь Анна Ахматова представляла такой:
« То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком на белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснёт, почудится в дрёме левкоя
Но верно и тайно ведёт от радости и от покоя»
Чтение стихотворения.
Продолжая говорить о теме любви, обращаемся к стихотворению Б.
Пастернака «Любить иных – тяжёлый крест» Кому адресовано это стихотворение? Какие чувства оно вызывает?
3. Чтение стихотворения: «Весна», «После грозы», «Золотая осень».
Каков образ природы у Пастернака, какими приёмами он создаётся?





























4. Как достигается выразительность, импрессивность стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать»?



















5. Как раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве?
«Быть знаменитым некрасиво».
1. Слушают преподавателя. Просматривают видеофильмы .
2.Читают стихотворение «Любить иных-тяжелый крест»
отвечают на вопросы преподавателя

































3.Читают стихотворения: «Весна», «После грозы», «Золотая осень».
Отвечают на вопрос преподавателя.
Природа в стихах Пастернака одухотворена, наделена свойствами субъекта. Она становится действующим лицом наравне с человеком. Человек лишь выражает словами действия, поступки природы. Природа может не только «очеловечиваться»: «ветер лузгал семечки, сорил по лопухам», но и трансформироваться в животное: «Рассвет холодною ехидной вползает в ямы», в растения: «пахнет сырой резедой горизонт», «Полуночь в полях назревает», приобретать немыслимые размеры: «огромный сад тормошится в зале в трюмо». Чаще всего поэт использует метафоры, олицетворения, реже – сравнения: «ползла, как пасынок, трава в ногах у ней». Широко используется звукопись, благодаря чему образ природы приобретает свежесть и перво зданность, становится слышимым и видимым)
4. Читают стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» .
Во-первых, выразительность, ощущение записи мгновенного впечатления создаётся особым синтаксисом: назывным и безличными предложениями.
Во - вторых, инфинитивами.
В – третьих, неожиданными эпитетами: «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть», метафорами: «дно очей», «ветер криками изрыт». Кроме того, стихотворение соединено «скрепами» - повторами: «плакать», «писать о феврале навзрыд» - в конце; единством цветового решения: «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют». Несмотря на «чёрный» колорит, создаётся впечатление яркости, блеска, бликов. Заканчивается стихотворение поэтической декларацией «И чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд». Пастернак заявляет о своих поэтических принципах: подчиняться не норме, правилу, логике, а случайным ассоциациям, порыву души.

5. Автор убеждён в независимости искусства.


5. Систематизация и закрепление изученного материала.


Проверка и корректировка качества освоения нового материала.
5 минут
Какой вам запомнилась поэзия Б.Л.Пастернака?
Поэзия Пастернака неразрывно связана с музыкой и живописью, что и делает ее неповторимо прекрасной. Наследие Пастернака многообразно и велико, это сокровище русской и мировой литературы ХХ века. Сегодня мы попытались проникнуть в тайны его лирики, прочувствовать ее, понять. На следующем уроке мы познакомимся с его прозой – романом «Доктор Живаго».

Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить стихотворением И.Талькова

Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев всегда открыты и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем мирам, что заблудились в темноте.
Нои уходят, выполнив заданье, их отзывают высшие миры,
Неведомые нашему сознанью, по правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш,
Актеры, музыканты и поэты – целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают, в полях для них цветы венки совьют.
Они уходят вдаль, но никогда не умирают и в песнях и стихах своих живут.

Отвечают на вопросы преподавателя.



6. Подведение итогов занятия
3 минут
Подводит итоги и выставляет оценки.
Домашнее задание.Выучить наизусть стихотворение «Нобелевская премия»
Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы.
Записывает домашнее задание.


приложение 1
Любить иных - тяжелый крест. Любить иных - тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - не большая хитрость.
1931

Весна (Весна, я с улицы...)
Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.

Где вечер пуст, как прерванный рассказ,
Оставленный звездой без продолженья
К недоуменью тысяч шумных глаз,
Бездонных и лишенных выраженья.
1918

После грозы
Пронесшейся грозою полон воздуx.
Все ожило, все дышит, как в раю.
Всем роспуском кистей лиловогроздыx
Сирень вбирает свежести струю.

Все живо переменою погоды.
Дождь заливает кровель желоба,
Но все светлее неба переxоды,
И высь за черной тучей голуба.

Рука xудожника еще всесильней
Со всеx вещей смывает грязь и пыль.
Преображенней из его красильни
Выxодят жизнь, действительность и быль.

Воспоминание о полувеке
Пронесшейся грозой уxодит вспять.
Столетье вышло из его опеки.
Пора дорогу будущему дать.

Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Душе воспламененной чьей-нибудь.
Июль 1958



Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
1956


Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит Достать пролетку за шесть гривен
Чрез благовест, чрез крик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют
И ветер криками изрыт,
И, чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.



Структурные элементы занятия
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность
студентов

1. Организационная часть
3 минуты
Приветствует, проверяет отсутствующих, сообщает тему занятия
Проверяют готовность к занятию.


2. Мотивация деятельности
2 минут
Сообщает цели занятия.
Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Где начать? Чем закончить? И вообще, можно ли начинать и заканчивать то, если то, о чём я говорю – душа? А душа есть везде, всюду, вечно Душа поэта, душа поэзии, душа вечности.
Б.Л.Пастернак – один из ярких представителей серебряного века русской поэзии, замечательный прозаик, великолепный переводчик с французского, английского, немецкого, грузинского языков.
Слушают преподавателя.
Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности
5 минут
Во всем мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, В сердечной смуте До сущности протекших дней До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины.
Именно так определил свое жизненное и творческое кредо Б.Л.Пастернак. Тема нашего урока. Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства
Показывает презентацию о жизни Б.Л.Пастернака
Слушают преподавателя и деают записи в тетрадях.




15