Урок по географии на тему Повторение и обобщение по теме: История заселения и исследования территории России (8 класс)


Повторение и обобщение по теме: «История заселения, освоения и исследования территории России»
Класс: 8
УМК: Пятунин В. Б., Таможняя Е. А.
География России. Природа. Население: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Задачи урока:
образовательные
- повторить и обобщить изученный материал по теме «История заселения, освоения и исследования территории России»; составить аннотацию к статье.
развивающие
- развитие умения слушать, комментировать;
воспитательные
- поддерживать познавательный интерес через использование ИКТ
- воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Формы данного типа урока: повторительно-обобщающий урок
Место проведения: компьютерный класс с выходом в Интернет.
Краткое описание: урок обобщает знания учащихся об истории освоения и изучения территории России, о русских путешественниках и ученых, внесших большой вклад в изучении нашей Родины, а также об этапах освоения ее территории. Практическая работа. Составление аннотации какого-либо из источников географической информации.
Ход урока
1. Определение темы урока.
«История России, — писал известный русский историк В. О. Ключевский,
— есть история страны, которая колонизуется»
(т. е. заселяется и осваивается)
Учитель. Почему именно эти слова я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку.
2. Формулирование задач урока (Обучающиеся с помощью учителя формулируют задачи урока).
3. Создание мотивационной установки
Учитель. Для чего современному человеку необходимо знать историю заселения, освоения и исследования территории России (Обучающиеся высказывают свои предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо добыть на уроке).
4. Повторение и обобщение изученного материала по теме «История заселения, освоения и исследования территории России».
А) Учитель. Выделяют несколько «волн» заселения территории России.
Установите соответствие между «волнами» заселения территории России и их временными рамками (приложение 1).
Территория Век
Средняя Азия, юг Сибири, юг Дальнего востока А) XVIII в.
Дикое поле Б) XIX в.
Поволжье В) XIX - нач. XX в.
Центральный Казахстан, Приморье, Северный Кавказ Г) XIII - XV вв.
Северный Казахстан, Предкавказье, НоворосиияД) XVI в.
Поморье Е) XVII – сер. XX в.
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам
1 2 3 4 5 6
Взаимопроверка (по ключу)
Б) Учитель. Рассказать о территориальных изменениях, произошедших в 20 веке. (Устный ответ обучающихся (Обучающиеся слушают отвечающего, а затем комментируют ответ)).
В) Учитель. Какие важнейшие географические открытия были совершены в 20 веке? (Устный ответ обучающихся)
Г) Заполнение таблицы «Путешественники и их открытия»
Учитель. История нашей страны хранит много имен людей, которые внесли огромный вклад в ее развитие. Назовите известные….
Сейчас одновременно в режиме реального времени заполним таблицу «Путешественники и их открытия» (Использование сервиса «Диск Google»)
Имя путешественника
(фамилии и имена указаны) Даты жизни Портрет
(при наличии времени) Вклад в развитие географических знаний о территории России Фамилии отвечающих (фамилии указаны)
Иван МосвитинПянда Демид СофоновичВасилий Бугров и другие Д) Сообщения и презентация обучающихся «Русские землепроходцы»
При освоении новых земель было совершено немало географических открытий. Сейчас вы прослушаете сообщение о наиболее крупных открытиях того времени на территории Сибири.
Е) Практическая работа: составление аннотации какого-либо из источников географической информации об истории освоения и открытия территории России
Учитель. Если ли на современной карте России "белые пятна"? (Устный ответ обучающихся).
Учитель. Глубоко ошибается тот, кто считает, что восторг первооткрывателя в нынешнее время недоступен. Сегодня исследователи и первопроходцы так же востребованы, как и сто лет назад. В этом уверены в Российском географическом обществе (РГО), которое отметило свое 170-летие.
Поступив на геолого-географический факультет, вы можете внести вклад в исследования территории России.Практическая работа. Прочитать статью «Арктика сегодня» ( http://www.arcticuniverse.com/ru/arctic_today.html) и написать к ней аннотацию. Но сначала вспомним, что такое аннотация.
Аннотация — это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.
Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.
Написание аннотации.
Рефлексия
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Подведение итогов урока. Оценки.
Приложение 1
Фамилия__________________________
Установите соответствие между «волнами» заселения территории России и их временными рамками.
Территория Век
Средняя Азия, юг Сибири, юг Дальнего востока А) XVIII в.
Дикое поле Б) XIX в.
Поволжье В) XIX - нач. XX в.
Центральный Казахстан, Приморье, Северный Кавказ Г) XIII - XV вв.
Северный Казахстан, Предкавказье, НоворосиияД) XVI в.
Поморье Е) XVII – сер. XX в.
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам
1 2 3 4 5 6