Урок литературы в 9 классе По страницам пестрых глав (обобщающий урок по роману в стихах А.С.Пушкина Евгений Онегин)

Тема: По страницам «пестрых глав»
(Обобщающий урок по роману в письмах
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Все вложено в эту книгу: ум,
сердце, молодость, мудрая зрелость,
минуты радости и горькие часы
без сна – вся жизнь прекрасного,
гениального и веселого человека.
Н. Долинина
Цель: обобщение полученных знаний на предыдущих уроках.

Задачи:

Образовательная – обобщить полученные учащимися знания по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин», систематизировать их;
Развивающая - развивать память, мышление и связную речь учащихся;
Воспитательная – воспитывать интерес к литературе у учащихся.

Тип урока: обобщение.
Ход урока
Организационный момент.
Эмоциональный настрой - « Лукошко позитива»
III.Деление на группы.
1 группа:
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как денди лондонский одет –
И наконец увидел свет
Он по-французки совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непрунужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

2 группа:
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

3 группа:
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

(распределение ролей в группе)

IV.Работа над темой урока.
1.Тест по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Приложение 1.

Лист оценивания № 1 (взаимооценивание)

ФИ учащегося
ФИ учащегося

Тест
9-10 – ставим «5
7-8 – ставим «4»
5-6 – ставим «3»





2. Постер «Опять увидеть их мне суждено судьбой!». Приложение 2.
1 группа – «Образ Евгения Онегина»
2 группа – «Образ Татьяны Лариной»
3 группа – «Образ Владимира Ленского»

Лист оценивания № 2 (групповая работа)

Краткость четкость
ясность
Эстетичность оформления, оригинальность
Умение ответить на вопросы
Полнота раскрытия темы

1 группа





2 группа





3 группа





3.Дискуссионная карта.
Дуэль Онегина и Ленского (социальная линия сюжета). Приложение 3.

Да, напрасно
Вопрос

·Нет, не напрасно


Напрасно ли была дуэль между Онегиным и Ленским?





4. «Испытание любовью» (любовная линия сюжета).

Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии.
- А что есть любовь для вас?
- С чем ассоциируется это слово?
(счастье, взаимопонимание, страсть, верность, испытание, чувственность).
- Что нужно двум половникам, чтобы понять, что это он – единственный в мире, что это она – самая прекрасная на земле?(Мгновение, время, годы, целая жизнь)
Герои романа А.Пушкина проходят испытание любовью.
- Как вы думаете, почему влюбленные люди избирают для этого эпистолярный жанр?
- Почему Татьяна выбирает письмо?
- Что есть любовь для героини?
- Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души? (Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство... Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».)
- А как представляет любовь Онегин?
- Как вы воспринимаете монолог Онегина?
- Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями. Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья».
- Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было бы другое решение. Онегин ошибается, когда говорит: « Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя». Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви.
- Мне трудно определиться в этом вопросе.
Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою».
Заполнить диаграмму Венна. Приложение 4.



5. Написать эссе: «Как бы вы завершили роман А.С.Пушкина «Е. Онегин»».
Лист оценивания № 3 (самооценка)
ФИ учащегося
Оценка
















красный – 5, зеленый – 4, синий - 3

V. Рефлекия.

Урок для меня показался
Мое настроение
Материал урока мне был
На уроке я работал

активно / пассивно коротким / длинным стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным



VI. Домашнее задание. Прочитать статью учебника
стр. 64-85 . Повторить пройденный материал. Подготовиться к сочинению

















15