Конспект занятия по формированию эмоциональной лексики для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме «Эмоции «Злость», «Испуг». Подбор синонимов»».


Конспект занятия по формированию эмоциональной лексики
для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
по теме «Эмоции «Злость», «Испуг». Подбор синонимов»».
Цель: формирование эмоциональной лексики.
Задачи:
1.Развивать умение детей понимать и оценивать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей, животных.
2.Упражнять детей в подборе синонимов.
3.Учить детей использовать эмоциональную лексику в ответах на вопросы и при пересказе текста.
Оборудование: демонстрационный материал: предметные и сюжетные картинки по теме.
Ход занятия
I.Орг.момент.Игра на повторение пройденного материала «Сядет тот, кто скажет, что такое эмоции/от чего зависит как мы проявляем свои эмоции/кто опишет пиктограмму злости…и т.д./каким цветом обозначается эмоция «Радость» и т.д.».
II.Работа по теме занятия.1.Подбор синонимов к эмоциям «Радость», «Грусть», «Удивление».
Педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображением Карлсона, Ослика Иа, медвежонка. Дети называют эмоции, которые испытывают герои и подбирают к каждому эмоциональному состоянию слова-приятели. На каждое слово выставляется квадрат соответствующего цвета.
2.Беседа по серии сюжетных картин. Образование синонимов к эмоции «Злость», «Испуг».
4 картинка:
-Кто это? Как его назовем? А это? Как его назовем? Они какие? Что у них на столе? Как вы думаете, почему друзья испытывают чувство радости?
2 картинка:
-Ребята, кот здесь какой? А мышонок? Как вы думаете, что произошло между ними?
3 картинка:
-Какого нового героя мы видим на картинке? Что делает мама-кошка? Какую эмоцию испытывает мышонок? (Испуганный, трусливый, напуганный, перепуганный).
1 картинка:
-Какой кот? (Злой, сердитый, разгневанный). Почему?
3.Раскладывание картинок в правильной последовательности.
III.Физкультминутка.IV.Продолжение работы по теме занятия.1.Совместное составление рассказа «Кот и мышонок» (Бортниковой Е.) по серии сюжетных картин.
Примерный рассказ: «Однажды мышонок Миша залез на стол и стал дразнить кота Васю. Он был очень злым, сердитым, разгневанным. Кот прыгнул за мышонком на стол, но не поймал его, а скатерть и ваза с цветами упала на пол. На шум пришла мама-кошка. Она увидела беспорядок и заставила кота Васю все убрать. Мышонок спрятался под скатерть. Он был очень испуганным, напуганным, перепуганным, трусливым. Когда мама ушла, мышонок вылез, попросил у кота Васи прощенье и они вместе навели порядок. Друзья были очень веселые, радостные, счастливые, озорные и улыбчивые».
2.Пересказ текста детьми.
V.Итог.