Урок русского языка на тему Краткие прилагательные с основой на шипящую


Класс: 5
Предмет: русский язык
Учитель: Тулегенова Г.Б.
Тема: Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
ЦелИ: 1.Формирование навыка правописания кратких прилагательных с основой на шипящую;
систематизация и обобщение знаний по теме Ь после шипящих в разных частях речи, создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач; повторение изученной орфограммы- правописание ь в именах существительных и глаголах.
2.развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), эмоционально-чувственную и двигательную сферы, психические процессы (воображение, внимание), речь учащихся;
3.способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к родной природе, творчеству.


Ход урока:
1.Орг.момент.Мотивационный этап.
Создание благоприятного психологического климата.
2. Распределение ролей в группе. Вспоминаем правила работы в группе.
- В конце урока подведём итог.

Прием «Практическая теория». Учитель ставит перед учащимися практическую задачу.
- Выполните в группе следующее задание
- Какая общая орфограмма в выделенных словах? (Предложения на доске)
Русский язык красив и певуч. Не пригож лицом, а хорош умом. Щенок был тощ.
Определите тему нашего урока?
- А только у имен прилагательных есть такая орфограмма?
- Значит, что дополним к теме урока?
Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую»
Вспоминают правилах работы в группе.
Учащиеся в группе выполняют задание:
Спишите слова, вставляя там, где нужно Ь знак.
Терпиш, могуч, ландыш, береч, из-за туч, ноч.

От полных прилагательных образуйте краткие прилагательные с основой на шипящий. 
Колючий шиповник –
Горячий кофе –
Свежий ветер –
Пахучий ландыш –
Неуклюжий медвежонок –

Вставь, где необходимо, Ь и отметь строчку(и), в которой(ых) ни в одно слово ты не впишешь Ь.
Мелоч.., обруч.., хорош.., несколько клавиш.., вещ..
Пригож.., борщ.., из-за туч.., плащ.., циркач..

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание. Расставьте запятые.
Как хорош день в лесу в конце зимы! Ты не можеш усидеть дома выходиш.осматриваешся вокруг. Любуешся голубым небом белоствольными берёзами. Из – за туч выглядывает редкий луч. Ты с радостью понимаеш что весна не мираж что скоро почувствуеш запах талых крыш.... А снег блестящ и скрипуч...
Выберите одного учащегося из группы для выполнения синтаксического разбора выделенного предложения на доске.

Используя данные слова с пропущенной орфограммой, составьте связный текст (5 -10 предложений):
Хорош, много луж, посмотриш., луч, грач, чувствуеш, похож, туч.
-Какие живописные уголки нашего Казахстана вы знаете? Расскажите о них.
По итогам выступления каждая группа оценивает работу каждого в группе в составлении презентации.
Ребята в группе обсуждают вопрос и делают вывод о правописании Ь знака после шипящих в кратких прилагательных.

Игра » Корректор»
Работа в парах
Найдите и исправьте ошибки в словах.
Ь пишется
Ь не пишется

квас шипучь
весёлая молодёжь

весенняя ночь
кожаный плащь

ищешь дорогу
беречь здоровье

пять задачь
песок сыпучь

помочь друзьям
шиповник колючь

Диагностика изученного материала:
Проверочная работа
1.Весенняя ноч,
2. вырос возле дач,
3.снег блестящ,
4.лесная глуш,
5.ландыш пахуч,
6.упругий мяч,
7.ветер горяч
8.батончик тягуч
9. колючёж
10.печкалач
11.бежит с крыш
12.береч рож
13. малышпригож
14.ребёнок неуклюж

Подведение итога урока. Выставление оценок.


15