Конспект урока по русскому языку на тему Имя прилагательное как часть речи. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные











на тему:
«Имя прилагательное как часть речи. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные»



















Учитель: Голод Е.Н.



Тема. Имя прилагательное как часть речи. Качественные, относительные
и притяжательные прилагательные.

Цель: повторить и углубить знания учащихся об имени прилагательном, его синтаксической роли в предложении; формировать навыки различия разрядов прилагательных; прививать навыки творческого начала, развивать устную и письменную речь; повышать уровень речевой культуры учащихся; воспитывать бережное отношение к языку и любовь к окружающей природе, чувство ответственности, умения работать в группах.

Оборудование: учебник «Русский язык» под ред. Е.И. Быковой,
Л.В.Давидюк, В.И.Стативки, мультимедийная доска, аудиозапись «Звуки природы. Шум леса», композиция «World anaropia»; портрет И.И.Шишкина; репродукция картины И.И.Шишкина «Родник в лесу»; лист самоконтроля и оценивания учащихся /тесты/, опорная таблица.


Ход урока
Язык наш сладок,
чист и пышен,
и богат.
А. Сумароков
Заговори, чтоб
я тебя увидел.
Сократ
І. Организационный момент.
Приветствие. Знакомство с учащимися. Запись числа в тетрадь, вида работы /для темы оставляем 2 строки/.

ІІ а)Внешняя мотивация учащихся.
Слово учителя.
- Дорогие ребята! Представьте себе, что мы отправляемся с вами в лес и попадаем на прекрасную поляну, видим несколько стройных берез и так захотелось вспомнить стихотворение Александра Прокофьева
Первый слайд (Приложение) – стихотворение без прилагательных.
2. Беседа.
- Ребята! Это, полный текст или неполный?
- А почему? Какой здесь части речи не хватает?
- Давайте восстановим этот текст.
Звучит композиция «World anaropia»)
Второй слайд (Приложение)- стихотворение с прилагательными.
3.Чтение учителем двух отрывков.
- В чём разница этих двух текстов?
- Можно ли представить нашу речь без имён прилагательных?
- Почему? Какую роль они играют в нашей речи?
4. Объявление учащимися темы урока.
- Ребята! Как вы думаете, какова тема нашего урока?
5. Объявление учителем целей урока.
6. Работа с эпиграфом.
ІІ б) Актуализация опорных знаний.
1. «Мозговая атака»
- Какую часть речи вы ранее изучили? Что мы знаем об имени существительном?
- Дайте характеристику имени прилагательному как части речи.
- Какие непостоянные признаки есть и у существительных, и у прилагательных?
2. Выполнение упражнения № 149, стр. 100.
Задание: выпишите словосочетания по схеме прилаг. + сущ., указывая число, падеж..
3. Синтаксическая минутка. Работа у доски.
- Сделайте синтаксический разбор предложения.
Красив, чудесен русский лес зимою.

ІІІ. Работа над темой урока.
1.Слово учителя.
- Ребята! Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 96, 97, прочитайте и скажите, что нового вы узнали об имени прилагательном.
2. Объяснение учителя.
3. Рассказ учащегося с помощью опорного конспекта
(Таблица № 1) /учебник с. 104/
Третий слайд(Таблица№1) «Разряды прилагательных по значению».
4. Игра «Кто больше?»
Учитель показывает предмет, учащиеся дают ему характеристику.
/по рядам/
1- качественные
2- относительные
3- притяжательные
5. «Примите решение и найдите ошибку»
/запись на доске/
Деревянная игрушка Сломанная игрушка
(прилагательное + существительное (прилагательное + существительное)
«Это интересно».
/с. 106 учебника/
7. Работа над упражнением № 163 с.107 (устно)
8. Слово учителя.
- Прежде, чем перейти к следующей работе, давайте познакомимся с Павлом Михайловичем Третьяковым.
/ упражнение № 164 стр. 107/
а) Словарная работа /галерея/.
Четвертый слайд (портрет И.И. Шишкина).
- Одним из художников, кто вошел в коллекцию Государственной Третьяковской галереи, стал И.И.Шишкин. Он воспел красоту русского леса. Современники называли его «царем леса»
Пятый слайд /репродукция картины «Родник в лесу»/.

б) Практическая работа по уровням
/ работа в парах по карточкам/ (І –ІІІ уровень)
в) Творческая работа /с репродукцией картины/ (ІV уровень)
Аудиозапись «Звуки природы. Шум леса».
Задание: найдите в тексте
І пара- качественные имена прилагательные;
ІІ пара- относительные;
ІІІ пара- притяжательные.

ІV. Рефлексия. Итог.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
- Сегодня я узнал
- Было интересно
- Было трудно
- Я выполняя задания
- Я понял, что
- Теперь я могу
- У меня получилось
- Я смог
- Меня удивило
- Урок дал мне для жизни
- Мне захотелось
- Мне понравилось

1. Контроль знаний. Выполнение тестовых заданий. /Приложение. Лист самоконтроля и оценивания учащегося/
2. Взаимопроверка. /Ключ к тестовому заданию/.

V. Домашнее задание.
п. 11, 12 изучить; выполнить упр.165 (І часть) – І- ІІ уровень;
написать сочинение-миниатюру на тему: «Зима», используя в тексте имена прилагательные - ІІІ-ІV уровень.








13PAGE 15


13PAGE 14415




Урок русского языка