Урок истории в 9-м классе по теме Первая Российская революция 1905–1907 гг.


"Первая Российская революция 1905–1907 гг." Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас. Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас. Задачи: Ответить на вопрос «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции? Блок мотивации Каждая микрогруппа получает задание:1 Определить значение слова революция:По словарю русского языкаПо политическому словарю По философскому словарю2 Работа с понятием:что общего во всех определениях?что отличает? Давайте воспроизведем план – алгоритм изучения революций, войн, восстаний.Причины революции, повод к революции ход революции, причины победы или поражения, историческое значение революции итоги революции


В начале 900-х годов в России разразился экономический кризис. В 1904 г. началась война с Японией. Нужда и бедствия широких народных масс резко усилилась. В 1905 в России вспыхнула революция, вызванная социально-экономическим и политическим кризисом (запущенный аграрный вопрос, поражение в Русско-японской войне, рост забастовочного движения). Толчком к ее началу послужил расстрел мирной рабочей демонстрации в Санкт-Петербурге. Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.- Какая задача стояла перед правительством?
Определить причины первой российской революцииЗадание:Прослушать сообщения по проблеме: «Причины первой российской революции», выделить главное, четко сформулировать причины.Блок творческого разогрева
Причинами первой российской революции стали:Половинчатые, непоследовательные, незавершенные реформы 60-х годов XIX Неразрешенность аграрного вопроса, обострение противоречий между помещиками и крестьянами.Неразрешенность национального вопроса. Ленин: «Россия – тюрьма народов».Сохранение самодержавия.Влияние русско-японской войны на экономику страны Работа с учебником. Выяснить: Какие слои населения были недовольны и какие требования они выдвигали?-рабочие-крестьяне -интеллигенция- отдельные части армии

Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову.  Работа с документом.Из записки С.В. Зубатова За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды… Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись…Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?Что должно противопоставить ей правительство? С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение. В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции. Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя». 3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу. Работа с документом.Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г.Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…1 Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.2 Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.3 Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.4 Ответственность министров перед народом.5 Равенство перед законом всех без исключения…Каков характер приведённых требований?О чём просят рабочие царя?Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.Можно ли петицию назвать призывом к революции? Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули». 9 января1905 г.-??? Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом. Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха. В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Работа с документом.Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.2…Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…3.Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой… Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём». Итоги революции:Россия из патриархальной превращалась в революционную.Проявились первые элементы буржуазной демократии:Государственная ДумаМногопартийностьКрестьяне землю не получили, но они приравнивались к другим сословиям, могли менять место жительства, поступать в ВУЗы и на гражданскую службу. Выкупные платежи отменялись.Рабочие получили избирательные права, могли создавать профсоюзы, добились сокращения рабочего дня до 9 -10 часов, повышение зарплаты на 12-14 %.Национальные окраины получили представительства в Думе.