Урок по литературе по теме Нравственный выбор героев в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Тема: Нравственный выбор героев в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Триединая дидактическая цель: 1. Обучающая: - знать содержание повести, определение понятия «нравственный выбор».
- уметь: - анализировать готовый материал и самостоятельно отбирать материал на определенную тему; - выразительно читать текст и делать сообщения; - проводить анализ текста или эпизодов по плану; - обобщать и делать выводы, аргументировать свою позицию; - составлять план сообщения; - работать коллективно, самостоятельно, по группам; - писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту;
-понимать: значимость проблемы «нравственного выбора»
2. Развивающая: - развивать внимание, память , мышление; - развивать все виды речевой деятельности; - расширять словарный запас; - развивать аналитические навыки; - развивать ораторские способности.
3. Воспитательная: - мотивировать интерес к творчеству Н.В. Гоголя, учить внимательно и бережно относиться к художественному слову; - способствовать нравственному развитию личности учащихся, умению определять истинные жизненные ценности; - формировать чувство патриотизма, ответственности за свои поступки, гуманное отношение к человеку.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация урока; видеофрагмент фильма «Тарас Бульба», листы самооценки.
Технологическая карта урока

Этапы урока
Вид деятельности

УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Ожидаемый результат

1
Самоопределение к деятельности
Регулятивные: включение в учебный процесс.
Коммуникатив-ные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Личностные:
- внимание, уважение к сверстникам
Слайд №1
Приветствует учащихся. Проверяет готовность рабочих мест, эмоциональный настрой. До начала урока дети поделены на группы. Одна группы-эксперты (сильные ученики, анализируют ответы товарищей.)

Приветствуют учителя. Проверяют рабочее место и наличие необходимых учебных принадлежностей.
Полная готовность класса к работе;
быстрое включение учащихся
в деловой ритм, организация внимания
всех учащихся.

2
Актуализация знаний.
Постановка проблемы.

Познавательные:
Знание содержания текста, осуществлять самоконтроль и самооценку, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа текста.
Личностные:
нравственно - этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; постановка и формулирование проблемы.
Регулятивные: формулирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи.
Слайд №2
Организует тестирование по повести «Тарас Бульба»?



Подводит учеников к формулировке темы, проблемы, целей урока.
Слайд №4
На слайде представлены качества человека. Какое понятие объединяет эти качества? Что определяют эти качества7

-Что такое «Нравственность»?
Слайд №5 (понятие «нравственность» по словарю Ожегова).
Помочь стать нравственным человеком призвана литература.
«Тарас Бульба» - это учебник жизни для молодежи. И главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь - как вырасти достойным человеком? Поэтому сегодня мы будем говорить о нравственном выборе героев повести. Это тема нашего урока. Запишем ее.
Слайд №6
-Каждый день людям приходится делать выбор. Свой нравственный выбор сделали и герои повести.
-Какой проблемный вопрос мы можем поставить, исходя из названия повести и темы.


Исходя из проблемы, какова цель вашей деятельности и как мы будем решать этот проблемный вопрос?

Учащиеся отвечают на вопросы теста, срвнивают ответы с эталоном.
Слайд №3
Выставляют себе оценки.
Вступают в беседу



(эти качества определяют нравственное поведение человека, его душевные качества
Поступать по совести



Слушают учителя, дополняют, продолжают отвечать на вопросы.









Записывают тему урока.


Формулируют проблему. (высказывают предположение:

Мог ли по-другому поступить Тарас Бульба по отношению к своим сыновьям?
Слайд №7
Отвечают: «Найти ответ на проблемный вопрос».

Проверено знание содержания повести, осуществлены самоконтроль по эталону и самооценка по критериям: за каждый правильный ответ – 1 балл.

Определены тема и ключевые понятия урока.












Определены проблема и цель деятельности на уроке

3
Исследование проблемы (работа по творческим группам)
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации и установление причинно-следственной связи Личностные: воспитание патриотизма, чувства товарищества,
ответственности за свои поступки. Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, ориентация на позицию других людей. Регулятивные: контролировать и адекватно оценивать ответы своих товарищей.
А сейчас мы работаем в группах. У каждой группы – есть эксперты, которые заранее подготовлены к этой работе.
1 группа
исследовать путь предательства Андрия Слайд №8
2 группа
найти доказательства железной стойкости и мужества Остапа Слайд №9

3 группа доказать, что поведение Тараса во время казни есть нравственный подвиг Слайд №10

При ответе на свои вопросы вы должны опираться на художественный текст, использовать цитаты текста и фрагмент фильма.

Смотрят фрагмент фильма и работают в группе по заданиям с опорой на текст, подбирают цитаты, готовят отчёт.











Каждая группа представляет отчёт.
Эксперты добавляют, корректируют и оценивают ответы.
В сотрудничестве группы провели исследование по поиску путей решения проблемы.














Сделана экспертная оценка работы каждого учащегося в группе.

4
Решение проблемы (ответ на проблемный вопрос)
Познавательные:
активное использование речевых средств для решения познавательных задач,
построение рассуждения.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника, признавать иную точку зрения, излагать свое мнение.
Вернёмся к проблемному вопросу урока: Мог ли Тарас по-другому поступить по отношению к своим сыновьям?
Слайд №11

Ученики отвечают на проблемный вопрос
Найдено решение проблемы

5
Рефлексия учебной деятельности
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в письменной форме, делать выводы на основе построения рассуждения. Личностные: раскрытие внутренней позиции.

Учитель просит дать письменный ответ на вопрос: какие нравственные уроки я получил сегодня?
Слайд №12

Ученики дают письменный ответ и желающие его озвучивают.
В письменной форме раскрыта внутренняя позиция каждого ученика по данной проблеме.


6
Домашнее задание.

Личностные: осознание значимости произведения и принятие нравственных ценностей.
Регулятивные: осуществление выбора.
Предлагает задания на выбор. Слайд №13
Написать сочинение по данным темам на выбор:
1) «Мог ли Тарас не убивать Андрия?» 2) «О чем заставляет задуматься повесть «Тарас Бульба»
Выбирают задания в соответствии с желанием.
Дифференцированное домашнее задание

7
Итог урока.
Регулятивные: коррекция самосознания ученика
Коммуникативные: умение выражать свои мысли,
слушать и видеть.
Слайд №14
Слово учителя: каждый из нас всю жизнь делает выбор: уйти или остаться, обидеть или помочь, разрушить или спасти. Важно на перепутье не ошибиться, среди дорог не заблудиться.
Учитель читает стихотворение.
Я тоже сделала свой выбор: стала учителем. И я благодарна судьбе, что она подарила мне таких учеников. Спасибо, ребята, за работу на уроке. Оценивает работу ребят.
Слушают учителя
Принятие позиции учителя о необходимости осознанного нравственного выбора в жизни.



Кто в повести, «был один из числа коренных, старых полковников: весь был создан для   бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава»?
       а) Тарас Бульба;
       б) Есаул Товкач;
       в) Касьян Бовдюг.
Кто из сыновей Тараса погиб как народный герой?
       а) Остап;
       б) Андрий;
       в) Бовдюг.
Кто из сыновей Тараса «пропал бесславно, как подлая собака»?
       а) Остап;
       б) Андрий;
       в) Бовдюг.
В связи с чьей смертью Гоголь пишет: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и  такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»?
       а) Остапа;
       б) Андрия;
       в) Тараса.
С кем сравнивает автор Остапа?
А) Орел
Б) Исполин
В) Лев
6. К кому обращается перед смертью Остап?
А) к матери
Б) к отцу
В) к брату
7. Основной закон Запорожской Сечи?
А) взаимопомощь
Б) Устав
В) Товарищество
8. Выбрать нравственные проблемы, поднимаемые в повести
А). Честь
В).Ллюбовь к братьям меньшим
В). Экология
Г)..Патриотизм
Д). Долг








15