Нравственный выбор героев. По новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Урок литературы в 6 классе.

Нравственный выбор героев. По новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Моя честь – это моя жизнь. Отнимите у меня
честь - и моей жизни придет конец.
В.Шекспир

Цели и задачи урока:
1.Познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме.
2.Дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе
3.Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям, развивать навыки коллективной работы
4.Воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.
Оборудование: текст, компьютер, проектор, экран, слайды с иллюстрациями к произведению, портрет писателя, карточки с заданиями.
Организация урока.
Мы, ребята, сегодня будем говорить о произведении П.Мериме «Маттео Фальконе». Тему урока вы видите на доске . Попробуйте сформулировать цели нашего урока.
Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя.
Проспер Мериме – представитель французской литературы XIX в. Родился он в Париже в 1803 г. Родители его были художниками. Мальчик рос в семье, где преклонялись перед искусством. Став юношей, он поступил в Парижский университет на юридический факультет. Однако юридические науки не заинтересовали студента, и его настоящим призванием стали литература, история языков, археология. Позже П. Мериме был избран членом Французской академии.
Творческий путь писателя начался в 1825 г. с издания сборника пьес под названием «Театр Клары Гасуль». В период до 1829 г. было написано большое количество баллад, поэм, роман «Хроника царствования Карла IX». Дальнейшее творчество Мериме связано с жанром малой повествовательной формы – новеллой. Герои Мериме всегда необыкновенные, исключительные люди, с нелегкой судьбой. Достаточно вспомнить Кармен – имя этой героини известно всему миру. Знаменитая опера Бизе написана по мотивам новеллы Мериме.
Шедевром новеллистического искусства стала его новелла «Маттео Фальконе», где трагическая история героя – маленького Фортунатто – потрясает читателя.
В этом произведении писателя интересуют преимущественно проблемы нравственные и эстетические, он глубже проникает во внутренний мир своих героев, исследует связь их поступков с действительностью, с обстоятельствами жизни.
  Новелла «Маттео Фальконе» была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык. Одним из переводчиков был Н.В. Гоголь. Мериме знал русский язык, русскую литературу. Он перёвел на французский язык новеллу «Пиковая дама» и поэму «Цыганы» Пушкина, ряд произведений Гоголя и роман «Дым» Тургенева, с которым был знаком и переписывался. .
Творчество П. Мериме – историка, создателя ярких, незабываемых характеров – интересно для читателя. Это писатель, который развивает взыскательный литературный вкус, помогает читателям оценить достоинства прозы.
3. Работа над понятием «новелла».
Определение понятия можно записать в тетрадь.
Новелла – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка. Отличается острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер
4. Опрос на выявление знания текста учащимися.
  1.Где происходит действие новеллы?
  2.Маки – это:
  3. «Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными,как смола, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета выделанной кожи» - это портрет
  4.Фортунато спрятал бандита..
  5.Желтые Воротники – это
  6.Маттео Фальконе был довольно богатый человек и жил
7. Что предложил сержант мальчику?
 8. Что сделал с часами Маттео в конце новеллы?
5. Словарная работа.
Слова вынесены на доску.
Физкультминутка
6. Анализ текста( по группам)
Группа1 .Перескажите отрывок с начала до слов «.как ему пришлось в этом раскаяться». Озаглавьте его. Ответьте на вопросы 2-3 на странице 244 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 2. Прочитайте отрывок со слов «Прошло уже несколько часов» до слов «как ни в чём не бывало растянулся на солнцепёке». Озаглавьте его. Как разговаривал Фортунато с бандитом? Докажите, что мальчик был сообразительным и находчивым.
Группа 3. Прочитайте отрывок со слов «Несколько минут спустя шестеро стрелков» до слов «Искушение было слишком велико». Озаглавьте его. Как вёл себя Фортунато с полицейскими? Почему он оказался предателем?
Группа 4. Прочитайте отрывок со слов «Фортунато поднял левую руку» до слов «несмотря на наше родство». Почему Фортунато выдал Джаннетто? Как ведут себя герои эпизода: Фортунато, Джаннетто? Джузеппа, Маттео? Какие дущевные противоречия испытывает каждый из них?
Группа 5. Прочитайте отрывок со слов «Наконец он принял смелое решение» до слов «быстрым шагом двинулся к равнине». Чем отличаются жизненные принципы Маттео и сержанта? Какие детали показывают отношение героев к поступку Фортунато?
Группа 6. Перескажите отрывок со слов «Прошло около десяти минут» до конца новеллы. Опишите психологическое состояние Маттео и Фортунато. В чём трагизм финального эпизода?
 Учитель: Все необходимые моменты мы повторили, теперь настало время перейти, непосредственно к теме урока. Вчитаемся в эпиграф. Объясните слова Шекспира.
7. Итоги урока
--Кто же он, Маттео Фальконе, герой или убийца? Какой нравственный выбор делает наш герой?
--О чем заставила вас задуматься новелла Проспера Мериме?
Домашнее задание: сочинение-миниатюра «О чем я хочу спросить у автора».












15