: Прав ли Маттео Фальконе в финале одноименной новелле Проспера Мериме.


ТЕМА: Прав ли Маттео Фальконе в финале одноименной новелле Проспера Мериме.
ЦЕЛЬ УРОКА:
создание условий для развития коммуникативных способностей учащихся средствами художественного произведения.
ЗАДАЧИ УРОКА:
учить видеть позицию автора, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
учить задавать вопросы разных типов;
развивать культуру речи;
воспитывать толерантность к чужому мнению.
ТИП УРОКА:
Работа с художественным текстом
ХОД УРОКА
I. Этап вызова
Формулирование темы и цели урока.
Слово учителя:
- Мы закончили изучение новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Заинтересовало ли вас это произведение? Чем? ( Да. Новелла отличается очень динамичным сюжетом и неожиданной развязкой. Отец убивает сына за предательство, убивает своего единственного, долгожданного сына, который является ещё ребенком.)
-Согласны ли вы с таким финалом? (Нет, да)
-Сформулируйте проблему, которую выдвигает автор и тему нашего урока, исходя из проблемы. (Прав ли отец, поступив так. Имел ли он на это право? Темой нашего урока будет данная проблема.)
-Тема урока: Прав ли отец, поступив так со своим сыном.
Записывает тему на доске и в тетради.
-Как же вы считаете: прав или не прав отец? ( Да, нет)
-И тогда, если у нас с вами разные мнения на этот вопрос, что будет целью нашего урока?
(Высказать своё мнение по данной проблеме, доказать его правоту и найти общую точку зрения.)
Записывает цель урока на доске и в тетради.
Организует выбор способа работы:
-В какой форме мы будем работать? ( в форме дискуссии)
-Определитесь со своими позициями и займите место за столами согласно своей точке зрения.
Те, кто считает, что отец прав, садятся за синий стол, кто считает, что не прав – за красный
II.Стадия осмысления
-Заявите свои позиции. Отвечают за синим столом. (Наша группа считает, что отец прав в своём поступке). Отвечают за красным столом. (Мы считаем, что Маттео Фальконе был не прав, убив сына.)
-В течение 10 минут вы ищете доказательства в защиту своей точки зрения, работая в группе.
Учащиеся работают в группах по поиску доказательств.
По истечении времени, учитель организует выступления.
Выступают сначала учащиеся, сидящие за синим столом, потом за красным столом, а остальные слушают, записывая возникающие вопросы на уточнение, критику, понимание.
(Мы считаем, что Маттео не прав, так как …
Мы не согласны с ребятами, потому что …)
Учитель организует раунд вопросов и ответов.
Учащиеся задают вопросы по очереди на понимание, критику и уточнение.
После вопросов учитель организует работу в группах по поиску новых аргументов
Учащиеся обсуждают в группе свои аргументы. Выступают. (Учащиеся за красным столом:- В истории были уже подобные случаи…
Учащиеся за синим столом: Не доказано, что Иван Грозный убил сына за предательство и даже есть сведения.… Кроме того, мы провели опрос и выяснили …)
III.Стадия рефлексии
Слово учителя:
-Ребята, вы многое сказали в защиту своей позиции и не готовы отказаться от неё. Правильно я вас поняла?
Отвечают учащиеся за красным столом. ( Мы согласны с оппонентами …)
Отвечают учащиеся за синим столом. (Представьте себя в такой ситуации.… С точки зрения закона, он поступил правильно. На территории, на которой жили Фальконе, существовали другие законы….)
Слово учителя:
-Наверное, мы можем признать, что поступок, совершенный мальчиком, был ужасным и имел тяжелые последствия. Выдал он преступника, но время, в котором он жил, было особым в понимании чести. Отец не дал шанс исправиться сыну, но и люди не дали бы шанса смыть пятно позора с семьи Маттео. Слова, брошенные арестованным, надолго остались бы в памяти земляков, и их род считался бы проклятым и опозоренным. Поэтому, с этой точки зрения, наверное, можно как-то понять Маттео. Но с позиции нашего времени и нашей морали, мы не можем оправдать его. С точки зрения христианской религии, М. совершил самый страшный грех, но и Ф. тоже совершил грех. Мы не можем прийти к общей точке зрения, но договориться, что однозначно сказать, прав или нет Маттео, нельзя. Здесь играет роль и время и местность, в которой жили герои, понимание чести, предательства, верности у героев. Согласны вы с этим?
Отвечают учащиеся за красным столом. ( Да, мы согласны, что жестоко …, но …)
Отвечают учащиеся за синим столом. ( Мы готовы согласиться с тем … но каждый человек живёт так, как считает нужным, и иногда это идет в разрез с мнением окружающих. Отец Ф. посчитал, что честь для него дороже единственного сына - это, наверное, его право.)
-Давайте вернёмся к цели нашего урока: что мы должны были сделать.
(Высказать своё мнение по проблеме урока и доказать его правильность или попытаться найти общие точки соприкосновения в своих позициях.)
-Как вы считаете, мы достигли своей цели?
-Возьмите листы самоконтроля и оцените сначала себя сами, а потом в группе. Поставьте оценки.
Своя оценка Групповая оценка Оценка учителя Итоговая оценка
Умение формулировать точку зрения Умение задавать вопросы Умение отвечать Умение находить доказательства Культура речи Культура поведения