Проектный урок по теме Живописность и лиризм прозы Н.В.Гоголя .


Живописность и лиризм прозы Н. Гоголя. Особенности изображения природы в повести «Тарас Бульба». Цель урока: совершенствовать навыки работы с текстом; развивая речь учащихся, в т. ч. и спонтанную, учить логично и последовательно строить ответы на вопросы; продолжить формирование умений работы с живописным полотном; развивать внимание, воспитывать гордость за Родину.Оборудование: тексты описания степи (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»),иллюстрации с изображением степи, спроецированные на экран (репродукции А. И Куинджи), проектор.  Степь днем. Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Всё, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули мил­лионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем.Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши! Степь вечером. Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пестрое прост-ранство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и посте-пенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и онастановилась тёмно-зеленою; испарения подымались гуще, каждыйцветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благо-вонием. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистьюналяпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белеликлоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольститель-ный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травыи чуть дотрогивался до щёк. Вся музыка, наполнявшая день, утихалаи сменялась другою. Пёстрые овражки1 выползывали из нор своих,становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещаниекузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-ни-будь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Символ – вещественный знак, имеющий тайный смысл.Субстанция – (лат. сущность)- объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретногоМистерии - богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления.Словарная работа Работа по тексту Работа по тексту.Найти тропы, использованные при описании степи(в том числе и цветопись). Необходимо обратить внимание семиклассников на то, какое время дня в степи описано в первой части, какие краски использованы Гоголем для описания степи; какими звуками была наполнена степь днем; как она изменялась с наступлением вечера, что говорится о запахах, наполнявших степь вечером и звуках, какой становилась она ночью.В качестве художественных средств Гоголь использует гиперболу, с помощью которой передает впечатление от огромных вольных пространств («тучи диких гусей», «по неизмеримым волнам диких растений» и др.); эпитеты («исполинскою кистью», «широкие полосы из розового золота» и др.); сравнения («самый свежий, обольстительный, как морские волны; метафоры («в синих волнах воздуха» и др.); олицетворения («на них прямо глядели ночные звезды», «степь уже давно принесла их в свои зеленые объятия» и др.); которые делают описаниеподобным ярким краскам живописного полотна.Гибкость и пластичность языка делают живым впечатление от описания степи, восклицания передают восхищение и эмоциональность автора: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» Для Гоголя степь является образом прекрасной и свободной Родины. Архи́п Ива́нович Куи́нджи 15 (27) января 1841 (по другой версии 1842), местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Украина — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник, мастер пейзажной живописи.Архип Куинджи родился в Мариуполе в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некоторое время посещал городское училище.С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Пытался поступить в ученики к И.Айвазовскому, однако, так и не был допущен к холсту — лишь толок краски и красил забор. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского Адольф Феселер, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. После двух месяцев проживания в Феодосии, Архип Иванович возвращается в Таганрог, а затем уезжает в Санкт-Петербург. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 г. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного художника. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро». В 1874 г. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 г. — знаменитую «Украинскую ночь».В 1877 г. Куинджи становится членом Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.В 1879 г. он выставляет «Север», «Берёзовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества. В 1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела огромный успех.В 1881 г., также в «сольном» режиме, Куинджи выставил «Берёзовую рощу», имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой своей смерти Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.С 1894 Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Вглядись в символ И увидишь суть… Чайка - символ тоскующей женщины. По легенде, женщина превратилась в чайку после смерти своего мужа. Символ материнского плача по своим детям. Лебедь - символ верной любви, неразлучности. Лебедь - чистая прекрасная девушка. Ястреб - символ кровожадности, жестокости. Напористости, злобности и безрассудности при охоте. Из птенцов выживает сильнейший, съедая своих собратьев. В то же время они трусливы и уходят с места охоты, если им помешают Гуси - эмблема первичной субстанции, из которой были сделаны миры. В мистериях Вселенная уподоблялась яйцу, отложенному в пространстве космическим гусем Поле, степь – открытое, опасное гибельное пространство. Это пространство незащищенное. Мужское место, место битвы с врагом или природой. Степь ассоциируется с морем, она бескрайняя. Лина Костенко. КрыльяАнна Дудка с украинского.   И правда, крылатым, почвы не нужно. Земли не будет – им небо послушно.  Не будет поля, так будет воля. Пары не будет - туч не убудет.  И в этом правда лишь птиц от века. А человека? А человека?   Живёт землею. Сам не летает. И всё ж крылами он обладает.  И не из пуха-пера те крылья, Из правды, честности, доверия.  Кого-то верность любви поднимет. Кого-то вечный порыв обнимет.  Кто верен сердцем своей работе. Кто милосердьем щедр на заботы.  Кому-то песни даны, надежды - Крыла поэта, мечты нездешней…  Как будто люди и не летают, Да только крыльями обладают.