РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОГРАММАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОГРАММАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Лантратова Т.В., преподаватель высшей категории, Лучший работник образования Дона.
Программа внеурочной деятельности в области литературного чтения относится к программам регионального компонента и направлена на ознакомление младших школьников с произведениями донского писателя В.Н. Банцевича.
Идея подобного проекта возникла в ходе подготовки к производственной практике. Поводом послужила программа интеллектуально – творческого клуба «Истоки», в рамках которой были организованы встречи с интересными людьми, в том числе с донскими писателями.
На протяжении двух лет, в этой связи, проводились совместные музейные уроки с писателем, художником, общественным деятелем, В.Н. Банцевичем, экскурсии в Музей Славянских культур, руководителем которого является сам писатель. Первое знакомство пришлось на тот период, когда студенты обучались на первом курсе. К моменту выхода студентов (3 курс) на практику, был собран достаточно большой материал для разработки программы внеурочной деятельности для начальной школы в области литературного чтения, которую назвали «Волшебное лукошко», по одноимённой сказке писателя.
Литературные тексты отбирались на основе следующих литературно-педагогических принципов:
ориентация на региональную литературу и читательские интересы ребенка;
разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
знакомство с творчеством писателя В.Н. Банцевича;
принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Содержание программы «Волшебное лукошко» предназначено для учащихся 3-х классов и представлено тремя тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров писателя.
В первый раздел «В мире сказок В. Банцевича» включены методические разработки по рассказам и сказкам писателя.
Второй раздел, «Фантастические истории», посвящен книге писателя «Тайна богатого колодезя», рассказывающей историю возникновения Ростовской крепости. В основу методических разработок вошли несколько рассказов из книги.
Третий раздел, «Литературная конференция», завершает программу для 3 класса, позволяет подвести итоги изучения творчества писателя, подготовить совместно с учителем проекты для защиты на конференции, развивающие «чувство слова», нестандартное мышление и творческое воображение детей.
Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова.
В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительство, коллективное обсуждение творческих работ, графическое иллюстрирование, инсценирование, создание диафильма, музыкальное иллюстрирование и т.д.
Для углубления интереса к чтению особое значение имеют игровые задания: тесты, викторины, кроссворды, литературные игры и турниры; задания аналитического, репродуктивного, проблемного характера и т.д.
В основу теоретико-методической основы заложен системно – деятельностный подход. Для этой цели внеурочные занятия разработаны таким образом, чтобы детям было интересно не только читать и делиться своими впечатлениями, но и свободно высказывать своё мнение, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, карты, заполнять путевые дневники, мастерить различные поделки в соответствии с изученными произведениями, обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное, совершать экологические экскурсии («экологическая тропа»), знакомиться с родным краем и т.д.
Эта программа отличается целесообразностью, рассчитана на 32 часа и осуществляется через игровую, исследовательскую, поисковую, предметную, коммуникативную, проектную деятельность.
Итак, система занятий программы «Волшебное лукошко» последовательно обучает продуктивному чтению, умению прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации, вести диалог с автором, выявлять авторскую точку зрения и соотносить ее со своей, корректировать свое понимание авторского смысла, активное включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом. Этот подход будет способствовать как интеллектуальному развитию, так и развитию творческих способностей. Кроме того, программа позволяет расширить знания о донской культуре и литературе.

Библиографический список
Банцевич В.Н.//Литературное краеведение/Библиотека Величкиной[Электронный ресурс] Точка доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Григорьев Д.В. Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.., 2011г.
Посашкова Е.В. Уроки внеклассного чтения в 3 классе с использованием Рабочей тетради: Метод. пособие. Екатеринбург, 2007
Сковородкина И.З., Герасимов С.А. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 320 с.


Встреча с донским писателем В.Н. Банцевичем. Проект «Волшебное лукошко»



Ђ `