«Развитие креативного мышления при работе над сочинением по картине»


МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»
Учитель: Шувалова
Ирина Вячеславовна
«Формирование культуры речевого общения - как фактор успешной социализации младших школьников».
Направление « Формирование коммуникативных учебных действий как фактор успешной социализации».
Тема выступления: «Развитие креативного мышления при работе над сочинением по картине»

“Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами; предметы только средства, цель - личность, ее развитие”. Эти слова русского педагога и психолога
П.Ф. Каптерева (1885) отражают актуальность проблемы разработки в школах такого учебного курса, который был бы ориентирован на развитие коммуникативных способностей личности учащегося.
Коммуникативная задача русского языка решается на уроках развития связной речи. Учащиеся овладевают знаниями и умениями, которые способствуют активизации их речевой деятельности (устной и письменной).
Коммуникативно-развивающий подход предполагает последовательное погружение в учебный материал, это алгоритм рефлексивной деятельности учителя и ученика, направленный на организацию совместного учебно-познавательного поиска, который предполагает решение 3-х задач:
- неуклонное повышение качества знаний учащихся;
- развитие процессуальных (интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных и др.) качеств личности ученика;
- активизация творческой самостоятельности.
Как показывает мой опыт работы, наиболее эффективный способ развития коммуникационных способностей учащихся - это активизация практической деятельности учащихся, самого учебного процесса, совершенствование работы над устными и письменными высказываниями учащихся, их самостоятельная работа.
Я представлю вашему вниманию технологию работы над сочинением по картине.
Мне данная работа казалась нудной и неинтересной. Но я совместила технологию работы над картиной с приемом креативного мышления «Метод шести шляп», разработанный английским психологом Эдвардом де Бонном.

Данный метод позволяет детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно, быть соавтором уроков.
Описание данного вида работы хочу начать с притчи.
ПРИТЧА
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из режимов .
Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
•что я сейчас чувствую;
Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
•каковы положительные стороны;
•можно ли это воплотить в жизнь.
Черная шляпа. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
•каковы возможные проблемы;
•каковы вероятные сложности;
•на что нужно обратить внимание;
•в чем опасность.
Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
•какие творческие идеи имеются;
Белая шляпа. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
•какая информация имеется;
•какая информация необходима;
•как и где получить недостающую информацию.
Синяя шляпа. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Особая Синяя Шляпа
•как подвести итог;
Синяя шляпа отличается от других тем, что она связана с управлением самим процессом мышления.
Рассмотрим технологию работы на примере картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
Работать над сочинением по картине начинаю я сама в белой шляпе, где рассказываю о художнике и обстоятельствах написания полотна.
Автор картины «Первый Снег», Аркадий Алексеевич Пластов, родился в 1893 году в деревне Прислониха. Его родители были простыми крестьянами, а дед был иконописцем. Видимо, именно от деда Аркадию Пластову перешёл талант художника.

В 19 лет Пластов начинает замечать в себе талант художника, и именно поэтому решает получить хорошее художественное образование. С этой целью он уезжает в Москву, где поступает в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где учится всего два года. Одним из учителей Пластова был известный художник Фёдор Федоровский.
С 1914 по 1917 Аркадий Алексеевич Пластов учится Московском училище живописи, а после этого возвращается в своё родное село, где начинает постоянно заниматься живописью.Картина «Первый снег» написана в безрадостное послевоенное время в 1946 году.
Затем учащиеся тоже надевают белые колпачки (шляпы) и описывают только то, что изображено на картине- собирают факты.

На переднем плане находится порог деревянного дома, рядом с которым стоит берёза. На заднем плане виднеется ещё две избы, значит , действие происходит в деревне.
На улице идёт снег и, судя по большим сугробам, идёт он уже довольно давно. На одном из сугробов приземлилась ворона.
Центром картины «Первый снег» являются люди. Это двое детей: мальчик и девочка- брат и сестра. Они увидали в окно падающий снег и решили выбежать на улицу. Дети очень торопились, когда выбегали на улицу.
Картина написана художником в довольно однообразной цветовой гамме. Он использует, в основном, белые, серые и коричневые тона.
После мы надеваем красные колпаки – это наши эмоции и чувства, которые мы испытываем, глядя на данное полотно, и красная шляпа помогает нам их изложить.
Глядя на это полотно, невозможно не проникнуться той радостью, что овладела детьми. Еще бы: ведь зима – это чудесная пора, когда можно кататься с гор и на коньках, лепить снеговиков и играть в снежки! Каждый смотрящий на эту картину невольно вспомнит свое собственное детство и позабытые впечатления от этого маленького чуда – первого снега.
Картина вызывает искренние чувства восторга, сразу всплывают собственные воспоминания зрителя о первом снеге. Действительно, яркий и радостный момент обязательно случался в жизни каждого человека.
Далее мы примеряем зеленую шляпу- творческий подход к описанию картины. На данном этапе работы, дети выбирают любой предмет на полотне: мальчика, девочку, ворону, березу, снег и от его имени описывают картину.
Пример. (от имени березы) Осень закончилась. Ночью я замерзла. Под утро с неба посыпались маленькие беленькие звездочки. Я поняла, что это снег. Пушинки покрыли мои ветви. Мне стало тепло и спокойно. Прилетела ворона. На улицу выбежали ребятишки. Они стояли на пороге дома и зачарованно смотрели на снегопад… и т.д Чтобы выразить свое отношение к картине ученики надевают либо желтую шляпу, либо черную. И объясняют чем вызваны такие эмоции.
Наконец, приходит черед синей шляпы: подведение итога. Это непосредственное написание сочинения, используя отработанный материал.
На первый взгляд может показаться , что ничего особенного нет, что и без шляп ваша работа проходит по такому плану.
Но переодевание шляп вносит в работу:
- во-первых, элементы деловой игры;
- во-вторых, благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным;
-в-третьих, с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием.
Данный метод мышления нужно применять и в повседневной жизни. Я желаю вам чаще надевать желтую шляпу и получать как можно больше положительных эмоций.
Успехов!