Урок-конспект М. Булгаков. Жизнь и судьба. Сатира писателя. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»).


М.А. Булгаков (1891-1940 г.г.). Жизнь и судьба. Сатира писателя. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»).

Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была, по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью, схваткой ради чистых человеческих помыслов, ради того, что человек должен быть и не смеет не быть разумным и благородным. К.Паустовский
Я не мог расстаться с мыслью о том, что я причастен к
неправедным и страшным делам. У меня было ужасное чувство бессилия.
Андрей Сахаров
Цели урока:
показать сложность и трагичность жизненного и творческого пути М. А. Булгакова, вызвать интерес к личности и творчеству писателя;
раскрыть многоплановость проблематики повестей Булгакова, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве писателя, показать актуальность сатирических произведений, развить умения и навыки анализа прозаического произведении, помочь понять, о чём же предупреждают нас повести Булгакова;
развивать умение идейно-композиционного и стилистического анализа текста;
продолжить формировать умение выбирать в развитии действия главное, излагать свои мысли ясно и последовательно, аргументировать свои высказывания, готовить доклад; развивать умение учащихся оформлять основные мысли в конспект.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Дать краткий обзор жизненного и творческого пути М.А.Булгакова; познакомить с особенностями судьбы Булгакова-писателя и человека, отметить разнообразие творчества писателя, познакомить с авторскими приемами создания сатирических произведений; совершенствовать навык поиска информации о жизни и творчестве писателя; совершенствовать навык монологической речи.
2. Познакомить с повестями «Собачье сердце» и «Роковые яйца», понять смысл произведений, помочь разобраться в том, о чём же предупреждают нас повести Булгакова, оценить злободневность произведений; доказать, что сатирические произведения писателя современны и актуальны.
3. В процессе работы над произведениями развивать умение идейно-композиционного и стилистического анализа текста, продолжить формировать умение выбирать в развитии действия главное, излагать свои мысли ясно и последовательно, аргументировать свои высказывания; совершенствовать умения анализа литературного произведения
Развивающие: содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность; развивать умения правильно обобщать рефлексивную деятельность; развивать умения правильно обобщать данные и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к народному наследию, содействовать формированию патриотических чувств, неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.
Образовательные ресурсы: Литературный диктант, лекционный материал, слайд-фильмы о жизни и творчестве М.А. Булгакова, повести «Собачье сердце», «Роковые яйца», задания для групповой работы. Видеофильм В.В. БорткО «Собачье сердце».
I.
1 этап
1.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению творчества русского писателя, драматурга, театрального режиссёра I пол. 20 века. Автора повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто (Либретто- словесный текст театрализованного музыкально-вокального произведения),
познакомимся с его непростой и трагической судьбой).
Прежде чем мы начнем говорить о нем, вначале посмотрим слайд-фильм, а затем продолжим разговор. (№1Просмотр слайд - фильма о писателе с00.00 – 0.40)
Целеполагание.
Итак… какие ассоциации возникли у вас после увиденного? О ком пойдет речь? Посмотрите на доску. Вы видите портрет писателя. Внизу стоит дата -1935 год. Это практически его последние годы жизни. Через пять лет писателя не станет… Ему было всего 49 лет. ( см. эпиграф), + (Кл. доска)
Итак, речь пойдет о М.А.Булгакове.
1. А сейчас знакомство с творчеством и жизненным путем М.А. Булгакова ( №2Слайд-фильм «Биография писателя» до.030; до 1.03; до 1.36; до 2.09); учебник, стр.118
- Какие факты биографии произвели на вас впечатление? Назовите известные вам произведения писателя.
(Известные произведения Булгакова: «Мастер и Маргарита», «%A%D%BE%D%B%D%B%D%87%D%C%D%B_%D%81%D%B%D%80%D%B%D%86%D%B"Собачье сердце», «%97%D%B%D%BF%D%B%D%81%D%BA%D%B_%D%E%D%BD%D%BE%D%B%D%BE_%D%B%D%80%D%B%D%87%D%B"Записки юного врача», «%A%D%B%D%B%D%82%D%80%D%B%D%BB%D%C%D%BD%D%B%D%B_%D%80%D%BE%D%BC%D%B%D%BD"Театральный роман», «%91%D%B%D%BB%D%B%D%F_%D%B%D%B%D%B%D%80%D%B%D%B%D%F_%28%D%80%D%BE%D%BC%D%B%D%BD%29"Белая гвардия», «%98%D%B%D%B%D%BD_%D%92%D%B%D%81%D%B%D%BB%D%C%D%B%D%B%D%B%D%87_%28%D%BF%D%C%D%B%D%81%D%B%29"Иван Васильевич», «Записки на манжетах», «Роковые яйца», «Дьяволиада»).
Рассказ (дополнение) учителя о жизни и творчестве М.А. Булгакова.
Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии…. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна.
- До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе.
- В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург
В 30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий.
Его не печатали, пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе.
Особые отношения были у него со Сталиным. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ (Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния – подразделение %D%D%B%D%80%D%BE%D%B%D%BD%D%B%D%B_%D%BA%D%BE%D%BC%D%B%D%81%D%81%D%B%D%80%D%B%D%B%D%82_%D%B%D%BD%D%83%D%82%D%80%D%B%D%BD%D%BD%D%B%D%85_%D%B%D%B%D%BB_%D%A%D%A%D%A%D%A"НКВД СССР, %C%D%B%D%BD%D%B%D%81%D%82%D%B%D%80%D%81%D%82%D%B%D%BE_%D%B%D%BD%D%83%D%82%D%80%D%B%D%BD%D%BD%D%B%D%85_%D%B%D%B%D%BB_%D%A%D%A%D%A%D%A"осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1930—1956 годах.). И умер не на нарах (хотя в те времена забирали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза, унаследованного от отца). ( №3см. фильм с 00.51).
Ограбленный до нитки, отлучЕнный от читателей и зрителей, «запечатанный» в своей квартире казенными печатями, смертельно больной, знавший, что его дни сочтены, Булгаков оставался самим собой: не терял чувства юмора и остроты языка. Значит, не терял свободы.
Таким был М. А. Булгаков. Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через пристрастие к морфию (когда работал земским врачом), гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире.
Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение (читает ученик):
Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне…
2. Блиц-опрос
«Жизнь и творчество М.А. Булгакова»
Когда и где родился М.А. Булгаков? (15.05.1891 в Киеве)
Где учился? (Александровская гимназия, медицинский факультет Киевского университета).
Самые известные произведения писателя (« Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Бег», Белая гвардия».)
Какую роль в жизни играли женщины? (Вдохновляли, помогали в жизненных трудностях, служили его идеалом).
Где и когда умер Булгаков? (10.03.1940)
III. этап Аналитическая беседа.
2. Сатира писателя
Учитель: Сегодня в центре нашего внимания сатирические произведения писателя.
Вопрос: Давайте вспомним теорию литературы: что такое сатира и ее виды.
Сатира – вид комического.
Предмет изображения – пороки.
Источник – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.
Виды сатиры:
Юмор - добрый смех.
Ирония – насмешка.
Сарказм – едкая, язвительная насмешка, высшая степень иронии.
Средства сатиры:
Гиперболизм - преувеличение
Гротескность – соединение фантастического и реального
Контраст – противопоставление
Сатирические же повести М.А. Булгакова, написанные в 1925 г., прозвучали очень своевременно, стали отражением умонастроений целого ряда деятелей науки и культуры, почувствовавших тревогу в связи с происходившими в России переменами.
Вопрос: Что же волновало самого писателя? Вот в этом мы и будем разбираться.
Учитель: Повести сатирические и поэтому мы сегодня будем говорить о чем? (О сатирическом мастерстве писателя – продолжателя лучших традиций русской сатиры 19 века в лице Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова - Щедрина).
- Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях?(Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)
- Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы? ( Такие произведения называются философскими)
- В чем особенность творческой манеры писателя Булгакова? ( В его произведениях – сочетание реального и фантастического, чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)
Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию. (Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения.)
Так о каких произведениях сегодня пойдет речь? («Роковые яйца»(1925), «Собачье сердце»(1925). В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны.
До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада»(1923), «Роковые яйца»(1925), «Собачье сердце»(1925) завершают цикл сатирических произведений автора.
Учитель: Мы уже не раз убеждались в том, что писатели очень чутко реагируют на малейшие изменения в общественной жизни: отражают умонастроения людей, предугадывают ход общественного развития, пытаются предупредить о каких-либо тревожных последствиях тех или иных событий.
Вопрос: Какое событие 1 пол. 20 века можно считать определяющим для развития русского искусства, в т.ч. литературы? (Октябрьскую революцию 1917 года). (Октя́брьская револю́ция (полное официальное название в 0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0"СССР — Вели́кая Октя́брьская социалисти́ческая револю́ция, иные названия: «октябрьский переворот»%E%D%BA%D%82%D%F%D%B%D%80%D%C%D%81%D%BA%D%B%D%F_%D%80%D%B%D%B%D%BE%D%BB%D%E%D%86%D%B%D%F"], «Октябрьское восстание», «большевистский переворот») — одно из крупнейших политических событий XX века, повлиявшее на дальнейший ход %92%D%81%D%B%D%BC%D%B%D%80%D%BD%D%B%D%F_%D%B%D%81%D%82%D%BE%D%80%D%B%D%F"всемирной истории, литературы и искусства .
Можно по-разному относиться к этому событию, но отрицать, что оно стало судьбоносным не только для России, но и для других стран мира, невозможно.
Ведь М.А.Булгаков был не первый, кто обратился к теме революционных преобразований в стране.
А.Блок, С. Есенин, В. Маяковский, А. Фадеев, Е. Замятин – вот лишь некоторые имена писателей, кто пытался осмыслить происходившее каждый по-своему. Интонации были разными: и восторженными, и осторожными, и прославляющими, и пессимистическими…
IV. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»).
Авторская позиция и способы ее выражения.

Я не мог расстаться с мыслью о том, что я причастен к
неправедным и страшным делам. У меня было ужасное чувство бессилия.
Андрей Сахаров
Вопрос: Как вы думаете, почему эти слова академика Сахарова взяты в качестве эпиграфа к уроку о повестях «Собачье сердце» и «Роковые яйца»?
(Андре́й Дми́триевич Са́харов - %A%D%A%D%A%D%A"советский %A%D%B%D%B%D%B%D%BA"физик-теоретик, академик %90%D%D_%D%A%D%A%D%A%D%A"АН СССР, был один из создателей первой советской %92%D%BE%D%B%D%BE%D%80%D%BE%D%B%D%BD%D%B%D%F_%D%B%D%BE%D%BC%D%B%D%B"водородной бомбы. Лауреат%D%D%BE%D%B%D%B%D%BB%D%B%D%B%D%81%D%BA%D%B%D%F_%D%BF%D%80%D%B%D%BC%D%B%D%F_%D%BC%D%B%D%80%D%B"Нобелевской премии мира за 1975 год). Открытие оружия массового уничтожения заставило его так же, как и булгаковского профессора Преображенского, задуматься об ответственности ученого и науки в целом перед обществом, перед историей.
20 век – время всевозможных революций, век мировых войн и невиданных перемен в образе жизни и образе мыслей миллиардов людей. Поиск правды, поиск истины стал основополагающим поиском для лучших представителей интеллигенции.
В «Записках на манжетах» М.А. Булгаков с горькой иронией скажет: «Только через страдания приходит истина… Это верно, будьте покойны! Но за знание истины денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт.»
Находясь в центре стремительного круговорота событий, людей и мнений, Булгаков себе и своим читателям задает вечный вопрос евангельского Понтия Пилата: «Что есть истина?»
Уже в 20-е годы, трудные годы 20 века, писатель пытался ответить на этот вопрос своими сатирическими произведениями, поднимая в них следующие проблемы:
1.Беспощадное осуждение «чистой» науки ее жрецов.
2.Проблема личной ответственности человека культуры перед жизнью.
3.Проблема человеческого самоуправления.
Попробуем проследить, как раскрываются писателем эти проблемы.
А сначала давайте вспомним содержание сатирических произведений («Собачье сердце» и «Роковые яйца»)
Литературная викторина.
Повесть «Собачье сердце»
1.В каком году была написана повесть? (1925). Напечатана? (1987)
2.Какую песню играет на балалайке Шариков? («Светит месяц»)
3.Кого больше всего ненавидит главный герой? (Кошек)
4.Первое слово, которое произнёс Шариков? («Абыр» - «Рыба»)
5.На какие цели Шариков взял 7 рублей в домкоме? (На покупку учебников)
6. Как Шариков объясняет невесте наличие шрама у него на лбу? (Ранен на
на колчаковских фронтах)
Повесть «Роковые яйца»
1. Какая фамилия у главного героя?
а)Абрикосов
б)Яблочкин
в)Персиков
2. Какое научное открытие делает профессор Персиков?
а)Он открывает «луч жизни», под воздействием которого бактерии начинают бешено размножаться
б)Он находит противоядие от рака
в)Ему удалось клонировать овцу
3. Чем отличаются особи, появившиеся при помощи «луча жизни»?
а)Они гораздо медленнее стареют
б)У них повышается выносливость
в)Они становятся невероятно агрессивны и с остервенением уничтожают более слабых сородичей
4. Что случилось в ночь с 19 на 20 августа?
а)Полчища монстров напали на Москву
б)Неожиданно ударил восемнадцатиградусный мороз
в)Москву удалось отбить у чудовищных рептилий
5. Каковы были последствия неожиданного мороза?
а)Мороз уничтожил всех рептилий и их зародышей в яйцах
б)Он погрузил монстров в анабиоз
в)Он ослабил животных, и люди частью вывезли их из страны, частью истребили
1. Сатирическое осуждение «чистой» науки и ее жрецов, вообразивших себя творцами новой жизни.
Учитель:
Повести М.Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» - о профессорах старой школы, гениальных ученых, сделавших в новую, не совсем понятную им эпоху гениальные открытия. Оба они пришли в булгаковскую прозу с Пречистенки (ныне улица Кропоткинская в Москве). Булгаков этот район хорошо знал и любил его обитателей. Поэтому, наверное, он считал своим долгом «изображение интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране»
Вопрос: Почему же классические интеллигенты с Пречистенки стали вдруг объектом сатиры? (А потому, что сатира Булгакова – это сатира умная и зрячая. Писатель видел, что талант ученого, безукоризненная честность в сочетании с одиночеством могут привести к последствиям трагическим и неожиданным. Так происходит с милым сердцу Булгакова профессором Персиковым, почти то же самое случается с профессором Преображенским).
Вопрос: Какие открытия им удалось сделать?
Итак, «Роковые яйца» (См. Презентацию «Роковые яйца»)1-4 кадр.
1.Выступление учащегося с индивидуальным заданием «Научное открытие профессора Владимира Ипатьевича Персикова» 5 кадр.
« В красной полосочке кипела жизнь. Серенькие амебы, выпуская ложноножки, тянулись изо всех сил в красную полоску и в ней (словно волшебным образом) оживали. Какая-то сила вдохнула в них дух жизни. Они лезли стаей и боролись друг с другом за место в луче. В нем шло бешеное, другого слова и не подобрать, размножение. Ломая и опрокидывая все законы… они почковались на его глазах с молниеносной быстротой. …В красной полоске, а потом во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны».
Таково гениальное открытие профессора Персикова, которое принесло бы ему славу, мировую известность, которое, очевидно, можно было бы как-то использовать в народном хозяйстве. Об этом профессор не подумал, потому что должен был произвести серию опытов и экспериментов.
Учитель: А теперь повесть «Собачье сердце». С этой повестью вы познакомились еще в 9 классе. Повесть была экранизирована в 1988 году(1987г. напечатана). Режиссер фильма Влади́мир Влади́мирович Бортко́) — российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Экранизация повести принесла режиссеру признание мировой кинообщественности — фильм был удостоен Гран-при кинофестиваля в Перудже (Италия).
2.Выступление учащегося с индивидуальным заданием « Уникальная операция профессора Преображенского в его опыте по пересадке гипофиза».
(Гипо́физ — мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане, называемом турецким седлом, вырабатывает гормоны, влияющие на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию)».
Филипп Филиппович Преображенский (60 лет) – светило в медицине. Он производит уникальный опыт по пересадке гипофиза умершего человека (Клим Чугункин) бездомному псу Шарику. Эта операция проведена профессором 22 декабря, а 2 января, записанного в дневнике доктора Борментал, встал с постели этот очеловечевшийся пес, который «… уверенно держался полчаса на задних лапах». И в тот же день, по свидетельству ассистента профессора доктора Борменталя: « В моем и Зины присутствии пес (если псом, конечно, можно назвать) обругал профессора Преображенского по матери».
Эта операция профессора – поистине научное открытие: «Вид у него странен. Шерсть осталась только на голове, на подбородке и на груди. В остальном он лыс, с дряблой кожей. В области половых органов – формирующийся мужчина. Череп увеличен значительно. Лоб скошен и низок».
Учитель: Казалось бы, научные открытия Персикова и Преображенского должны были потрясти мировую научную общественность и принести определенную пользу человечеству. Что же происходит в действительности?
- Какова же судьба « красного луча», открытого профессором Персиковым?
К профессору явился некто Александр Семенович Рокк «с казенной бумагой из Кремля», удивительно напоминающий Полиграфа Полиграфовича Шарикова: «Маленькие глазки смотрели на весь мир изумленно и в то же время уверенно, что-то развязное было в коротких ногах с плоскими ступнями». 6 кадр.
А далее - трагический финал профессора Персикова… 7 кадр.
Великое открытие талантливого ученого привело к катастрофе.
Люди вылетали из дверей, завывая:
- Бей его! Убивай!..
- Мирового злодея!
-Ты распустил гадов!
…Низкий человек, на обезъянних кривых ногах, в разорванном пиджаке, в разорванной манишке, сбившейся в сторону, опережая других, дорвался до Персикова и страшным ударом палки раскроил ему голову».
Человек, удивительно похожий на Шарикова, убивает гениального ученого. 8-9 кадр.
Вывод: Так и А.Д. Сахаров увидел последствия своего изобретения, после того как предложил применять электрический заряд в плазме, помещенной в магнитное поле, для получения управляемой термоядерной реакции. Неизвестно, в чьи руки попадет научное открытие, в каких целях его будут использовать. Так, вытекая из первой, звучит вторая тема сатирической дилогии М.А.Булгакова.
2. Тема личной ответственности человека науки, культуры перед жизнью, перед историей.
- А что же случилось с действительным Шариковым?
Пес Шарик был по-своему, по-собачьи умен, наблюдателен и даже не чужд сатирического дара. Жизнь, которую он видел из подворотни, действительно была метко им схвачена. Он умел выделить в ней типичные подробности.
И вот Шарик превращается в Шарикова.
Какие приемы использует автор?
Гротеск. Реализация метафоры: кто был ничем, тот станет всем. Использует фантастическую ситуацию. Помогает понять абсурдность идеи.
Как изменилась жизнь Преображенского с появлением Шарикова?
Дом превращается в АД. Тема дома сквозная у Булгакова. Дом – средоточие человеческой жизни. Большевики уничтожили дом как основу семьи, основу человеческого общества.
Появление Шарикова в доме профессора – это кошмар…(№6 слайд-фильм «Кто убил кошку мадам Полосухиной…).
Учитель: Когда наступил «Звездный час» Шарикова?
-Поступление на службу. «Вчера котов душили, душили» - преследование своих – характерная черта всех шариковых. Уничтожают своих, заметая следы собственного происхождения. Обманул девушку. Чужды стыд, совесть, мораль. Присущи ненависть, злоба. Он действительно опасен (№7. См. слайд- фильм Бенефис Шарикова…); … Котов душили, душили;+ 2мин.37.
Учитель: Профессор Преображенский, задумавший улучшить природу, взял на себя смелость соревноваться с жизнью, сотворив доносчика, алкоголика и демагога, который ему же сел на шею. Профессор понял своюошибку.
Вывод: Так человек, пусть даже гениальный, вторгшийся в законы природы, возомнивший себя Творцом, терпит фиаско.
В романе «Мастер и Маргарита», с которым мы познакомимся позже, Воланд задает вопрос двум московским литераторам Берлиозу и Ивану Бездомному, утверждающими, что Бога нет: « Если Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» На что Иванушка отвечает: Сам человек и управляет!»
Так ставится Булгаковым реальнейшая и острейшая в 20 веке проблема.
3. Проблема человеческого самоуправления
Это 3-я важнейшая тема повести «Собачье сердце».
20 век стал временем разрушения, распада прежнего тысячелетнего порядка человеческой жизни. Это время разрушения прежних человеческих связей, прежних способов управления человеческим поведением. Старый тип управления держался на почитании христианских заповедей, на авторитете царя, сословной морали. Теперь ведущей идеей эпохи стали слова: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой».
Вот откуда появилась блоковская свобода «без креста». Освободившись от прежней зависимости, человек попал в более тяжкое подчинение своему утробному, шкурному, эгоистическому интересу. Булгаков приводит нас к выводу: там, где естественный ход жизни подстегивается невежеством, корыстью, там ничего хорошего ждать не приходится.
Вопрос: Можно ли доверить управление жизнью Шариковым, Швондерам, Рокку?
Умный профессор Преображенский это понял (№8 См. слайд- фильм); 35.32-37.17.
А вот Швондеры, Шариковы, Рокки этой истины никогда не поймут.
Шариковы плодятся быстро, и с ними (в отличие от голых гадов) бороться никто не собирается. Профессор Преображенский говорит об этом (№9. См. слайд- фильм Швондер и есть самый главный дурак…);38.18 – 38.51.
Интересен разговор профессора Преображенского о разрухе (№10. См. слайд- фильм … Разруха…гл.3)+
Булгаков не раз называет опыт профессора Преображенского «преступлением». Так, автор, развивая тему Достоевского «Преступление и наказание» не верил, что в один миг можно сделать человека безгрешным и праведным, и приводит героя к знаменитому выводу: (№11. См. слайд- фильм … На преступление не идите никогда…). 37.50-38.17
Эта мысль будет главной и в «Мастере и Маргарите».
Заключение. Пожалуй, более преступление – под видом революционного обновления совершать насилие над всем ходом истории, над судьбами людей. Профессор Преображенский говорит о таких экспериментах: « Они напрасно думают, что террор им поможет. Террор совершенно парализует нервную систему».
Не правда ли, смелая повесть! Но она не была напечатана при жизни автора. На лицо террор над литературой, культурой, Прав был Булгаков: террор над культурой привел к параличу, застою и гибели.
Вывод:
Во все времена сатира служила идеям гуманизма, просвещения и идеалам прекрасного, к которым призывали авторы сатирических трудов, вскрывая различными средствами юмора изнаночную сторону реальности и призывая к добродетели нравственности, духовности, образованности, интеллектуального развития. 
Писатели – классики 19 века, в лице А. С. Грибоедова, Н.В. Гоголя (поэма «Мертвые души») А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И.А Крылова в баснях, а особенно «кусательная» сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина, выражали отвращение к тирании, крепостному праву, прописным порядкам с помощью сатиры, ведь сатира – это тонкая грань юмористического и комического, которая дерзко обнажает суть в доступной и понятной форме, клеймя общественные пороки, дает надежду и поднимает дух даже в самые горькие моменты жизни именно потому, что она помогает перевернуть привычную картину мира, превращая ее из трагичной, в невообразимо цепкую и вдохновляющую шутку.
К таковым по праву можно отнести сатирические произведения М.А. Булгакова, о которых мы сегодня говорили на уроке.

7.Рефлексия.
Булгаков не менял своих взглядов по моде или по выгоде. Но он напряженно думал обо всем, что видел перед собой. И мысль его… была наклонна к анализу живого, не заморочена догмами или предвзятостью и подкреплена ответственностью свидетеля и летописца великих и трагических событий в жизни родины. На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства...
В.Я. Лакшин
Ресурсный материал к уроку
Литературная викторина по повести «Роковые яйца»
1. Какая фамилия у главного героя?
а)Абрикосов
б)Яблочкин
в)Персиков
2. Какое научное открытие делает профессор Персиков?
а)Он открывает «луч жизни», под воздействием которого бактерии начинают бешено размножаться
б)Он находит противоядие от рака
в)Ему удалось клонировать овцу
3. Чем отличаются особи, появившиеся при помощи «луча жизни»?
а)Они гораздо медленнее стареют
б)У них повышается выносливость
в)Они становятся невероятно агрессивны и с остервенением уничтожают более слабых сородичей
4. Что тем временем происходит в СССР?
а)Начинается повальная «куриная болезнь», и все куры на территории СССР умирают
б)На зерновых культурах поселяется какой-то грибок, и злаки начинают гибнуть в огромных количествах
в)Крупный рогатый скот начинает умирать от неизвестной болезни
5. Что происходит после того, как профессор Персиков и Рокк выписывают из-за границы яйца?
а)Рокк с помощью луча и выписанных из-за границы куриных яиц восстанавливает поголовье домашней птицы
б)Яйца змей и куриные яйца путаются при доставке, и Рокк получает змеиные яйца
в)Яйца, выписанные Рокком, разбиваются
6. Что происходит после того, как Рокк помещает яйца рептилий в камеры?
а)Все камеры одновременно выходят из строя
б)Птицы и лягушки снимаются с места, а собаки воют, предчувствуя беду
в)Хорошенько рассмотрев их, Рокк понимает, что это не куриные яйца
7. Что происходит после того, как рептилии вылупляются из яиц?
а)Помещение, в котором они находятся, удается изолировать, а самих рептилий - перебить
б)В стране начинается страшный хаос, и полчища пресмыкающихся приближаются к Москве
в)Вылупившихся чудовищ начинает косить неизвестная болезнь
8. Что случилось в ночь с 19 на 20 августа?
а)Полчища монстров напали на Москву
б)Неожиданно ударил восемнадцатиградусный мороз
в)Москву удалось отбить у чудовищных рептилий
9. Каковы были последствия неожиданного мороза?
а)Мороз уничтожил всех рептилий и их зародышей в яйцах
б)Он погрузил монстров в анабиоз
в)Он ослабил животных, и люди частью вывезли их из страны, частью истребили
10. Что происходит с технологией получения волшебного луча после катастрофы?
а)Ее продают за границу за огромные деньги
б)Луч больше никому получить не удается
в)Луч начинают использовать в военных целях
Ответы:1-в; 2-а; 3-в; 4-а; 5-б; 6-в; 7-б; 8-б; 9-а; 10-б.

Литературный диктант. «Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Повесть «Собачье сердце»
I. «Жизнь и судьба М.А. Булгакова»
Когда и где родился М.А.Булгаков? (15.05.1891 в Киеве)
Где учился? (Александровская гимназия, медицинский факультет Киевского университета).
Самые известные произведения писателя (« Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Бег», Белая гвардия».)
Какую роль в жизни играли женщины? (Вдохновляли, помогали в жизненных трудностях, служили его идеалом).
Где и когда умер Булгаков? (10.03.1940)
II. Повесть «Собачье сердце»
1.В каком году была написана повесть? (1925). Напечатана? (1987)
2.Вспомните строки любимого романса профессора Преображенского.
(«От Севильи до Гренады…», «К берегам священным Нила…»)
3.Какую песню играет на балалайке Шариков? («Светит месяц»)
4.Кого больше всего ненавидит главный герой? (Кошек)
5.Первое слово, которое произнёс Шариков? («Абыр» - «Рыба»)
6.Сколько лет профессору Преображенскому? (60)
7.Сколько денег украл Шариков у профессора? (2 червонца)
8.На какие цели Шариков взял 7 рублей в домкоме? (На покупку учебников)
9. Как Шариков объясняет невесте наличие шрама у него на лбу? (Ранен на
на колчаковских фронтах)
10. На что, по мнению Шарикова, пойдут убитые им коты? («На пОльты»).