Конспект урока на тему Мир песен Франца Шуберта (6 класс)


Урок музыки
Тема: «Мир песен Франца Шуберта»
Цель урока: знакомство учащихся с жизнью и творчеством австрийского композитора Франца Шуберта
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с миром песен Ф.Шуберта, их собенностями;
- развивающие: развивать интерес к музыке, учить самостоятельно мыслить, рассуждать о музыке, определять настроение, находить параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.
- воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.Организационный момент:
Разделить детей на 3 группы по значкам.
Звучит «Аве, Мария» Ф.Шуберта.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся:
Учитель:-Ребята, кто из вас слышал эту музыку? Может быть, кто-то знает ее автора? Понравилась вам эта музыка? а чем понравилось?
Это звучит одно из самых известных произведений австрийского композитора Франца Шуберта «Аве, Мария». Сегодня на уроке мы поговорим об этом замечательном композиторе и его песнях. А в конце урока мы должны ответить на вопрос: какими качествами должен обладать композитор, чтобы написать такие произведения?
Актуализация знаний:
Учитель:-Что такое песня? (Это вокальный жанр с простой мелодией, с повторами). А кто такая Мария, и что означает выражение «Аве, Мария»? (дословно переводится как «радуйся Дева Мария». Это католическая молитва Деве Марии. Мария – это мать Иисуса Христа). По характеру какая музыка?
Первичное усвоение новых знаний:
Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие великие лирические произведения. Ответить на этот вопрос мы сможем после ознакомления с жизнью Шуберта. Вы поработаете в группах (3). Каждой группе будет дана информация о разных периодах его жизни. Вы прочитаете ее, выберите несколько человек из группы, которые выйдут нам рассказать. Слушая текст, другие группы записывают качества, которыми обладал Шуберт, особенности его характера.
Текст (детям):
1 группа: Франц Шуберт родился в 1797 году в австрийском городе Лихтенталь. Обучаться музыке Шуберт начал с 8 лет. Мальчик обладал не только хорошим слухом, но и голосом. Он пел в церковном хоре. Когда у Шуберта стал ломаться голос, он был вынужден уйти из хора. Повинуясь воле отца, он стал учителем начальной школы. Давал уроки бездарным детям богачей. Эта работа ему не нравилась. Он хотел заниматься только музыкой. А отец был против. Шуберт бросает эту работу и из-за этого ссорится с отцом на всю жизнь. В течение 4-х лет он жил у своих друзей, которые не бросали его в трудную минуту.
2 группа:
Шуберт очень стеснялся своей внешности. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий. Из-за своей стеснительности концертов он не давал, и денег у него не было.
Порой у Шуберта не было даже нотной бумаги и его друзья сами рисовали для него нотные линейки на простой бумаге.
Во время очередного безденежья Шуберт зашел в ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его больше не захотел. Тогда композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем попалось стихотворение, которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и тут же написал к нему музыку. Ноты композитор отдал хозяину, и тот взамен принес ему телятину с картошкой.
А через 30 лет (Шуберта уже не было в живых) эти ноты были проданы на аукционе в Париже за 40 тысяч франков.
Учитель:-Давайте послушаем, что это была за песня. По ходу слушания музыки нарисуйте свои впечатления, ассоциации, что вы себе представляете под эту музыку.
В группах обсудите и выберите один рисунок, который вы нам покажите, и объясните, почему вы выбрали именно этот рисунок. Давайте посмотрим ваши рисунки, ваши впечатления. (дети выходят по группам с рисунками).
На что она похожа? (на колыбельную песню).Она так и называется «Колыбельная песня».
Учитель: -Истинным открытием для музыки стали песни Шуберта.
3 группа: -Он был робок и не умел просить, ожидая милости от влиятельных особ. Нищета не позволила ему жениться на любимой девушке.
«Что будет со мной, - писал Шуберт, - мне придется в старости ходить с протянутой рукой, стучась в дверь, и просить милостыню». Но он не знал, что старости у него не будет. За 2 года до смерти Шуберт дал свой первый и последний авторский концерт, который прошел очень успешно. Его жизнь оборвалась неожиданно. Шуберт заболел. Жизненные тяготы и переживания ослабили здоровье Шуберта, его организм не выдержал тяжелой болезни и он скончался.
Песни Шуберт писал на протяжении всей его короткой жизни, их более 600, хотя напечатано было только 200.
В это число входит и песенный цикл «Прекрасная мельничиха», который состоит из 20 песен. Мы с вами послушаем песню «В путь», она находится в цикле под номером 1.
При прослушивании песни сядьте так как вам удобно, можете закрыть глаза. Но при этом ваш слух и сознание должно быть направлено на песню. Вы должны понять содержание и смысл песни.
У вас на столах лежат слова, вы должны выбрать те, которые вы услышали в песне.
Первичная проверка понимания:
Итак, о чем эта песня? (о движении жизни, о том, что нельзя сидеть на месте).
Учитель: -Что стремился передать в своих песнях Шуберт? О чем его песни? (радость, счастье, скорбь, - чувства и жизненные переживания).
Первичное закрепление:
И в начале урока был вопрос: каким человеком был Шуберт, если он создавал такие лирические произведения? (он был чувственным человеком, сам все переживал и в своих произведениях передавал эти чувства, чтобы и другие их пережили). Какая у него была жизнь, легкая или тяжелая? (тяжелая). Поэтому он и писал такие произведения.
-Мы с вами на уроке познакомились только с одним композитором, который написал 600 песен, а таких композиторов и их песен очень много, особенно в наше время. И я хочу, чтобы мы с вами исполнили песню, которая называется "Песня о дружбе". Я пою строчку, вы ее повторяете.
Информация о домашнем задании:
В Интернете найдите и еще раз прослушайте произведения Ф.Шуберта, которые мы слушали на сегодняшнем уроке.
Рефлексия:
Это нотный стан. У каждого лежат по три ноты. Если вы на уроке хорошо поняли материал, активно работали, то выберите зеленую нотку. Если не совсем все поняли и не очень активно работали, то желтую нотку. А если совсем ничего не поняли и не работали, то выберите красную нотку. А сейчас прикрепите на нотный стан.