Урок с мультимедийным сопровождением


Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 61
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»
«КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ: СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ И ПОЛУЧЕНИЕ»

Преподаватель химии
высшей квалификационной категории
Лепешенко Татьяна Ивановна
г. Новошахтинск
2014 год
Тема урока Карбоновые кислоты, их строение, свойства, получение и применение.
Дисциплина Химия
Курс 2 Группа 24
Автор урока Лепешенко Татьяна Ивановна преподаватель химии и биологии высшей квалификационной категории
Образовательное учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное училище №61 им. Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.
Республика/край, город/поселение Россия, Ростовская область, город Новошахтинск
Методическая информация
Тип урока Изучение нового материала
Цели урока
Образовательная:
Ознакомить обучающихся с понятием карбоновых кислот и их классификации; свойствами карбоновых (горение, этерификация), на примере муравьиной и уксусной кислот; применения карбоновых кислот на основе их свойств.Воспитательная:
Воспитывать позитивное отношении к химии.
Развивающая: развить умения называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре; определять типы реакций, в которые вступают карбоновые кислоты; характеризовать строение и свойства карбоновых кислот; объяснять зависимость реакционной способности карбоновых кислот от строения их молекул; выполнять химический эксперимент по получению солей уксусной кислоты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (безопасная работа с веществами в лаборатории и в быту); умения готовить растворы заданной концентрации.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Словесно-логические - рассказ, объяснение, беседа;
Активные- проблемное изложение материала;
Иллюстративные - демонстрация мультимедийной презентации;
Практические — работа с опорным конспектом, выполнение тестовых заданий, работа с наглядным пособием, учебниками, конспектом.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят /др. обучающиеся в ходе урока Главная задача урока - сформировать знания о строении карбоновых кислот, а стержневая – знания о свойствах и применении карбоновых кислот. Особенности группы учтены, как при фронтальном опросе, так и в индивидуальной работе с обучающимися.
Время реализации урока 45 минут
Необходимое оборудование
и материалы Мультимедийное оборудование, раздаточный материал – опорный конспект, учебники, ПК, мультимедийная презентация, видео, пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, лучина, спички, фенолфталеин, уксусная кислота, магний, оксид меди, гидроксид натрия, карбонат натрия. Список учебной и дополнительной литературы:
Основная:
Химия для профессий технического профиля: Учебник/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов.- 3-е изд.,- М.: изд. центр «Академия»,2011.-256с.
Химия О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Пособие для преподавателей, М., Академия 2012 год.
Подробный конспект урока
Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяОрганизационный
Здравствуйте ребята, Сегодня мы проведем с вами немного необычный урок. Чтобы понять, в чем его необычность ответьте, пожалуйста, на вопрос?
Вопрос: Какую науку называют царицей всех наук?
Слайд 1,2 Приветствие преподавателя. Подготовка к уроку.
Предполагаемый ответ: Как говорил великий астроном Г. Галилей «Математика - это язык, на котором написана книга природы». Химия –одна из наук о природе, изучение которой невозможно без покровительственной поддержки «Царицы наук».
Записывают тему в тетрадь.
Актуализация знаний
Сегодня мы продолжаем изучение органических кислородосодержащих соединений. Мы уже знакомы со спиртами и альдегидами. На этом уроке нам предстоит знакомство с карбоновыми кислотами. Мы познакомимся с их строением, классификацией, свойствами, получением и применением.
Слайд 3
А сначала вспомним
Какие соединения относятся к альдегидам?
Какая функциональная группа называется карбонильной и какая - альдегидной? Какая между ними разница?
Какие реакции наиболее характерны для альдегидов?
Перечислите основные классы органических соединений, относящихся к кислородсодержащим соединениям.

Из вашего ответа можно сделать вывод, что следующая группа кислородосодержащих органических веществ – карбоновые кислоты.
Слушают преподавателя, формулируют цели урока.
Предполагаемый ответ: Альдегидами называются органические вещества, молекулы которых содержат функциональную группу атомов - СОН, соединенную с углеводородным радикалом.
Предполагаемый ответ:
Карбонильная - - С = О;
!
Альдегидная - - С = О
!
Н
Предполагаемый ответ: Реакции присоединения и окисления.
Предполагаемый ответ: Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводороды.
Отвечают на вопросы (проверка на слайде)
Формирование знаний
Сегодня мы должны рассмотреть строение, номенклатуру, свойства, применение и получение карбоновых кислот в основном на примерах муравьиной и уксусной кислот.
Слайд 4
Давайте вместе поставим цели урока
и сравним с целями поставленными мною.
Слайд 5
Теперь рассмотрим строение карбоновых кислот.
Слайды 6,7

Рассмотрим на слайде 8 простейшие карбоновые кислоты, а на слайде 9 модели муравьиной и уксусной кислот.
Теперь приступаем к изучению классификации карбоновых кислот.
Слайд 10
Карбоновые кислоты классифицируются:
По характеру радикала;
По числу карбоксильных групп.
Затем ответим на вопрос: К какому классу относятся следующие кислоты?
Слайд 10
Давайте теперь разберемся в номенклатуре карбоновых кислот.
Слайд 11
А теперь проверим, что вы запомнили.
Слайд 12
Рассмотрим физические свойства карбоновых кислот и подтвердим эти свойства на примерах муравьиной и уксусной кислот.
Слайды 13 – 17
Вот мы и дошли до химических свойств, которые мы изучим и опытным путем.
Слайд 18 (видео опыты: Вз. с металлом, Вз. со щелочами, Вз. с оксидом меди, реакция этерификации)Рассмотрим способы получения карбоновых кислот.
Слайд 19
Попробуем рассмотреть применение некоторых карбоновых кислот
Слайд 20
Слушают преподавателя и смотрят слайды презентации, записывают тему урока в тетрадь.
Предполагаемые цели: Изучить строение, свойства получение и применение карбоновых кислот.
Предполагаемый ответ:
1) алкановая или одноосновная кислота;
2) двухосновная кислота;
3) алкеновая кислота;
4) циклоалкановая кислота.
Предполагаемый ответ:
СН3 – СН2 – СН – СООН
!
СН3
СН3
!
СН3 – С – СООН
!
СН3
СН3 – (СН2)2 –СCl2 – CH2 –CH3
2,3,4 триметил бутановая кислота
3,3 диметил бутановая кислота
Смотрят демонстрационные и видео опыты. Записывают уравнения в тетрадь.
Закрепление знаний
Контрольные вопросы
1.Какое вещество вызывает жалящее действие крапивы и стрекательных клеток медуз:
а)муравьиной кислоты, б) муравьиного альдегида
2. Как снять боль от ожога, вызванного выделениями крапивы:
а) смыть водой, б) смыть слабым раствором щелочи,
в) смыть слабым раствором уксусной кислоты.
3. Структурную формулу муравьиной кислоты можно записать и таким образом НО-СОН. Следовательно, эта кислота будет являться веществом с двойственной функцией. Как можно назвать ее:
а) спирт, б) альдегидоспирт, в) кислота
4. Можно ли рассматривать переход количественных отношений в качественные на примере изменения физических свойств карбоновых кислот в гомологическом ряду?
5. Выпишите формулы карбоновых кислот из предложенных формул и назовите их:
СН3, СН3СООН, С2Н5ОН, СН3СОН, С2Н4, С15Н31СООН, С6Н6, С5Н11СООН, С3Н7СООН
6. С какими веществами будет взаимодействовать уксусная кислота:
а) цинк, оксид натрия, гидроксид магния, карбонат натрия, спирт (этиловый)
б) цинк, оксид натрия, гидроксид магния, карбонат натрия, метан
Запишите уравнения реакций.
Слайды 21 - 22 ВЗАИМОПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
1) а; 2) б; 3) б;
4) можно, по физическим и химическим свойствам;
5) СН3СООН, С15Н31СООН, С5Н11СООН, С3Н7СООН; 6) а.
2СН3СООН + Zn = (СН3СОО)2 Zn + Н2↑
2СН3СООН + MgО = (СН3СОО)2 Mg + Н2О
2СН3СООН + Mg(ОН)2 = (СН3СОО)2 Mg + 2Н2О
2СН3СООН + Na2CO3 = 2СН3СООNa + Н2CO3
СН3СООН + C2Н5ОН= СН3СОО C2Н5 + Н2О
Подведение итогов
Выводы
Слайд23

Домашнее задание стр. 153-157 Химия, учебник для профессий технического цикла, М, «Академия», 2011 год.
Слайд 24
Рабочая тетрадь по органической химии стр.21
Оценивание работы учащихся. Делают выводы из полученных знаний.
Записывают домашнее задание.