Разработка метапредметного урока В гостях у Хозяйки Медной горы


В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ
Эта книга дорога для меня тем, что в ней удивительно чутко
и проникновенно воплощена глубокая, большая душа народа,
которого не сломило вековое рабство, который нес в себе
неугасимую правду и творческую красоту.
Ф. Гладков
Цели деятельности учителя: ввести учащихся в особый мир уникальных героев знаменитого уральского мастера сказов П. П. Бажова, наполненный былью и фантастикой, одухотворением природы в изображении героя, одухотворенным трудом; раскрыть образ главного героя – труженика горного рудника; раскрыть образ главной героини сказа – хозяйки Медной горы ; донести до учащихся мысль, что труд, как и другие виды деятельности, может доставлять удовольствие; продолжить работу по развитию речи учащихся – учить устному рисованию портрета полюбившегося героя; развивать навыки смыслового и выразительного чтения, умения находить в тексте нужные эпизоды; развивать коммуникабельность и актерское мастерство учащихся; показать жанровое своеобразие произведения; помочь усвоить разницу понятий «сказ» и «сказка».
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование:
- Книги П. П. Бажова.
- Выставка уральских самоцветов, изделий из камней
- Предметы из сказов (пуговица, молоток, ящерка на камне, брошь, перышки) .- Презентация с иллюстрациями к сказам Бажова.
- Выставка рисунков учащихся.
Метапредметное занятие посвящено творчеству П.П. Бажова. Направлено на закрепление изученного материала по литературе и географии и на развитие творческих способностей учащихся.
Зал оформлен детскими иллюстрациями к сказам Бажова, поделками учащихся.
Действующие лица: Учитель, Хозяйка Медной горы, ее помощницы – Ящерки.
Участники: команды по 6 человек 5 класса.
Ход мероприятия:
Начало: звучит отрывок из произведения Э. Грига «Тролли».
(ученица 9 класса Федосеева Александра читает стихотворения Л. Татьяничевой «Когда говорят о России» и отрывок из стихотворения «Каслинское литье»)
1 Чтец:
Когда говорят о России –
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
Я слышу – до жадного слуха
Пробилась она сквозь века –
Грохочет, гремит Громотуха,
Веселая, злая река.
Мне любы степенные речи,
Ночевки в избушках лесных,
И тяжесть котомки заплечной,
И ветер тревожной весны,
Где гор неприступных высоты,
Где камни прозрачны, как лед,
И радость пытливой работы,
И песни спокойной полет,
Над краем, где сосны босые,
Сбегает с заснеженных скал…
Когда говорят о России –
Я вижу свой синий Урал.
Учитель: добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать всех сегодня в этой комнате, оформленной в духе сказов Бажова. И одеты мы все сегодня необычно, например, я постаралась найти костюм, похожий на платье Хозяйки Медной горы. Как вы считаете, похоже? (вспомнить описание платья). И вы все сегодня нарядные, красивые, я с нетерпением жду ваши выступления. Сегодня у нас необычное занятие – это вроде и урок, а вроде, совсем на урок и не похож. Мы любим такие творческие уроки- занятия внеклассного чтения, на которых можно не сидеть за партами, не отвечать по поднятой руке, но которые так необходимы нам для общения, для творческих находок и подарков друг другу, ведь лучший подарок тот, что сделан собственными руками, а это наши творческие групповые проекты. Русская земля богата своими недрами, русские люди богаты своим гостеприимством и широкой душой. А в гости к себе нас пригласила сегодня сама Хозяйка Медной горы. Но не к каждому гостю она выходит лично, любит она вначале испытать героев, а потом уж и угостить, и похвалить, и одарить. Поэтому прислала своих помощниц- ящериц, которые и проведут с вами все испытания своей Хозяйки. А самые достойные да удалые увидят настоящие хоромы Медной Хозяйки.
Ящерка 1:Урал наш батюшка богат и могуч, богатства его неисчислимы. А открываются они только смелым, да умелым, да чистой душе.
Ящерка 2:Славится наша земля талантами. Жил когда-то на Урале замечательный человек, «словесных дел мастер». Вот он- то и рассказал миру об Уральских умельцах, прославил в своих сказах родной край. Кто же это? (Бажов)
• «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»
• «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».
На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.
Работать мы сегодня будет в наших творческих группах, которые были определены заранее. Вы уже в них сблизились настолько, что с полуслова понимаете друг друга и знаете правила работы в группе, да? (ответы) Давайте вместе определим наши цели и поставим учебную задачу.(с помощью знаний о сказах Бажова преодолеть все испытания Хозяйки)
Учитель: Ребята, вы узнаете? Это малахитовая шкатулка, та самая, которую подарила Хозяйка Медной горы Степану. А какие еще сказы из сборника «Малахитовая шкатулка» вам запомнились?
Узнай сказ по отрывку.
(Из шкатулки дети по очереди достают листочки с текстом и читают задание) .• «Хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось и вышла бы Марьюшка замуж! Пожелали так, и плиточки у обоих стали золотые»… (ответ детей: «Голубая змейка») .• «Как темнеть стало, запобаивалась, села к окошечку, смотрит по лесу какой-то комочек катится»… (ответ детей: «Серебряное копытце») .• «Вот у них и повелось. Как суббота, старатели домой, а дедко Ефим с Федюнькой на прииске останутся»… (ответ детей: «Огневушка-поскакушка») .• «Как случится ночь месячная так и приходи. Если меня наверху не случится, скажи: «Без ковша пришел! ». (ответ детей: «Синюшкин колодец»).Ящерица. Ну что ж, видим, не напрасно мы пришли сюда. Действительно, читающие дети. Давайте, устроим им состязания настоящие, да победителя-то и наградить не грех.
Разминка. Вначале отвечает на 5 вопросов одна команда, а затем другая.
Вопросы (за правильный ответ кладем цукаты в вазочку)
1. - Как стали звать Федюньку после встречи с Огневушкой-поскакушкой? (Тюнька-поскакушка)
2. - Сколько раз Ланко и Лейко видели голубую змейку, (3 раза).
3. - Имя героя сказа “Каменный цветок”. (Данило).
4. - Чем “Серебряное копытце” отличался от других козликов?
(рожками).
5. - Как звали приемного отца Данилы-мастера?
(Прокопьич).
- Какой поминок оставила бабка Лукерья Илье?
(Перышки).
Вопросы другой команде:
- Как звали сестру Лейко Шапочки?
(Марьюшка. Голубкова невеста). - Как звали кошку Даренки? (Муренка).
- Как звали девочку в сказе “Серебряное копытце”?
(Даренка).
- Сколько раз появлялась Огневушка-поскакушка?
(3раза).
- Что подарила Танюшке зеленоглазая женщина, научившая ее
Шить шелками да бисером? (Пуговицу)
Вопросы 3 команде:
- Имя героя в сказе “Медной горы хозяйка”?
(Степан).
- Как звали старика в сказе “Серебряное копытце”?
(Кокованя),
3. - Имя героя, который завидовал Илье в сказе “Синюшкин колодец”? (Кузька Двоерылко).
4. - Сколько перышек осталось Илье в наследство от бабки?
штуки).
5.-Какую цену запросила Настасья за малахитовую шкатулку?
(200 руб).
(Подводим итог)
Ведущий:
«Широко, далеко пораскинулся
Богатырь великий – Седой Урал!
Камни дивные, самоцветные
В тайне синих гор щедро он собрал!
То волнами узорчатость дорожки,
То редкая причудливость куста
Демидовскую медницу – Гумёшки,
Прославил этот камень неспроста.
В нем навсегда застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях, прославивший Урал?
Дети: малахит.
Звучит музыка в зал входит Хозяйка Медной горы.
Хозяйка Медной горы:
Здравствуйте, дети, здравствуйте взрослые! Вы узнали меня? Да, я Хозяйка Медной Горы, хранительница земных богатств Урала. Еще меня зовут Малахитнецей, а кто и каменной девкой кличет. Я очень рада снова видеть вас всех! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказам П. П. Бажова, всего их 96. В нашем путешествии мы еще раз вспомним, а быть может, даже и встретим, героев сказов – добрых, талантливых людей. У меня есть моя волшебная малахитовая шкатулка. Она не только полна драгоценных камней, но еще и поможет нам оказаться в сказке. Итак, отправляемся! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три, шкатулка в сказку дверь нам отвори!
(Звучит русская народная музыка) .Испытание 2. Что значат эти слова? И из какого они сказа? (карточки на столы)
ПАЛАТИ – это место, где спали люди. На палатях проводили зиму Ланко и Лейко в «Голубой змейке».
БАЛАГАН – это охотничья избушка, в которой жили Даренка и Кокованя. «Серебряное копытце»
РЕШЕТО – это сито, в которое бабка Лукерья собирала свой поминок – перышки. «Синюшкин колодец».
Ящерка 1: А теперь отдохнем! Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. Мы тоже знаем одну – «Камушки». Приглашаю всех поиграть. (Игра проводится под музыку.)
Все дети делятся на три команды, один человек в этих командах «камушек». Он становится в центр круга. Под музыку команды начинают водить хоровод вокруг своих «камушек». По команде Ведущего «месяц» все члены команды приседают и закрывают глаза. «Камушки» в это время меняются местами. По команде «день» дети бегут к своим «камушкам». Чья команда первой начнет вновь водить хоровод, та и выигрывает в этой игре.
Молодцы! Развлеклись на славу!
1 Чтец:
На дворе пурга в окно стучится.
В комнате уютно и темно,
Мне сегодня что-то вдруг не спится.
Ночь уж на дворе стоит давно.
Начинает мама тихо сказы
О Хозяйке, что живет в горе.
Вижу я Данилушку – и сразу
Ящерки мелькнули на заре.
Вижу я как девочка Татьяна
На шкатулку новую глядит,
Как горы Хозяйка Северьяна
Заковала в древний малахит…
И от этих сказов стало снова
На душе так чисто и светло…
В дальний домик дедушки Бажова
На Урал меня перенесло!
Ящерица: 3 конкурс блиц- опрос. Кто первый поднимет руку, тому и право ответа. Но за неправильный ответ – штраф. Викторина по сказам.
Почему надзирателя Ерашку Поспешаем звали? (из сказа «Таюткино зеркальце», он всегда бегал рысью перед начальством и рабочим говорил: «Поспешай ребятушки, горное дело мешкоты не любит…»)Из какого сказа Ланко Пужанко и Лейко Шапочка? (Из сказа «Голубая змейка»)
Как звали невесту Данилы Мастера из «Каменного цветка»? (Катя)
Что показывает Огневушка-Поскакушка, кому она открывает тайны? (Золото – человеку хорошему, достойному, как Федюнька)
Почему Марьюшку прозвали Голубковой невестой? (Брат причесал гребешком Марьюшки коня Голубка; а девушки гадали на женихов)
Какого героя сказки кликали в детстве Недокормышом? (Данилу из «Каменного цветка»)
Почему отец брал Таютку с собой в шахту? (Она целый день сидела дома одна в нетопленом доме, и ее обижали соседские ребята, а мамы у нее не было.)
Как звали девочку и ее кошку из «Серебряного копытца»? (Даренка, Муренка)
Во что одевается Хозяйка Медной горы? (в шелковый малахит)
В кого превращается Хозяйка Медной горы? (в ящерку)
Как Танюшке из «Малахитовой шкатулки» удалось побывать в С.-Петербурге, зачем ей это было нужно? (посмотреть малахитовые палаты, отделанные отцовским камнем, а повез ее жених барин Турчанинов)
Как отец называл Танюшку? (Памятка - за зеленые глаза, напоминающие малахит и Хозяйку)
Что помешало Илье уснуть возле Синюшкина колодца? (Бабкины перышки пощекотали нос, и он чихнул)
Что подарила Степану Хозяйка медной горы к свадьбе? (Малахитовую шкатулку)
Что пытался создать Данила Мастер? Зачем ушел в горные мастера? (Чашу в форме цветка, хотел увидеть каменный цветок в горе у Хозяйки)
4 конкурс называется литературное лото. Героиня сказа «Таюткино зеркальце» девочка Таютка в горе зеркало отыскала, в нем чудные изображения были, да повелел барин то зеркало на гору доставить. А оно и разбилось, остались одни осколочки. Составте-ка из осколков изображения, и угадайте кто там отразился. Собери изображение, ответив на вопросы, разбитые на части, как пазл, и узнай героя. Заранее не переворачивать!
Девчонка годов так 18-ти. Платьишко на ней синее, платок на голове синий. И пригожая сказать нельзя. Брови дугой, глаза звездой, губы – малина, руса коса трубчатая, через плечо перекинута, а лента в ней синяя. (Бабка Синюшка)
Вдруг из самой середины выпрыгнула девчонка махонькая, вроде кукленка, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, ботбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. (Огневушка- Поскакушка)
Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте на посидит… А одежа и верно такая, что другой такой на свете не найдешь. Из шелкового, слыш-ко, малахиту платье. (Хозяйка Медной горы)

5 конкурс. Игра – аукцион «Назови вещь из сказов Бажова». Если выиграл, вещь - твоя!
Под мелодию «Уральский хоровод»
1. Пуговица – «Малахитовая шкатулка». (Подарок Танюшке от Малахитницы)
2. Брошь - «Горный мастер» (малахитовые бляшки, которые Катя вытачивала)
3. Молоток – «Каменный цветок» (инструмент Данилы-мастера)
4. Ящерка на камне – «Медной горы Хозяйка» (так в1-ый раз хозяйка показалась Степану)
5. Обруч – «Голубая змейка. (Золотой обруч отводил беду от детей)
6. Перышки разноцветные, заговоренные, ума прибавляющие (наследство бабки Лукерьи из сказа «Синюшкин колодец»)
7. Камень, ради которого на Красногорском руднике могли и убить (малахит из «Медной горы Хозяйка»)
…Буран свистел у окон где-то.
Крепчал мороз еще сильней.
Зимой бывало до рассвета
Горел огонь в его окне…
Всегда тропа вилась у входа,
Не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок.
ЧАСТУШКИ (исполняют учащиеся 5 класса)
1. Не большого росту девка
И сама вся статная,
И коса её чернява,
Да такая ладная.
2.Платье цвета малахита ,
В косе ленты красные
Глаза, словно изумруды:
Волшебные, да ясные.
3.Махонька девчоночка-
Сама вроде кукленочка.
Резвёхонько так пляшет,
В руке платочком машет.
4.Сироткой рос мальчишечка,
Голубеньки глазёнки,
Волосики кудрявеньки.
Сам, наверно, в маменьку.
5.У матроса Прокопьича делу обучался
И с самой хозяйкой Медной
Говорят, что знался.
Песня ( на мотив "При лужке, лужке…")
Все: Парень камушки искал,
Искал самоцветики.
Притомился, приустал,
Лёг в кусты у речки.
Шибко крепко задремал,
Сон ему приснился:
Самоцветица стоит
Камена царица.
Машет, машет и зовет
К речке, к перекатам.
"Хозяйка Медной горы": Самоцветы все твои
Будешь ты богатым.
Данило: Я богатства не ищу,
А хочу у речки
Камушек один найти
Милой на колечко.
"Хозяйка Медной горы": Навсегда забудь свою
Настю мастерицу,
Будешь мужем ты моим,
Каменной царицы
Данило: Нет, цариц я не люблю,
Не люблю богатых.
Не хочу с тобою быть,
Не желаю сватать.
"Хозяйка Медной горы": Коли так, то уходи,
Паренёк кудрявый.
А не то приворожу,
Напою отравой.
Все: И махнула на него
Шелковым платочком,
Распылилася вдали
Золотым песочком.
5 конкурс: Кроссворд! Если мы разгадаем, то прочитаем имя автора сказов.
Вопросы: 1.Серебранное .................. .
2.Ценный минерал изумрудного цвета.
3.Прозвище старика, приютившего сиротку.
4. Имя сиротки.
5."Где козлик сказал, люди камушек нашли ………Какой?
6 ................. Змейка. Какая?
7.Таюткино ................. Что?
8. Уральские горы богаты рудой, из которой делают .................. Что?
9. Гигантский змей, хранитель золотых руд.
10. Что мечтал сделать из камня Данило- мастер?
6 конкурс: Работа с географической картой Свердловской области.
"Кружочки" положить на месторождения полезных ископаемых.
Кто больше знает (за каждое месторождение 1 балл).
7 конкурс: "Аукцион знаний" (с болельщиками) - личное первенство!
Вопросы повышенной сложности. За ответ 2 балла! Участники самостоятельно выбирают вопрос.
1. Если "серой пахнет"- значит, здесь есть месторождение .................
(сульфиды и золото)
2.Если встретился турмалин, то это означает.........? (что золота и в помине нет)
3.Самое известное на Урале месторождения золота? (Берёзовское)
4.Этот минерал называют "Стрелы Амура",
«Волосы Венеры» (Волосатик).
5.В каких горных породах на Урале можно встретить золото? (Березит, листвинит, кварц).
Обычные вопросы. За ответ 1 балл!
1.Что можно найти там, где пляшет Огневушка-поскакушка? (Золото)
2.Какая птица является одним из главных персонажей сказов Бажова "Огневушка-поскакушка" и "Золотой волос "? (Филин)
3.Как звали дочь Великого Полоза? (Змеевка).
4.Какая птица своей песней может ослабить силу золотого змея? (Журавль)
5.Из какого минерала была известная шкатулка Бажова? (Малахит)
Подведение итогов, награждение учащихся.
Оценка психологического и эмоционального состояния детей.

Список литературы:
1. Сказы П.П.Бажова.
2. Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей. Путешествие со сказами Бажова (автор очерков А.П. Черноскутов, Ю.В. Шинкаренко - Екатиринбург, издательство "Сократ", 2004г.)
3.Малахов А.А "Каменные грёзы". Свердловск, Среднеуральское издательство, 1980г.
4. Журнал "Библиотека" №9, 1999г.
5. Журнал "Уроки литературы "№7, 2003г.
6. Журнал "Педсовет" №6, 2004г.
7. Газета "Литература"№22, 1999г.
Литература для подготовки внеклассных мероприятий по творчеству П.П. Бажова:
Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка».- М.: Художественная литература, 1990 год;
Борисенко Е. «Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал», «Сценарии и репертуар»», 2004 г., № 5, стр. 77-86;
Гуляева Е. «Самородочек», «Театр читателя». Репертуарный сборник, 2007 год, № 4, стр. 139-160;
Лучников Г. Драгоценные россыпи. «Сценарии и репертуар», 2004 год, №1, стр. 17-28;
Прохоренко И.Ф. Литературные викторины для учащихся 5-9 кл. / И.Ф. Прохоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр. 49;
Тихоновская Г. «Уральские сюжеты». «Молодежная эстрада». Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9, стр. 22-36.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сообщение о Хозяйке Медной горы.Лучший, ярчайший из фантастических образов Бажова – Хозяйка Медной горы, Малахитница, покровительница творческого труда, мастерства, искусства. Ей ведомы все тайны прекрасного. Перед людьми она выступает обычно в образе сказочно красивой женщины. Данило-мастер «по красоте да по платью малахитову сразу её признал». Могущество Малахитницы сказочно велико. «Легонько этак рукой помахала» - шахта обвалилась. «Повела рукой, и приказчик по самую маковку зеленью зарос» - окаменел. Хозяйка горы проникает в мысли и чувства людей, в их намерения, по крайней мере, в пределах её владений.
Она снисходительна к духовно близким ей людям, понимает их душевные движения, умеет оценить чистые побуждения. Являясь хранительницей секретов высокого мастерства, она – воплощение вечной творческой неудовлетворённости, творческих исканий мастера-художника.
Махалитница «в курсе» всех людских дел, всего происходящего на земле. В её образе проявляются черты, которые присущи положительным сказочным героям, отражающим нравственный идеал рабочих людей.
Старатели верили, что она может и «подсунуть» своему любимчику камешек нужного узора, и одарить незаурядным камнерезным талантом; живет же она в подземных чертогах из уральских самоцветов, захочет – оборотится зеленой ящеркой, заплачет – изумруды капают…