Знакомство с числом ноль и соответствующей ему цифрой


«Знакомство с числом ноль и соответствующей ему цифрой»
Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой
Задачи:
1. Образовательные: создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать изученные цифры;
2.Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
3.Воспитательные:способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
4.Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ТСО, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация Power PointУ учащихся : тетради, учебники И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, А.С. Итина «Математика 1 класс» (часть 1), тетради с печатной основой (часть 2), рисунки для рефлексии
Ход урока.
I. Организационный момент (слайд 1)
Вот прозвенел звонок –
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
II. Актуализация знаний.(слайд 2) - Ребята, на уроке у нас будет гость. Вот он уже стучится в дверь. Быстро поднимемся по лесенке и встретим его. Чтобы получилось быстрее, подниматься нужно через ступеньку. то есть называть числа через один 2, 4, 6, 8, 10. Итак, какие числа пропущены? Запишите в тетрадь (1, 3, 5, 7, 9). Можно ли этот числовой ряд назвать отрезком натурального ряда чисел? Почему?
(слайд 3) А вот и наш гость. Давайте узнаем, как его зовут.
Не водя рукой по линии, а лишь глядя глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам и вы узнаете имя нашего гостя. (Егор)
ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.
1. Введение нового числа 0 (слайд 4)
Повезло опять Егорке,
У реки он сел не зря:
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведёрка
Появился хитрый кот,
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт?
(Ничего не принесёт, всё съест хитрый кот.)
2. Определение цели урока (слайд 5)
- Каким числом можно выразить число рыб, которые остались у Егорки? (числом 0)
- Как сказать по другому? (Ничего или ноль).
- Число ноль на письме мы обозначаем цифрой 0. (слайд 6)
- Посмотрите на цифру 0!
На какую букву похожа?
- Из скольких элементов состоит? (1)
3. Работа в тетрадях
- Начнем писать цифру ноль ниже верхнего правого угла, ведем вверх, касаемся верхней линии, закругляем влево и ведем вниз до начало овала.
- Подчеркните самые красивые цифры и оцените себя.
- Поменяйтесь тетрадями.
- Кто может похвалить своего соседа?
-Вы хотите больше узнать про число 0? (слайд 7)
Цифра вроде буквы О –
Это нуль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
- Где место 0 на отрезке натурального ряда чисел? (Число 0 стоит у начальной точки на числовом отрезке)
- Что можете еще сказать про число ноль? (Число ноль меньше любого натурального числа)
– Как правильно говорить нуль или ноль? ( Правильно и так и так).
Поменяйте местами цифры: 1,0 (01)
– Когда звонят по такому номеру? (В случае пожара)
- На что ещё похожа цифра 0(слайд 8)
- Кто знает, когда говорят? (слайд 9)
Ноль без палочки (разг. шутл.) — о том, кто не имеет никакого влияния, значения.
С нуля начинать (разг.) — на пустом месте, когда ничего ещё нет.
Ноль внимания на кого-что (разг.) — никакого внимания.
IV. Физминутка.
V. Закрепление изученного материала.
Графический диктант (слайд 10)
- А теперь предлагаю задание для самых внимательных!
Диктую:
- Влево – 1 клетка, вниз – 2, вправо – 4, вверх – 3, вправо – 1, вниз – 5, влево – 1, вверх – 1, влево – 1, вниз – 1, влево – 3, вверх – 1, вправо – 2. - Кто же у нас получился (Собачка.)
- Собака – друг человека. Давайте подарим эту собачку нашему гостю.
А сейчас посмотрим, как вы умеете быстро считать.
Прохлопайте столько раз, сколько у собачки:
ушей; (2)
лап; (4)
хвостов; (1)
рогов. (нисколько)
- С помощью какой цифры обозначим число рогов у собачки? (Ноль)
- Вернемся к нашему рисунку. Сколько раз провели линию влево? (4)
- Сколько раз провели линию вправо? (3)
- Какое задание можно выполнить с этими числами? (Записать неравенства, сумму)
- Предлагаю составить неравенства с этими числами. (Самостоятельная работа учащихся.)
3<4 4>3
Равенства:
4=4 3=3
- Проверка (слайд 11)
- А теперь попрошу вас записать сумму этих чисел и найти ее значение. (Самостоятельная работа учащихся.)
Рассматриваем варианты: (слайд 11)
4 + 3 = 7
3+ 4 = 7
4 + 4 = 7
3+ 3 = 6
- Всё ли у вас так, как у меня?
- Как проверить? (способом присчитывания или по отрезку натурального ряда) Проверим.
- Как вы думаете, почему значение суммы в первых двух суммах не изменилось?
- Вы еще этого, конечно, не знаете, об этом разговор нам еще предстоит.
- Кто ни разу не ошибся при выполнении этого задания?
2. Сравнение предметов по нескольким признакам(слайд 12)
Помогите ёжику
-Чем похожи и чем различаются соединённые линией грибы?
- Составьте другую пару грибов, между которыми такое же различие
3. Ориентирование в пространстве (слайд 13)
Сколько птиц слева от дерева? (0)
Сколько справа (3)
Сколько собачек плавает в озере? (0)
Сколько собачек на берегу (1)
Сколько шариков у девочки в правой руке? (2)
Сколько в левой (0)
4.Тренировка памяти: (слайд 14)
а) Послушайте пары слов, а затем я назову первое слово пары, а вы должны вспомнить и назвать второе:
ДЕРЕВО-ЛИСТ ОЧКИ-ГЛАЗА ПОЛКА-КНИГА ГОЛОВА-МЫСЛИ РУКА-ПАЛЬЦЫ БУМАГА-ГАЗЕТА.
Легко справились? Почему? (Слова связаны между собой по смыслу.)
б) А теперь запомните группы из трех слов:
КНИГА - ЖУРНАЛ - ГАЗЕТА ЦВЕТЫ - ВАЗА - БУТЫЛКА УЧЕНИК - ШКОЛА – УРОК
5. Развитие логического мышления:
а) Начертите один под другим три разных отрезка так, чтобы средний отрезок
был не длиннее верхнего, а нижний отрезок — не длиннее среднего.
Проверка выполнения задания (слайд 15)
б) На груше росло 10 груш, а на иве на две меньше. Сколько груш росло на иве?
в) Может ли при сложении двух чисел получиться ноль? (да, 0+0)
- Интересное число ноль? На следующих уроках мы узнаем о нём ещё очень много, познакомимся с его свойствами.
VΙ. Рефлексия
- Кому на уроке было комфортно, получили удовлетворение от работы, предлагаю поднять карточку с солнышком.
- Тем ребятам, кто чувствовал себя немного неуверенно, кому надо еще немного поупражняться, предлагаю поднять карточку с солнышком за облаком.
Самоанализ урока математики в 1 классе
Ф.И.О. учителя Аксакаловой Марии Ивановны Предмет математика
Дата 21.10. 2013 год Класс 1
Цели урока: 1. Закрепление : - навыков счета в пределах 10; - умения записывать числа арабскими и римскими цифрами; - умения сравнивать выражения.
2. Развитие внимания.
3. Воспитание аккуратности в работе, доброты, умения радоваться успехам друзей.
Если раньше главным занятием ребенка до школы была игра, то теперь – это учеба, которая требует внимания, сосредоточенной работы на уроке и дисциплины. Учение и сидение поглощают столько времени, что о движении почти думать некогда, а это может привести к перегрузкам и нервному срыву первоклассников. Поэтому, составляя конспект урока, данной проблеме я уделила внимание. В течение урока выделяла этапы, которые проходят : сидя – стоя, в движении. Это подвижные физминутки, зарядка для глаз, рук, т.е. использовала здоровьесберегающие компетенции.
Эта тема относится к разделу «Числа от 1 до 10», урок предпоследний. По типу урок закрепления и обобщения знаний.
Методы обучения: наглядный, практический, частично- поисковый.
Формы работы: фронтальные, парные, индивидуальные.
Учебную задачу я реализовала через практическую деятельность учащихся с использованием проблемных задач, самостоятельную работу, занимательность, самостоятельного определения детьми темы урока.
Развивающую задачу – через постановку проблемы, устный счет.
Воспитательную – через рефлексию.Урок строила в системе развивающего обучения на основе деятельностного подхода. Актуализация знаний идет через весь урок. Устный счет проводился с целью повторения и различения цифры и числа, отработки навыков счета в пределах 10. На протяжении всего урока формировала компетенции познавательной деятельности ( решение цепочек примеров, задач), коммуникативную (устная речь, монолог). С целью активизации познавательного интереса применяла занимательность, наглядность.
На уроке реализовала принципы: психологической комфортности (атмосфера доверия, ситуация успеха, предупреждение стрессов), целостности содержания ( связь с предыдущими темами). Частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов учащихся и избежания перегрузки. Все это позволило провести урок интересно, разнообразно. Урок целей достиг