Технология изготовление прихватки из лоскутков ткани.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
ГУ " Железнодорожная средняя школа" Республика Казахстан Костанайская область Карасуский район село Железнодорожное

Технология изготовление прихватки из лоскутков ткани.
 
 
 
Учитель Технологии: Исупова Татьяна Юрьевна
Квалификационная категория: первая
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Изготовление прихватки из лоскутков ткани»
Класс: 5
Тема урока: Технология изготовление прихватки из лоскутков ткани.
Цель урока: обучающая: продолжить формирование полученных умений и навыков; познакомить со структурой и организацией работы в швейном цехе с профессиями швейного производства; закрепить работу с инструкционно – технологическими картами.
Развивающая: развивать умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки. Развивать познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу перед коллективом, умение трудиться в коллективе, культуру общения. Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.
Профориентация: Раскройщик, сметчица, швея-мотористка, технолог швейного производства, контролер, диспетчер, инженер по ТБ, мастер, начальник участка.Межпредметные связи: технология, русский язык, история, ОБЖ, черчение.
На доске термины: шаблон, прокладочные материалы, цветовой круг, эскиз.
Оснащение урока.
Материально – техническое оснащение:
Оборудование: Швейные машины, мультимедиа проектор с интерактивной доской, компьютер.
Инструменты и приспособления: Ножницы, ручные иглы, мел, линейки, нитки белые и в цвет материала, булавки, наперсток.
Материалы: Хлопчатобумажная ткань разных цветов (размер 22х22 см), прокладочный материал: синтепон, ватин. Тетради, дневники, ручки, карандаши простые.
Дидактическое оснащение: Плакаты: «Построение чертежей»; «Классификация машинных швов»; «Цветовой круг и сочетание цвета»; «Правила техники безопасности при работе со швейной машиной, электрическим утюгом, острыми предметами». Технологическая карта: «Последовательность изготовления прихватки». Выкройки-шаблоны, изделия, выполненные в лоскутной технике. Диск «Женское рукоделие». Учебник «Технология» под редакцией В.Д. Симоненко, 2013г.
Методическое оснащение: план – конспект урока.
Тип урока: Комбинированный
Структура урока:
1. Организационный момент 2-3 мин
2. Сообщение темы 2-3 мин
3. Актуализация знаний 5мин
4. Изложение новой темы 15 -20 мин
5. Практическая работа по участкам 30-45мин
5.1. Вводный инструктаж
5.2. Текущий инструктаж
Физкультминутка.
5.3. Заключительный инструктаж
6. Подведение итогов урока 4-5 мин
7. Домашнее задание 3 мин.
8. Уборка рабочих мест 2 мин
Итого: 80 мин
Форма проведения урока: урок - деловая игра «Швейный цех» Урок – деловая игра предполагает условное воспроизведение некоторой реальной деятельности, которую осваивают учащиеся. Обучение проходит в процессе совместной игры.
Для проведения урока необходимо: Столы сдвинуты таким образом, чтобы было удобно работать по участкам. На столах – инструменты, коробки с кроем и полуфабрикатами, инструкционно – технологические карты, карты учета.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка присутствующих и их готовность к уроку.
2.Сообщение темы. Учитель. Он начальник цеха, проводит планерку в форме беседы, с «рабочими» (учащимися), сообщает тему и цель урока.
3. Актуализация знаний:
- Как определить направление долевой нити?
- Что означают стрелки на шаблонах?
- Чем нужно обводить выкройку?
- По какой линии нужно вырезать?
- Каким швом и во сколько ниток сметывают?
- Каким машинным швом будим соединять отдельные элементы между собой?
4. Изложение новой темы: В народной одежде всегда довольно широко применялись лоскуты. Но не только из экономических соображений они придавали одежде декоративность, украшали ее. Сейчас интерес к лоскутам возрос. Вспомним лоскутные одеяла. Они красивы и уютны. Поэтому же принципу можно собрать покрывало для тахты, наволочку для подушки, салфетки, прихватки и многое другое (рассказ сопровождается демонстрацией изделий из лоскутов). В любом изделии, выполненном в лоскутной технике, в основном используют геометрические рисунки, где присутствуют треугольники, квадраты, ромбы, прямоугольники, шестиугольники. Их называют шаблонами и применяют для удобства раскроя ткани. Шаблоны изготавливают из плотной бумаги или картона специально для каждого изделия. Самое простое изделие из лоскутков – это прихватка, подставка для горячего. Объяснение процесса изготовления прихватки.











5. Практическая работа по участкам
5.1. Вводный инструктаж: Представьте себе, что сегодня каждый из вас работает на своем участке в швейном цехе. Изделие, которое мы будем изготавливать,- прихватка, состоящая из четырех или восьми лоскутков.
Распределение учениц по участком (лучше произвести на предыдущем занятии): - два технолога, один контролер, один диспетчер. Технолог и контролер («сильные» ученицы) должны изучить технологию по ИК заранее. Учитель объясняет обязанности и взаимосвязь всех подразделений.
На рисунке 2 представлена упрощенная схема швейного цеха
Швейный цех
В цехе четыре участка: два участка раскроя, один – сметывания и один – стачивания. На столах карточки с названием участков. Каждым «рабочим» руководит мастер.
Начальник цеха
ТБ (технолог бюро)
Старший мастер
Мастер участка сметывания
БЦК (бюро цехового контроля)
Мастер участка стачивания
Мастер участка раскроя
Мастер участка раскроя

Рис. 2. Упрощенная схема швейного цеха

Все мастера подчиняются старшему мастеру, который снабжает работниц всем необходимым: материалами, приспособлениями. Инструментами, следит, чтобы работа была четка и слажена организована. Технологи разрабатывают различные технологические процессы и вносят в них по мере необходимости изменения. Вместе с мастерами они следят за качеством изделия. Готовые изделия предъявляют контролеру, который тщательно их рассматривает на соответствие технологическое бюро, контролеры – в бюро цехового контроля.
Начальник цеха осуществляет общее руководство и контроль над работой цехом, решает сложные вопросы. Все подразделения подчиняются начальнику цеха.
5.2. Текущий инструктаж: Самостоятельная работа по инструкционным и технологическим картам. Текущий инструктаж по технике безопасности и технологии изготовления изделия (проводится технологами и контролерами).
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
1. Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна). 8-12 раз.
2. Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8-10 раз.
3. Исходное положение – сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4-6 раз.
4. Исходное положение – сидя на стуле. Выполнить частые моргания в течение 15 -30 секунд.
Работа по участкам
План самостоятельной работы учащихся (на доске).
Изучение ТК.
Проверка технологами и контролерами правил техники безопасности и знаний по технологии.
Практическая работа по участкам. Самоконтроль и взаимоконтроль.
Учащиеся приступают к самостоятельной работе. Сначала изучают ИТК, затем технологи и контролер проверяют знание правил ТБ, санитарно-гигиенических требований и технологии. Результаты фиксируют в карточках учета.
«Работницы» принимаются за практическую работу. Чтобы участки сметывания и стачивания не простаивали в ожидании кроя, раздается заранее готовый некоторый задел для этих участков. Диспетчер осуществляет связь между участками, переносит детали кроя и полуфабрикаты, проводит по необходимости ВТО. Технологи следят за соблюдением технологии, чтобы не было брака, и объясняют, как поступить в том, или ином случае. Работницы фиксируют количество сделанного в картах учета. Контролер отмечает брак и возвращает изделие на доработку.
5.3. Заключительный инструктаж: Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения операций, приемов работы, соблюдение техники безопасности, участвует при решении спорных вопросов.
За 15 мин до конца урока начальник цеха (учитель) просит технологов и контролера подвести итоги работы всех подразделений за смену. Пока готовится отчет, учащиеся убирают свои рабочие места. Технологи докладывают, кто, сколько сделал и насколько качественно, был ли брак в работе, знает ли работник правила ТБ, после чего выставляют оценки.
6. Подведение итогов работы. Оценка работы (подводят технологи и контролеры). Анализ допущенных ошибок. Учитель подводит окончательные итоги, учитывает при этом дисциплину и культуру общения, выставляет оценки технологам, контролеру и диспетчеру. С какими профессиями вы познакомились на уроке?
Профессии швейного производства.
Раскройщик.
Сметчица.
Швея- мотористка.
Технолог швейного производства.
Контролер.
Диспетчер.
Инженер по ТБ.
Мастер.
Начальник участка.
7. Домашнее задание. Подобрать дома ткань 2 -3-х цветов для изготовления прихваток из восьми или четырех лоскутов. Лоскуты должны гармонировать друг с другом. Выполнить эскиз прихватки.
8. Уборка рабочих мест. Уборка рабочих мест и помещения. Учитель благодарит за работу и объявляет окончание урока.