Урок по информатике для 11 класса по теме «СУБД ACCESS»

Тема: «Контрольный урок -СУБД ACCESS»
Цели:
Образовательная
Обобщить полученные знания о базах данных: создание БД с помощью Конструктора, редактирование данных, работа в СУБД ACCESS, основные объекты СУБД, создание реляционной БД и запросов в ней, типы связей их применение.
Отработать навыки создания и обработки таблиц в реляционных БД, связей форм, запросов
Развивающая
развивать мышление (формировать умения выделять существенные признаки и свойства; устанавливать единые, общие признаки и свойства целого; классифицировать факты, делать обобщающие выводы);
развивать познавательные умения (формировать умения выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой деятельности);
развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; развитие умения владеть собой – выдержка, самообладание; развитие умений действовать самостоятельно);
развивать психические процессы (память, внимание).
Воспитательная
воспитывать терпение, усидчивость, уважительное отношение к одноклассникам, умение выслушать до конца мнение другого человека;
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
экран;
персональные компьютеры для выполнения практического задания.
Раздаточный материал: практическое задание по редактированию базы данных.
План урока

Этап
Содержание этапа
Хронометраж

1
Организационный момент. Актуализация
Проверка готовности к уроку
1 мин.

2
Опрос
Фронтальный устный опрос
7 мин.

3
Доклад по теме: «Реляционная БД»
Обобщение пройденного материала
4 мин.

4
Создание БД и запроса
Проверка сформированности умений по редактированию и обработки данных в таблицы
10 мин

5
Задание по ЕГЭ
Применение полученных знаний
3мин

4
Практическая работа по редактированию базы данных Access
Формирование умений по редактированию и обработки данных в таблицы
6-7 мин.

5
Зарядка для глаз
Валеологический аспект урока
2 мин.

6
Тест
Rконтроль знаний
7

7
Рефлексия
Подведение итогов урока
1 мин.

8
Домашнее задание
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники
1 мин.




Ход урока
Урок сопровождается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проект урока
Теоретическое обоснование

Организационный момент
Отмечаю отсутствующих и проверяю готовность к уроку
На этом этапе важно проверить готовность к уроку для дальнейшей плодотворной работы.

Мы с вами изучили тему Базы Данных, и сегодня на последнем уроке по этой теме хотелось бы обобщить наши знания. Я хотела бы для поставить следующую задачу. Я хочу проверит,ь как вы усвоили теоретический материал, как сформированы ваши практические навыки и умения. А какую бы цель вы поставили перед собой?
Продемонстрировать все умения и навыки, успешно себя презентовать, показать свои теоретические знания. Итак помним о нашей цели и приступаем.
Давайте вспомним основные понятия о БД и СУБД. Разбиваемся на 2 группы и отвечаем по порядку.
Устный опрос в виде игры (7мин)
Давай те вспомним классификацию баз данных
Схема!!!
Доклад о реляционных БД (3мин) (подготовить ребенку)
Использование мультимедийной презентации позволяет воздействовать на все виды памяти: аудиальную, визуальную, кинестетическую, а также их развивать. изучаемым на этом уроке.
  Фронтальный вопрос активизирует учащихся, развивает внимательность, сообразительность. 
Также на этом этапе идет активизация опорных знаний, повторение ранее изученного материала.  
Цель этого упражнения – развитие коммуникативных способностей учащихся, их умения правильно с использованием соответствующей терминологии выражать свои мысли, догадки, предположения. 

Расставьте по порядку все этапы создания БД
Постановка задачи
Анализ предметной области
Нормализация отношений в информационной модели
Создание физической структуры данных
Разработка интерфейса
Разработка дополнительных модулей обработки информации
Тестирование и отладка информационной системы внедрение
эксплуатация

Первые три этапа относятся к «бумажному проектированию».
Последующие выполняются с использованием конкретной СУБД.




 Проверка понимания теоретического материала и применение его на практике

Лучший способ использования теории – это решение какой-нибудь практической задачи. Я предлагаю мысленно посмотреть нашу библиотеку, как хранилище информации. Естественно, чтобы не запутаться в таком количестве информации хотелось бы ее систематизировать т.е. создать БД. Давайте пробежимся по основным этапам создания БД
1 этап. Постановка задачи: необходимо создать БД «Школьные учебники-10-11кл».
2 этап. Анализ предметной области. Описание одного и того объекта будет требовать разного набора свойств, например ученика будет интересовать название книги, а покупателя в книжном магазине цена.
Значит нам необходимо выбрать существенные наиболее полезные нам свойства. Давайте перечислим основные объекты и их свойства:
Перечисляют: название книги, автор, год издания, номер класса, еще цена ,количество страниц, количество учебников,
Слайд1
Внимательно посмотрев на наши данные, мы сразу понимаем, что хранить их всех в одной таблице неудобно. Почему? Сложно редактировать данные в большой таблице, сложно искать ошибки, может произойти дублирование информации, неудобно просматривать, но легко создать.
Что мы делаем с таблицей?

Нормализуем
Каким образом?
1.Существует правило: значения всех столбцов должны быть простыми, атомарными
2. Каждая таблица обязательно должна иметь ключевое поле, значение которого однозначно указывает на конкретную запись, все остальные поля

должны зависеть от ключевого поля.
3 Таблицы должны быть связаны по значениям одинаковых полей.
Какое появилось в нашей таблице и для чего?
Проверьте правильно я установила связь между таблицами?
Слайд2
Кто пойдет и на готовой БД установит связи между таблицами?
В СУБД существует средства отбора и поиска нужной вам информации. Перечислите их запрос, фильтры, сортировка.
Слайд3
Кто напомнит нам основные виды запросов?
простой
сложный
перекрестный
вычисляемый
с параметром
Кто может напомнить как создаются запросы? 10мин
Помогите мне создать следующий запрос. Запрос записан на доске.
Мы применяем наши знания на практике, а реальная жизнь преподносит нам новые задачи , как например сдача ЕГЭ. Давайте рассмотрим 2 задания по этой теме, на создание запросов
Слайд 4
Подготовка к ЕГЭ -5 мин
спорт


ФИО
Пол
Возраст
Клуб
Вид спорта

1
Панько Л.П.
Жен
22
Спарта
Футбол

2
Арбузов А.А.
Муж
20
Динамо
Лыжи

3
Жиганов П.Н.
Жен
19
Ротор
Футбол

4
Иванов О.Г.
Муж
21
Звезда
Лыжи

5
Седова О.В.
Жен
18
Спарта
Биатлон

6
Багаева С.И.
Жен
23
Звезда
Лыжи




Какие записи будут выбраны по условию: (спорт = «лыжи» И пол= «жен» Или «возраст»<20)
 




Практическая работа по созданию реляционной базы данных
Напомнить Технику безопасности
- Сегодня мы с вами повторили, как редактировать данные, таблицы, создавать реляционные БД. Теперь вам предстоит попробовать применить полученные знания на практике.
- В На рабочем столе находится папка с БД которую вы создавали и будете редактировать. Задание на листах. 7мин

Практическая работа позволяет применить полученные знания на практике; продемонстрировать уровень усвоения материала; потренироваться в наборе данных в таблицу, его редактировании, а также в редактировании самой таблицы. И, что самое главное, развивает логическое мышление учащихся, умение сравнивать, анализировать.

Физкультминутка (слайд)
- Зарядка для глаз
Физкультминутки являются важным валеологическим аспектом любого урока. Необходимо уделять больше внимания упражнениям для глаз и спины.

Электронный тест по теории.
На ваше усмотрение

Рефлексия
(Ребята после выполнения практической работы садятся за парты)
- Чтобы подвести итог урока прошу вас ответить на следующие вопросы со слайда (вопросы появляются по одному):
Какая задача стояла перед вами на уроке?
Какие умения и навыки сейчас показали после выполнения практических заданий?
Что Вам удалось, не удалось на уроке?
Оцените свою работу на уроке?
Оценки за урок

Один из важных моментов урока – это подведение итогов. На этом этапе выявляются успехи и неудачи ребят при выполнении заданий, понимании нового материала. Учитель “строит” следующий урок, учитывая полученную информацию

Домашнее задание
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник: §2.1











Юмагужина Лилия Фаритовна, МБОУ СОШ №12 , г. Новый Уренгой 13 DATE 1426.04.1315





Основной шрифт