Конспект урока на тему: П.П. Бажов. Слово о писате¬ле. «Медной горы Хозяйка». Образы Степана и Хозяйки медной горы.


П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Образы Степана и Хозяйки медной горы.
Чем велик и прекрасен человек?
Одухотворенным трудом...
Вне труда нет и человека.
П.П. Бажов
О.Н.У.
-Ребята,
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу,
то счастье само отыщет вас.
Актуализация знаний
-Дома вы дочитали сказ Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка» до конца. Какие чувства у вас вызвал этот сказ?
- А теперь прочитайте эпиграф к нашему уроку.
-Эти строки принадлежат самому писателю Павлу Бажову. Как вы понимаете эти слова? Эпиграф непосредственно относится к теме урока. На доске находятся слова. Расположите их в правильной последовательности и сформулируйте тему урока.
Организация деятельности по восприятию сказа
Викторина на знание текста. Класс делится на три команды.
- Прочитайте диалог Степана и Хозяйки Медной горы от слов «Парень хотел было слово молвить, ...» до слов «... и сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул».
Вопросы викторины:
Почему первым желанием Степана было уйти не замеченным Хозяйкой? (Слыхал от людей, что Малахитница «любит над человеком мудровать».)
Что заставило его остаться для беседы с Хозяйкой? (Стыд. «…он парень, ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть».)
Какой человек нужен был Хозяйке? (Смелый.)
Расскажите о первом испытании, которое приготовила Хозяйка для Степана? (Передать приказчику, чтобы он убирался с рудника.)
Что заставляет Степана выполнить данное поручение? (Молчаливое обещание, данное Хозяйке.)
Вспомните второе испытание Степана. В чем оно заключалось? (Не польстился на богатство Малахитницы, не предал Настеньку. Сумел сохранить в тайне все, что видел в горе, а также свадебные подарки Хозяйки.)Какое же третье испытание? (Забыть о том, что с Хозяйкой Медной горы встречался.)
В чем для Степана и его семьи заключалась помощь горной властительницы? (Малахитница помогла стать свободным Степану и его семье.)
Почему именно к Степану обратилась Хозяйка? (Увидела в нем старательного, честного работника. Несмотря на подневольный труд, он трудился во всю силу, не обманывая въедливого приказчика и, в первую очередь, себя. Его рабочая совесть была чиста.)Целеполагание и мотивирование
-С какой целью мы выбрали для викторины этот отрывок?
- А какие цели мы поставим к нашему уроку?
5. Открытие нового знания
1.Создание проблемной ситуации, путём постановки проблемного вопроса
- Ребята, к какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказ? (Сказка).
Действительно, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница.
- Вспомним определение сказки.
- Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.
- А что такое сказ? Как его определял сам Бажов? Прочитайте.
Сказ – это быль с элементами сказочного.
Запишите это определение в тетрадь.
- Итак, в чем разница между сказкой и сказом?
(В сказках все события происходят в фантастическом, вымышленном мире. Рассказчик повествует  об очень давних временах, о которых он слышал, но не был свидетелем тех событий. Волшебство – основа действия сказки. Герои  сказок - это не реально жившие когда – то люди, а вымышленные персонажи. Место действия сказок – это не конкретные населённые пункты, а  «тридесятое царство, тридевятое государство». Герои, события, время, место, пространство – всё вымысел.
В сказе место действия конкретное, реально существующее сейчас. Рассказчик  либо участник, либо свидетель тех событий. Сказы населены не сказочными героями, а людьми самыми  обыкновенными.  В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда – то давно.)- А что у них общего?
(Сказ похож на сказку тем, что в нём есть необыкновенные персонажи, с героями происходят необыкновенные приключения.)
2.Словарная работа
- Подберите однокоренные слова к слову “сказ” (Рассказывать, сказывать, сказительница, сказитель.)
Значит, Павел Петрович Бажов – сказитель, неторопливо, обстоятельно ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, когда существовало крепостное право (крепость, как сказано в произведениях Бажова).
3.Итоговая групповая работа.
Представление проекта 
Биография П.П. Бажова с презентацией (рассказ заранее подготовленного ученика).
«Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.      Мать писателя была искусной кружевницей.      Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики — знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин.      Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, «тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.
Бажов был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. В гимназии и реальном училище плата была значительно выше, требовалась дорогая форменная одежда, а в училище форма была не нужна и предоставлялось общежитие. После учебы П. П. Бажов почти двадцать лет работал учителем. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты.
В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка».
Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов. Обратите внимание, какие прекрасные вещи изготавливали мастера каменного дела.
6.Самостоятельная работа
Устное рисование портретов героев.
- Вы увидели произведения мастеров. А какими вы представляете себе главных героев?
7. Письменная работа
Составление художественной характеристики героев 
Подумайте, какими качествами характера обладают наши герои?
Надпишите на символических камушках главные черты характера: 1 вариант - Степана; 2 вариант - Хозяйки Медной горы.
В тетрадях учащихся получилось разноцветное ожерелье из камушков-кружочков лучших качеств героев сказа.
8. Творческая работа учащихся
Писатель Павел Петрович Бажов хотел, чтобы его сказы не просто читались как развлекательные истории, а чтобы из них мы, читатели, извлекали нравственные уроки для себя, для воспитания своей души. Какие нравственные уроки извлекли вы?
- Заполним шкатулку мудрости «Каким должен быть человек».
Закончите предложения.
• Человек должен быть (добрым и бескорыстным; трудолюбивым, жить своим трудом, а не зариться на даровые богатства).• Человек должен стремиться (к знаниям, мастерству). • Человек должен о (ком-то заботиться ). • К природным богатствам необходимо относиться (бережно и с пользой). • Доброта и благородство не только в сказах, но и в реальной жизни всегда (вознаграждаются).
9. Д/з (по выбору учащихся)
1.Напишите сочинение-рассуждение «Работа, она штука долговекая, умрёт человек, а дело его останется…». Объясните, как вы понимаете смысл данной фразы.
2.Сделайте подборку пословиц о труде.
3.Создайте иллюстрацию к сказу.
4. Найдите в тексте сказа сравнения, используемые П.П.Бажовым при описании Хозяйки Медной горы и её сокровищ. Выпишите их.
10. Итог
- Оцените свою работу на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Какие выводы сделали для себя?