Сенсорная комната в школе.


Сенсорная комната
Понятие "сенсорная комната" было введено М. Монтессори. Главные задачи сенсорной комнаты - релаксация, снятие напряжения и избавление от стресса. В нашем образовательном учреждении сенсорная комната функционирует сравнительно недавно - с января 2013 г. Но уже сегодня можно отметить большой потенциал данного метода коррекционно-развивающей работы. Сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различными стимуляторами органов зрения, слуха, обоняния и осязания. 
     
             Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и   социальном становлении личности ребёнка.В соответствии с требованиями Федерального государственного   образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО)- одно из центральных идей является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как ценностной составляющей, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Поэтому в школе –интернате разработана и успешно применяется развивающая программа «В волшебном мире», направленная на раскрытие интеллектуально- личностного потенциала учащихся и создание условий для их эмоционально- нравственного развития.
      Сенсорная комната для школьника – это идеальная обстановка, в  кото-рой  ребенок не только расслабляется, но и развивается, получает  новые  представления о мире,  ощущения, заряжается энергией для    активной деятельности.
         В оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов  - цветовые таблички, объемные и шероховатые буквы, различные мягкие    модули.
 Внимание обучающихся привлекают различные вращающиеся,  изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых  ощущений, что стимулирует их  познавательную деятельность и мотивацию,  а также эмоциональное и речевое общение, мелкую и общую моторику и двигательные навыки.
 Дети младшего школьного  возраста нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения. 
     Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, трево-  жность, агрессивность, которые часто не поддаются педагогическим и  воспитательным воздействиям педагогов и родителей.
   В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым  местом.     В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых  эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, аквалампа), ребенок  расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус,  снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы  эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате  восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка,  стимулирует психическое развитие, что является особенно важным в  условиях школы - интерната, когда ребенок практически весь день находится в коллективе своих сверстников.
Особое место в программе занимают игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, развитие эмоционально волевой сферы, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развитие координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления, воображения и различных видов восприятия (зрительного, тактильного, слухового). Эти занятия, прежде всего, рассчитаны на детей младшего школьного возраста.Особенно они необходимы детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ощущение безопасности и принятия способст-вуют созданию положительного эмоционального фона и повышают мотивацию детей.
   В атмосфере медленно плывущего света, лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфиках,  ребенок словно попадает в сказку. В такой сенсорной комнате создается ощущение полной безопас-ности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом.
       Самым важным и уникальным в  программе «В волшебном  мире»  является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.
Кому показаны занятия в сенсорной комнате Занятия в сенсорной комнате полезны детям любого возраста. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей, обусловленных возрастными или индивидуальными особенностями. Занятия с детьми от года до трех лет направлены в первую очередь на развитие:
 
зрительно-моторной координации (в том числе ее коррекцию);
ориентировочной реакции;
сенсорики;
пассивного словаря.
В дошкольном детстве (в три - шесть лет) с помощью оборудования сенсорной комнаты можно стимулировать психические процессы, развивать эмоциональную сферу, способности к произвольной регуляции (снижать импульсивность, учить концентрировать внимание), повышать устойчивость к стрессогенным раздражителям. Все это способствует психоэмоциональной разгрузке.Сеансы для детей с ограниченными возможностями здоровья показаны в следую- щих случаях:
наличие неврозов и неврозоподобных состояний;
задержка психомоторного и речевого развития;
резидуально-органические поражения нервной системы (тики, заикание, энурез и др.);
аутизм;
адаптационные расстройства;
трудности усвоения программного материала;
ДЦП и двигательные нарушения другой этиологии;
нарушения слуха, зрения и речи.
Посещение сенсорной комнаты сотрудниками педагогического коллектива помогает снять психоэмоциональное напряжение, обеспечить релаксацию, повысить мотивацию к деятельности.ПротивопоказанияЗанятия в сенсорной комнате не рекомендованы детям с глубокой умственной отсталостью и инфекционными заболеваниями. К частичным противопоказаниям относится наличие у ребенка эпилепсии или судорожной готовности (в таком случае используются только релаксационные приемы без мигающего оборудования и ритмичной музыки). При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. Тревожным детям не рекомендуются резкие переходы от одного стимула к другому.Дети, имеющие частичные противопоказания, должны предварительно получить консультацию и рекомендации невролога.
Сенсорная комната представляет собой пространство, специально оборудованное таким образом, чтобы максимально успешно стимулировать различные органы чувств ребенка или взрослого человека. Все элементы комнаты устанавливаются и настраиваются индивидуально, тем самым позволяя регулировать степень и глубину воздействия. В зависимости от поставленных задач можно воздействовать на зрение, обоняние, осязание, слух, вестибулярный аппарат, причем это можно делать как одновременно, так и поочередно. С помощью специальных элементов в сенсорной комнате достигается ощущение комфорта и уюта, человек чувствует себя в полной безопасности, может прийти в состояние глубокой умственной и мышечной релаксации, что создает благоприятную среду для общения, терапии (психотерапии) и лечения различных расстройств и заболеваний. Доверительная обстановка позволяет наиболее успешно контактировать пациенту и специалисту, сглаживает острые углы при обсуждении каких-либо спорных вопросов, максимально раскрепощает партнеров по общению. Успокаивающая цветовая гамма, приглушенное освещение комнаты, тихая спокойная музыка – что может действовать более благоприятно на психику!? Именно поэтому сенсорные комнаты часто называют лечебными и широко используют в медицинских учреждениях, а также при профилактике различных заболеваний, общих оздоровительных процедурах или устранении патологий.
Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих эффектов:
улучшение настроения;
появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;
получение положительных эмоций;
нормализация сна;
снижение тревожности и беспокойства;
уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;
отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;
повышение иммунитета;
ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;
ускорение процессов мозговой активности;
стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.
Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у здоровых людей и у людей с психическими расстройствами нормализуется психоэмоциональное состояние, ускоряются процессы развития сознания, восприятия и познания окружающего мира и всех процессов, происходящих в нем. Проводимые в такой обстановке психологические консультации и приемы психотерапии дают более ощутимый результат, чем аналогичные действия, происходящие в обыкновенном кабинете врача или психолога. Поэтому во многих медицинских учреждениях и организациях, специализирующихся на работе с детьми, обустраиваются сенсорные комнаты. И специалисты отмечают положительную динамику после занятий. Многие ученые также признают необходимость сенсорных комнат и их положительное влияние на развитие психики ребенка.
Сенсорная комната используется в профессиональной деятельности очень многих специалистов. Свои занятия там могут проводить психологи, психотерапевты, логопеды, коррекционные педагоги, врачи разных направлений. В зависимости от имеющихся у пациента заболеваний или патологий проводимые сеансы могут помогать в достижении следующих целей:
снимать напряжение, расслаблять мышечную систему;
расслаблять организм в целом или какую-то конкретную его часть, помогать достигать состояния расслабленности и покоя;
снимать психоэмоциональное напряжение, помогать в достижении душевного равновесия;
активизировать работу центральной нервной системы, стимулировать протекание различных процессов в организме;
стимулировать ослабленные реакции на внешние раздражители (образы, картины, запахи, звуки и др.) за счет большого количества сенсорных проявлений;
развивать двигательные и познавательные функции;
улучшать настроение, создавать благоприятный фон для общения и обучения;
повышать мотивацию к проведению различных процедур, направленных на оздоровление организма.
Во многих образовательных организациях есть специально оборудованные сенсорные комнаты, которые используются для проведения педагогической коррекции, занятий с детьми, имеющими нарушения моторики и сенсорики, с задержкой психического развития, заболеваниями ЦНС. Сенсорные комнаты также помогают в решении проблем в школе или детском саду, снимают стрессы, снижают раздражительность и нервное напряжение в сложные периоды жизни (например, во время подготовки к экзаменам). Детей с повышенным уровнем тревожности занятия в сенсорной комнате успокаивают и приучают контролировать свои эмоции в различных ситуациях.
При работе с детьми в сенсорной комнате нужно знать особенности детской психики, влияние стимуляции органов чувств на протекание заболеваний и особенности лечения тех или иных патологий. Например, для гипервозбудимых и гиперактивных детей может быть противопоказано излишнее воздействие на сенсорную систему, поэтому следует снизить активную стимуляцию и воздействовать более мягко и спокойно. А для тревожного ребенка переходы от одного стимула к другому должны быть плавными, а не резкими.

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений
Задача Название игры Описание
Развитие фонематического слуха и восприятия:
«Телеграфисты»«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»«Какой звук?» «Сосчитай, не ошибись»
Простучи шариком заданный ритмический рисунок.Стукни ладошкой по шарику, когда услышишь заданный звук.Покажи соответствующий заданному звуку (слогу) шарик, (синий — твердый звук, зеленый – мягкий), услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.
Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.
Автоматизация звука в слогах, словах, фразах
«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»«Ты колечко надевай, фразу верно повторяй»
Повтори данный звук (слог, слово) заданное количество раз.
Надень массажное кольцо на каждый палец и повтори, как я:
«На сосне сидит сова, говорит она слова…» (автоматизация «С»),
автоматизация «Ш»:Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)
поочередно на правой и левой руке
Звуковой и слоговой анализ слов
“Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”«По слогам словечко называй и на шарик нажимай
Выкладывай звуковую схему слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.Проговори слово по слогам и нажимай ладошкой на шарик, проговаривая каждый слог.
Словообразование, словоизменение
«Много — один», «Один – много»,«Назови ласково»«Чей? Чья? Чьи?» «Скажи наоборот»
Прокати шарик и назови слово в единственном числе (котята – котенок), во множественном — (машина – машины).Прокати шарик и назови ласково (стол – столик).Прокати шарик и назови: Чей? Чья? Чьи? («Хвост лисы, хвост чей?»)
Скажи наоборот (слова – антонимы)
Совершенствование навыков употребления предлогов
«Ловко с шариком играем и предлоги называем»
Клади шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Связь звука с буквой
«Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу»«Шар по ладошке прокати – верно букву напиши»
Прокати шарик по написанной букве
.Напиши букву и ее элементы прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.