Презентация для учителей-логопедов на тему: Формирование коммуникативных умений у младших школьников с нарушениями речи.


Формирование коммуникативных умений у младших школьников с нарушениями речи Под коммуникативными умениями, понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения. общение со взрослыми и сверстниками; - владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; - приемлемое отношение к процессу сотрудничества; - ориентация на партнера по общению; - умение слушать собеседника; - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); - умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Основные источники приобретения коммуникативной компетентности Младший школьный возраст связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы. Особенно сложным такой переход бывает у детей с общим недоразвитием речи. Дети с общим недоразвитием речи малоактивны Испытывают трудности в организации собственного речевого поведения Испытывают недостатки познавательной деятельности Л.Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у детей этой категории имеет особенности речевого развития: -бедность словарного запаса, -недостаточность глагольного словаря, -своеобразие связного высказывания. Причины, влияющие на общение младших школьников с речевой патологией со сверстниками: -фиксированность на дефекте речи-речевой негативизм-чувство неполноценности-низкая потребность к общению-неадекватность речевых и поведенческих реакций-неумение правильно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации У детей с ОНР младшего школьного возраста возникают затруднения в общении со сверстниками, снижена самооценка, отмечаются отставания в учебной деятельности, присутствует отказа от устного общения. Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ОНР препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. Коммуникативные умения -формируются и совершенствуются в процессе общения-начинают развиваться с младенчества-коммуникативное развитие у младших школьников с нормальным речевым развитием рассматривается как социализация ребенка в плане учета особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития. Речевая компетентность формируется: Через обучение содержанию предмета;Через развитие прикладных исследовательских умений;Через развитие социально-коммуникативных умений;Через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации. Коммуникативные формы общенияформируются, когда: - ученик учится отвечать на вопросы;- ученик учится задавать вопросы;- ученик учится вести диалог;- ученик учится пересказывать сюжет;- ученики учатся слушать Основные формы учебной коммуникации Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности Выступление с заранее подготовленной речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказ о событии Учебная беседа в парах Доказательство и опровержение Учебная беседа в группах Пересказ Дискуссия Сообщение Ответы на вопросы Подготовка вопросов и ответов Ролевая игра Критика Блиц-турнир Исповедь Защита проекта Развитию коммуникативных умений способствуют творческие игры. Игры учебного характера Ролевые игры Игры, имитирующие телевизионные Способ формирования коммуникативных умений младших школьников. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная. Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Групповые формы работы Таким образом мы можем сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи коммуникативные умения развиты слабо, что отмечается в затруднении в общении со сверстниками, в заниженной самооценке, в отставании в учебной деятельности, в присутствии отказа от устного общения, в становлении у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, в изоляции этих детей в коллективе сверстников. Таким детям необходим особый подход, постепенное и терпеливое вовлечений их в во все процессы учебной деятельности через коммуникацию, т.е. через привлечение к общению со сверстниками и учителем. Благодарю за внимание!