Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме Живое неживое


МБОУ : Дубенцовская СОШ
Конспект урока окружающего мира
по теме: «Живое и неживое»
в 1 классе
Разработал
учитель начальных классов
Редичкина Галина Васильевна.
2012-2013 учебный год
Раздел: Живые обитатели планеты.
Тема урока: Живое и неживое.
Основные цели урока:
1.Познакомить детей с живыми организмами и их свойствами; с неживыми предметами, с отличием живых от неживых предметов.
2.Развить умение наблюдать, логически и творчески мыслить.
3.Воспитать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.
Формирование универсальных учебных действий:
1.Регулятивные УУД:
Формулировать тему и цель урока с помощью учителя.
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями учебника, с опорой на свой жизненный опыт.
Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт.
Переработать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.
3. Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь учителя и других учеников, вести диалог.
Работать с соседом.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
4. Личностные УУД:
Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимания смысла учебной деятельности.
Оборудование:
Компьютер , мультимедийный проектор, учебникА.Вахрушев» Окружающий мир» Я и мир вокруг 1 кл. , рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» , презентация « Живое , неживое».
Технологии:
Технология проблемного обучения.
Ход урока:
Орг.момент
Мотивация
Постановка перед учащимися учебной задачи: подготовительная работа; наблюдение и постановка проблемного вопроса; формулирование темы урока.
Деятельность учащихся по выполнению задачи: выделение признаков живых предметов и неживых предметов, применение полученных знаний при работе с учебником и тетрадью, введение правил по сохранению окружающей среды.
Подведение учащимися итогов деятельности: составление выводов.
Рефлексия: самооценка с помощью условных знаков (светофор- ладошки).
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
УУД, формирующиеся на данном этапе -
регулятивные: волевая саморегуляция;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Итак , друзья внимание
Вновь , прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Сейчас начнем урок!
ΙΙ.Мотивация. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… природа. ( Слайд №2)
1. Ребята, каждый день мы сталкиваемся, соприкасаемся с множеством предметов, которые нас окружают.(3 слайд.)
-Что вы видите на экране? ( Камень, гора, облако, снежинка, солнце).
- Как, одним словом сказать что это? (Неживые предметы, созданные природой.) ( 4 слайд.)
-Что изображено на этих рисунках? (5 слайд.) (Стол, стулья, самолёт, велосипед, гвоздь, автомобиль.)
- Как, одним словом сказать что это? (Неживые предметы, созданные человеком.) (6 слайд.)
-Что объединяет эти предметы? (Это неживые предметы.)
-Чем различаются предметы справа и слева? (7 слайд.) (Слева неживые предметы, созданные природой, справа неживые предметы, созданные человеком).
-Расскажите, что вы видите? (8 слайд.) (Лиса, кузнечик, гриб, сорока, ель).
- Как можно одним словом назвать то, что здесь изображено? (Живые организмы). ( 9 слайд.)
ΙΙΙ.Постановка учебной задачи.
УУД, формирующиеся на данном этапе:
познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию иллюстраций;
2)умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) умение устанавливать аналогии;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам.
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
регулятивные: целеполагание.
- Да, верно. Нас окружают предметы живые и неживые. Как вы думаете, по каким признакам мы определили, что это предмет живой, а другой - нет? (Предположения детей).
-Какова тема нашего урока? (Живое и неживое )
- А какова цель нашего урока? (Познакомиться с живыми организмами и их свойствами; с неживыми предметами, с отличием живых от неживых предметов)
(На доске запись).
Живые организмы Неживые предметы
ΙV. Построение проекта выхода из затруднения.
Работа с учебником (С.47).
УУД, формирующиеся на данном этапе –
коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;
личностные УУД:
1) умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
регулятивные УУД:
1) умение определять цель деятельности на уроке;
2) умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Цель работы с учебником : работая с учебником мы узнаем свойства жвых организмов
1.– Что изображено на рисунках? (Мальчик, девочка, собака, курица, петух, цыплята.)
- К какой группе они относятся? ( Живые организмы.) учитель прикрепляет на доске
- Какие свойства живых организмов изобразил художник. Посмотрите на первую картинку, чему удивился Миша?
- Что произошло с Мишей? (Он вырос.)
- Какой вывод можно сделать по этой картинке?
(Живые организмы растут.)
Учитель прикрепляет на доску первое свойство живых организмов.
– Кого изобразил художник на следующей картинке?
– Для чего Лена вышла на прогулку с собакой? (Подышать свежим воздухом.)
-А для чего мы открываем в классе на переменках форточки?
( проветриваем с целью поступления свежего воздуха)
– Какое второе свойство живых организмов? (Живые организмы дышат).
Учитель прикрепляет второе свойство живых организмов.
– Что делает собака на следующей картинке?
– Назовите третье свойство живых организмов. ( Живые организмы питаются и пьют воду).,
Учитель прикрепляет третье свойство живых организмов.
– Кто нарисован на следующей картинке?
– Кем являются цыплята по отношению к курице?
– Назовите четвёртое свойство живых организмов. (Живые приносят потомство, размножаются организмы).
Учитель прикрепляет четвёртое свойство живых организмов.
(На доске запись.)
Живые организмы
растут
дышат
питаются и пьют воду
приносят потомство ( размножение) Игра» Какого свойства не хватает)
– Ребята, а как вы думаете, живые организмы могут превратиться в неживые? (Да, они могут умереть.)
– Верно. Каждый живой организм существует определённое время, а потом он умирает, на его месте появляются новые организмы. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому
мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь. А как это делать? (Заботиться о животных, сажать растения, не засорять природу).
– Какое ещё свойство живых организмов мы можем назвать? (Живые организмы умирают).
1Опыт В пакете разбить кусковый мел
-Что произошло?
- Мел перестал быть мелом? Изменилось ли его свойства?
-Как вы думаете мел живой ?
Мел ( Во всем мире не найдется человека , который бы за всю свою жизнь не столкнулся с мелом. В миллионах классов Земли школьники пишут мелом на доске.А что бы делал учитель без мела? Не все знают , что вначале мел был животным. В водах океанов существують виды мельчайших растений и животных. Одним из них является одноклеточное существо под названием « фораминифера» с панцирем из извести.Отмирая , они опускаются на океанское дно. Со временем образуется толстый слой из этих панцирей. Конечно, на это уходит миллионы лет. Постепенно этот слой цементируется и превращается в мягкий карбонат кальция, который мы называем мелом. Сейчас в школах появляются интерактивные доски, маркерные доски и другие средства обучения. Однако школьный мед как существовал много лет в школах, так и остался до сих пор. Поэтому , мы считаем, исследование состава школьного мела и его влияние на здоровье людей актуально и практически значимо.
( работа с микроскопом)
(На доске запись.)
Живые организмы Неживые предметы
Растут
Дышат
питаются и пьют воду
приносят потомство( размножаются)
умирают
– Сравним свои выводы с выводом учебника на с. 47.
2. Физминутка «Ветер дует нам в лицо…»( слайд № 10)
-Ребята, скажите , о каких объектах природы говорится ? ( ветер, деревцо)
-А к живой или неживой природе они относятся ?( ветер-неживой природе, деревцо- к живой)
V. Первичное закрепление.
УУД, формирующиеся на данном этапе –
регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
1.Игра «Поиск» - работа в парах.
- Какие свойства живых организмов можно обнаружить у неживых предметов?
( Каждой группе предлагается рассмотреть картинку с изображением двух предметов.) Используя памятку определить:
1. Где изображён живой организм, а где неживой предмет?
2.Какое свойство живого организма можно обнаружить у неживого предмета?
3.Какими свойствами живого организма неживой предмет не обладает?
( работа в парах).
-Растут и сосулька и гриб, но других свойств живых организмов у сосульки нет
-Автомобиль, как и корова, потребляет (питается), но при этом не растет.
- Лошадь пьет воду, а насос пропускает воду через себя, но при этом других свойств живых организмов у насоса нет.
-Печатный станок воспроизводит много копий, а себя воспроизвести он не может.
- Пылесос, как и человек «питается», но не растёт. ( Слайд № 11)
Вывод: Отдельные свойства живых организмов могут встречатьсчя у неживых предметов.
3.Работа в парах. (Цель , тема урока)
- Возьмите конверт. Распределите картинки в 2 группы( живое и неживое)
(Один ученик работает у доски.)
- Ребята, давайте проверим, что у вас получилось? (11 слайд.)
Вывод: Живые организмы- это организмы обладающие следующими свойствами: растут, дышат, питаются и пьют, размножаются )
( слайды № 13-17), ( слайд № 18)
VΙ. Самостоятельное применение знаний. Учебник с. 49
УУД, формирующиеся на данном этапе:
регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: самоопределение.
- Рассмотрите верхний рисунок.
- Какие свойства живых организмов изображены на рисунках?
-О чем « просят» эти живые существа? Обратите внимание на следующее задание.
- Кого вы видите на картинке? ( Кота Матроскина и Шарика)
- Как Матроскин назвал Шарика? ( Своей вещью)
Почему Шарик на него так обиделся? ( Шарик -это живой организм. Его нельзя назвать вещью. Вещь- это неживой предмет)
Поднимите руки у кого дома есть живые питомцы?
Расскажите, как вы за ними ухаживаете? ( рассказ детей о своем питомце)
4 РАБОТА В ПАРЕ. Тетрадь стр.57
Откройте тетради, найдите задание №3.
Обсудите и оцените, пожалуйста, действия Лены. Чтобы вы ей посоветовали?
А кто из вас может сформулировать правила поведения людей, чтобы их всегда окружали живые существа?
А сейчас продолжим работу в паре, выполняя задание №4.
А какие правила по сохранению природы вы еще знаете?
( слайд №19)
VI Итог урока
- Какова была тема нашего урока? ( Живое и неживое)
- Цель урока? (Познакомиться с живыми организмами и их свойствами; с неживыми предметами, с отличием живых от неживых предметов)
- Подумайте есть ли связь между живой природой и неживой? ( Есть тесная связь. Солнце , воздух и вода – необходимы живым существам) ( слайд № 20)
-Как неживая природа помогает живой?
Воробей живет под крышей,
В теплой норке-домик мышки,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
-Он у мамы под крылом.
) Назовите объекты живой природы, неживой.
Вывод: природа – дает одежду, питание, материалы для жилья, хорошее настроение.
- Как нужно относится к природе?( Бережно)
- И всегда помнить об этом.
VΙ Ι. Рефлексия деятельности.
УУД, формирующиеся на данном этапе:
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование.
- Ребята , вам понравился наш урок?Как работали ? Дружно, все вместе. Когда получается лучше: если ты один или с товарищами?
- Мне тоже понравилось с вами работать и я хочу вам подарить солнышко.
- А солнышко живое или неживое?
- Давайте в знак нашей совместной и дружной работы составим « Солнышко друзей» 1 класса Выберите для себя нужный цвет и наклейте на солнышко.
У вас 3 цвета ладошек. Три цвета есть у светофора , вспомним что они обозначают.
Ладошка красного цвета- мне нужна помощь
Ладошка желтого цвета- знаю , но сомневаюсь
Ладошка зеленого цвета- все знаю , все понял и было интересно.
(Дети наклеивают ладошки из бумаги на солнышко, прикрепленное на доске)
Учитель: Как замечательно получилось!
-Пусть тепло ваших ладошек согреет всех сегодня в нашей школе.
- Спасибо за урок. ( слайд №21)