Конспект урока окружающий мир по теме Живое и неживое (1 класс)

МАОУ «СОШ № 6 имени Героя России С. Л. Яшкина» г. Перми
План-конспект урока
Учитель: Баяндина Н. А.
Предмет: Окружающий мир (ОС «Школа 2100»)
1 класс.
Тема: «Живое и неживое» (часть 2. Урок 23).
Тип урока:   Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование умения отличать объекты живых организмов от неживых предметов, на основании их отличительных признаки.
Задачи урока:
1.  развивать умения наблюдать, логически мыслить, высказывать свою точку зрения и обосновывать её;
2. воспитывать бережное отношение к живым организмам.
Формирование УУД:
Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями учебника, с опорой на свой жизненный опыт, определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем;
Познавательные УУД: умение добывать новые знания , находить ответы на вопросы, используя иллюстрации и задания учебника, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт; умение осмысливать полученную информацию, на основе анализа объектов и своих наблюдений делать выводы;
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь учителя и других учеников, умение совместно договариваться о правилах общения, умение выражать свои мысли;
Личностные УУД: положительная учебная мотивация, нравственно-эстетическая ориентация;
Оборудование: иллюстрации объектов живой и неживой природы и карточки со словами «живое», «неживое», «?», для игры «Живое –неживое», карточки с признаками живых организмов, таблицы для дидактической игры «Знатоки природы», листы для цветовой рефлексии.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Универсальные учебные действия

Организационный этап
- Ребята, посмотрите вокруг себя. Что нас окружает?
 Дети оглядываются. Называют различные предметы, имеющиеся в классе.


Актуализация опорных знаний.
 
 
 









Этап постановки проблемы и определения цели урока
- Каждый день мы соприкасаемся с множеством различных предметов, которые нас окружают. Например, с предметами, которые изображены на стр. 46 учебника.
- Как вы считаете, что объединяет предметы на 1-ом рисунке, на 2-ом рисунке? Чем различаются эти группы предметов? Чем похожи эти группы предметов между собой?

- К какой группе вы отнесёте предметы, изображённые на следующем рисунке? Чем они отличаются от предметов на первых двух рисунках?





Предлагаю провести игру «Живое -неживое». Правила игры – предметы изображённые на доске необходимо распределить на группы «живое», «неживое», если вы сомневаетесь к какой группе относится предмет, поместите его под знаком вопроса.
(На доске карточки «живое», «неживое», «?», картинки: машина, дерево, солнце, трава, человек, кирпич, заяц, скала, песок, жёлудь)
- Что надо знать, чтобы не  ошибаться в выполнении задания?
Дети открывают учебник на стр. 46. Рассматривают рисунки.
Высказывают свои предположения. (1-я группа – природа, 2-я группа предметы сделанные человеком, все эти предметы неживые)
Высказывают предположения. (Эти предметы можно отнести к природе, они не сделаны человеком. Это живая природа)




Дети, по приглашению учителя выходят к доске и выполняют задание. Если есть предметы, которые дети расположили под «?», объясняют свои затруднения.

Дети делают вывод о том, что для правильного выполнения задания надо знать признаки живого и неживого предмета.
-умение извлекать информацию из иллюстраций;
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков;



- умение на основе анализа делать выводы;
- умение выстраивать речевые высказывания в устной форме;





- умение классифицировать;





- формулирование проблемы;
- выдвижение гипотез;


Этап определения темы и цели урока
Фиксация новой учебной задачи, прогнозирование результата
- Какова же тема урока? Какой главный вопрос урока?

- Чему мы будем учиться?
Предполагают и выводят тему.
- Будем учиться определять живое и неживое в природе, узнавать признаки.
- умение определять цель деятельности на уроке;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Этап совместного открытия новых знаний.
 
























Физкультминутка.

- Чтобы найти ответ на главный вопрос урока обратимся к заданиям учебника на стр. 47. (По мере выявления признаков живых организмов учитель вывешивает на доске карточки). Рассмотрите первую картинку. Почему курточка стала ему мала? Все ли живые организмы растут? А неживые? Какой первый признак живых организмов?
- Кто изображён на следующей картинке? Почему люди любят гулять на свежем воздухе? Попробуйте сформулировать второй признак живых организмов.
- Что делает собака, изображённая на следующей картинке? Необходимо ли питаться другим живым организмам? Какой ещё признак живых организмов можем выделить?
- Кто нарисован на четвёртой картинке? Кем приходятся цыплята петуху и курице? Появляются ли дети (потомство) у других живых организмов? Назовите признак живых организмов.
- Назовите признаки живых организмов. Ребята, как вы думаете, живые организмы могут превратиться в неживые? Когда это происходит? (Если дети не смогут сделать вывод , учитель просит ответить на вопросы стр. 47.)
- Каждый живой организм существует определённое время, а потом он погибает, на его месте появляются новые живые организмы. Подумайте, зависят ли от нас живые организмы. Как необходимо к ним относится и почему?
- Давайте сравним наши выводы с выводами в учебнике.

Дети рассматривают картинки на стр. 47 учебника. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. (1к.- все живые организмы растут, 2к. – всё живое дышит, 3к. – всё живое питается, 4к. – все живые организмы приносят потомство.)









Называют 4 признака живых организмов.
Высказывают предположения. Делают вывод: любой живой организм может погибнуть и стать неживым.
Отвечают на вопросы учителя. Приходят к выводу: любой живой организм требует бережного отношения, иначе он может погибнуть.
Читают выводы. Они совпадают.
- умение извлекать информацию из иллюстраций;
- умение выявлять сущность объектов, делать выводы;
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- построение логической цепи рассуждений;










-выдвижение гипотез и их обоснование;



-умение делать выводы;
- нравственно-эстетическая ориентация;

Этап первичного закрепления
 
 
 

 
- Как же надо действовать, чтобы определить принадлежность предмета к живому или неживому?


- Попробуйте, используя признаки живых организмов, доказать живой предмет или неживой. (Хорошо выполнить задание на предметах, которые дети расположили под «?» в игре «Живое - неживое», на 1-3 предметах.)
- Могут ли неживые предметы обладать признаками живых? Предлагаю проверить ваши предположения по заданию учебника на стр. 48.
 

Дети выводят алгоритм определения принадлежности объекта:
- Живые объекты растут, дышат, питаются, размножаются. Это признаки живых организмов.
Дети выполняют задание.


Рассуждения детей. Вывод: неживые предметы могут обладать лишь некоторыми признаками живых организмов.
- поиск и выделение необходимой информации;
- подведение под понятие;



- построение логической цепи рассуждений;



- умение на основе анализа делать выводы;

Этап самостоятельного применения нового знания.

Дидактическая игра: «Знатоки природы».
- Дайте характеристику объектов природы, заполнив таблицы. Расставьте знак «+» в  столбцах и определите к какой группе объектов природы принадлежит данный объект.
Объект______________

дыхание
рост
размножение
питание

 
 
 
 

Вывод:  

- Работать будете в парах, помогая друг другу, согласовывая свои действия.
(Для задания подбираются 4 объекта природы. Проверка выполнения задания проводится по объектам, сравниваются выводы команд, характеризовавших один объект.)
- Все ли свойства живых организмов встретились в таблице? Чтобы убедиться в том, что вы запомнили все свойства живых , предлагаю проверить себя по заданиям учебника на стр. 49. (задание выполняется по группам. (1-я гр. О чём просят живые организмы? 2-я гр. Почему Шарик обиделся на Матроскина?, 3-я гр. Почему имена людей и клички животных пишутся с большой буквы?)

 
Дети заполняют таблицы и делают выводы о принадлежности объекта к живой или неживой природе.









Дети выполняют задания на стр. 49 учебника по группам, ответы обосновывают.

- осознание качества усвоения знаний;









- умение договариваться о правилах общения;

- умение определять успешность выполнения задания;

- умение слушать и понимать других;
- умение выражать свои мысли;


Контроль на этапе закрепления по окончанию учебной темы
Выполните задания в рабочей тетради.
Проверьте себя. Оцените результат.
Выполняют задание, проводят взаимопроверку, дают качественную оценку  своему результату
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;


Подведение итогов
- Благодарю за работу.
 Цель урока достигнута/не достигнута
Мы научились(закончите предложение)
Дети заканчивают предложение.
Делают вывод о том, чему они научились.
- оценка;

Этап рефлексии
На первые парты кладёт коробочки с листочками зелёного, жёлтого и красного цветов,
- Оцените уровень своей работы на уроке через цвет.
Зелёный – работал активно, всё получилось , смогу определить группу обектов.
Жёлтый – старался быть активным, но допускал ошибки.
Красный – не понял тему, не работал

Дети прикрепляют листочки с цветом на доску. При желании могут аргументировать свою позицию.
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- самооценка;

 
 


15