Исследовательская работа в мире незнакомых слов.


Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение
Шигаевская Средняя школа





Исследовательская работа
На тему:
«В МИРЕ НЕЗНАКОМЫХ СЛОВ»

Авторы: Маслова Маша, Нечкина Лиза
3 «Б» класс
Руководитель: Перевозникова Н.Н.









Шигаево 2016 год
ВВЕДЕНИЕ
Добрый день! Нас зовут Нечкина Лиза и Маслова Маша, мы учащиеся 3 «Б» класса. Девиз нашей исследовательской работы звучит так:
Без знания прошлого нет настоящего.
Еще в сентябре, открыв учебник по литературному чтению, мы стали знакомиться с произведениями устного народного творчества. При этом оказалось, что многое из того, что мы читаем, не всегда понятно, потому что довольно часто встречаются незнакомые слова. Объяснение некоторых из них мы находили в учебнике. Но, как оказалось, не всегда эти объяснения дают полное представление о слове. А к некоторым словам там вообще нет объяснения. Часто мы читали новые произведения с карандашом в руках. А потом выясняли значение новых слов у нашей учительницы. Иногда она сама отвечала на наши вопросы. Но чаще предлагала обратиться к Толковому словарю. И вот мы решили составить свой маленький Толковый словарик. А еще нам стало интересно, только ли мы знаем так мало слов, которые встречаются в книгах?
Объектом исследования является: художественные произведения из учебника по литературному чтению для 3 класса.
Предметом исследования является: слова, которые редко употребляются в современном русском языке, незнакомые слова.
Цель данной работы: найти объяснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам.
Гипотеза данного исследования: в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
выбрать из учебника по литературному чтению все слова, значение которых незнакомо и непонятно;
найти пояснение и иллюстрации к непонятным и незнакомым словам,
которые обозначают предметы или какие-то события;
- создать маленький «Толковый словарик незнакомых слов».

Практический материал собирали в течение первого полугодия.
Данное исследование способствует привитию интереса к чтению, изучению истории и языкознания.
В своей работе мы использовали справочную, научно-популярную литературу, а также материалы веб-сайтов сети Интернет. (На слайде.)
НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Чтобы правильно понять текст многих произведений (в том числе и входящих в постоянный круг нашего чтения), необходимо знать значения устаревших слов, слов, употребляющихся сейчас в других значениях, новых слов, с которыми мы еще не встречались.
Мы стали читать книги, в которых рассказывается про старые слова и узнали, что в русском языке есть два вида устаревших слов – архаизмы и историзмы.
Архаизмами называются слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время [7]. Например, учительница нам говорила, что выражение «устная речь» произошло от слово «уста», что сейчас обозначает рот человека, губы.
Историзмы – это слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали [7]. Например, верста - старая русская мера длины, равная 1,06 км и выкрашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру.
Среди непонятных нам слов есть и такие, которые ещё употребляются и в современном языке, но пользуются ими люди, которые непосредственно связаны с каким-то видом деятельности. Например, «удила, повода (поводья)».


2.1. ПОЯСНЕНИЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ К НЕЗНАКОМЫМ И НЕПОНЯТНЫМ СЛОВАМ

Чтобы точно понимать значение каждого слова, мы читали литературные произведения в учебнике по Литературному чтению, выписывали оттуда непонятные слова. Толкование некоторых было дано в учебнике, но не всегда такое толкование давало полное представление о значении слов.
Мы обратились к справочной литературе – «Толковому словарю русского языка», созданного С. И. Ожеговым и «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Мы стали вести специальную тетрадь, в которую записывали слова, значение которых нам было непонятно, и выписывали из словарей их значения. Но и этого, порой было недостаточно. Тогда мы вспомнили пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и решили к некоторым словам найти рисунки. В этом нам помогли родители, учитель, и интернет. Мы нашли в Интернете соответствующие иллюстрации (Приложение 1). Теперь понять значение некоторых слов и выражений нам помогают не только пояснения, но и картинки [8]. Все найденные слова мы расположили в тетради, и у нас получился небольшой словарик незнакомых слов (Приложение 3).









2.2. ПРОВЕДЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ АНКЕТИРОВАНИЯ
В ходе нашей работы мы заинтересовались, только ли мы сталкиваемся с незнакомыми и непонятными словами? Мы обратились к учащимся старших классов с тремя вопросами:
1. Часто ли Вы встречаете в литературных произведениях непонятные слова?
2. Считаете ли вы необходимым знать значения устаревших слов?
3. Чем вы пользуетесь, если вам непонятно значение какого-либо слова?
На первый вопрос «да» ответили 42% учащихся. При этом мы заметили, что в 4 классе таких учащихся значительно больше, чем среди 1-2 классов. Значит, эта проблема есть не только у нас.
На второй вопрос ответили утвердительно 78% учащихся. Значит, большинству учащихся интересно знакомиться с теми словами, значение которых они не понимают.
На третий вопрос 38% учащихся ответили, что значение непонятного слова спросят у учителя, 18% – посмотрят в словаре, 15% – спросят у родителей, 12% – найдут в Интернете и 17% – воспользуются разными источниками информации в зависимости от обстоятельств.
Результаты анкетирования подтверждают нашу гипотезу о том, что в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно. (Приложение 2). Но с этой проблемой чаще сталкиваются ученики младших классов.
С этими же вопросами мы обратились и к взрослым – учителям, родителям. Оказывается, и им в жизни и книгах иногда приходится встречать незнакомые слова. И они тоже пользуются разными источниками информации, чтобы узнать значение этих слов.
Работая над нашей темой, мы поняли, что у каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова. Многие слова ушли из языка. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими
·их. Они используются в художественной литературе.
Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях.
Для того чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова. С этими словами наша речь становится ярче, разнообразнее, интереснее. Эти слова передавались из поколения в поколение,  и многие люди разговаривают так, как их научили. Для них эти слова незаменимы и неповторимы. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считаем, что цель данной работы была достигнута. Задачи, которые мы поставили в начале выполнения работы, были решены. Мы выписали все незнакомые и непонятные слова, нашли их толкование, подходящие иллюстрации и, где это было необходимо, даже фрагменты. На основе проведенных исследований можно сделать выводы:
незнакомые и непонятные слова встречаются людям в течение всей их жизни;
для того, чтобы узнать значение незнакомых слов, можно пользоваться различными источниками информации;
Наша работа помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит и лучше понять и окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом. Наша учительница часто нам говорит: «Если вы не знаете прошлое, вам будет трудно построить ваше будущее. Вы допустите гораздо больше ошибок». Мы хотим, чтобы в нашем будущем жизнь была очень хорошей. Поэтому будем читать разные умные книги, в том числе и о прошлом. А понять их помогает знание слов, которые раньше были нам непонятны.
Мы создали ещё и красочный «Толковый словарь незнакомых слов», воспользоваться которым смогут и те ребята, которые придут в 3 класс после нас. А мы продолжим эту работу и в 4 классе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеева Литературное чтение: учебник для 3 класса учреждений общего среднего образования. .
Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». Москва, «Русский язык». 2005 г.
Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Москва. РАН. 2001г.
http://muzofon.com/
http://newslab.ru/blog/30128
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



















Приложение 1
В ходе нашей работы мы заинтересовались, только ли мы сталкиваемся с незнакомыми и непонятными словами? Мы обратились к учащимся старших классов с тремя вопросами:
1. Часто ли Вы встречаете в литературных произведениях непонятные слова?
2. Считаете ли вы необходимым знать значения устаревших слов?
3. Чем вы пользуетесь, если вам непонятно значение какого-либо слова?
На первый вопрос «да» ответили 42% учащихся. При этом мы заметили, что в 4 классе таких учащихся значительно больше, чем среди 1-2 классов. Значит, эта проблема есть не только у нас.
На второй вопрос ответили утвердительно 78% учащихся. Значит, большинству учащихся интересно знакомиться с теми словами, значение которых они не понимают.
На третий вопрос 38% учащихся ответили, что значение непонятного слова спросят у учителя, 18% – посмотрят в словаре, 15% – спросят у родителей, 12% – найдут в Интернете и 17% – воспользуются разными источниками информации в зависимости от обстоятельств.
Результаты анкетирования подтверждают нашу гипотезу о том, что в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно. (Приложение 2). Но с этой проблемой чаще сталкиваются ученики младших классов.
С этими же вопросами мы обратились и к взрослым – учителям, родителям. Оказывается, и им в жизни и книгах иногда приходится встречать незнакомые слова. И они тоже пользуются разными источниками информации, чтобы узнать значение этих слов.



Результаты анкетирования среди учащихся 2-4 классов.























ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СЛОВАРЬ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ
Репейник – это обычное сорное растение, растущее на территории практически всей Европы.
Проконопаченный – т.е. утепленный.
Звено – отдельная составная часть цепи, целого, связанное с другими частями.
Грань – то, что отделяет одно от другого, служит различием между кем-то.
Пыж – ружейный – прокладка предотвращающая высыпания порохового и дробового заряда из патрона.
Изыскатель – тот кто занимается изысканиями (устар. - исследователь).
Минералы – это природные тела, приблизительно однородные по химическому составу и физическим свойствам.
Каменеломен – эпизод Вов продолжавшийся с 16 мая по 30 октября 1942 года.
Тюфяк – мешок набитый чем- либо (трава, солома), служащий постелью.
Архиварище – хранитель или сотрудник архива.
Эдаки – просторечие (такой, какой), эдакой ширины (вот такой ширины).
Поприще – старорусская мера длины для измерения расстояний, имеющая несколько числовых соответствий.
Кукан – бечева (бичевка, верёвка) на которую нанизывают рыбу.
Корчажка – большой глиняный сосуд.
Серсо – игра в обруч, который подбрасывают и ловят специальной палочкой.
Затон – это заводь, часть реки защищённая от ледохода и течения.
Плетня – ветви лещины,ивы, используемые для плетения заборов, корзин и т.д.
Рось – река на Украине. В начале XII века, 1377 год название государства Русь (Рось).
Рогожа – грубая хозяйственная ткань.
Ветла – белая серебристая ива.
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления.
Пологий – понижающийся незаметно.
Зарон – так говориться об упрямом человеке.
Валежник – упавшая на землю в лесу стволы деревьев и их сучья.
Допотопный – отсталый, вышедший из употребления.
Багрец – красная краска темного оттенка.
Сени – сенца, входная часть русского дома, неутеплённая и неотапливаемая.
Благовонья – аромат, приятный запах, используемый для поправления психологического и физического здоровья.
Борозда – длинная канавка на поверхности почвы, проведённая сохой или плугом для посадки в неё растений.
Лазурь – один из оттенков голубого цвета.
Шкодливый – приносящий вред, убыток.
Помещик – человек, владеющий поместьем в России конца XV- начала XVI века.
Усадьба – жилой дом, дом на селе с хозяйственными постройками и прилегающие к ним угодья как единое целое.











13PAGE \* MERGEFORMAT141315