Анализ лирического текста в школьном изучении


Анализ лирического текста в школьном изучении ( на примере стихотворения А.Фета «Пчёлы»)
(Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 618 Приморского района Санкт – Петербурга – Хробостова Н. В.)
В 10 классе сразу после изучения романов И.С. Тургенева ученики знакомятся с лирикой двух русских поэтов –Ф.Тютчева и А.Фета. Их творчество – это благодатный материал для анализа лирического произведения. Тема урока: «Анализ стихотворения А.Фета «Пчёлы». Подготовка к сочинению по теме: «Радость земли» и сила природного чувства в поэзии А.Фета».
Цель: обобщить знания по творчеству поэта, рассмотреть особенности его лирики, научить применятьих на практике при анализе конкретного лирического стихотворения.
Во вступительном слове учитель даёт информацию о тех эстетических началах поэзии А.Фета, которые определили своеобразие его художественного мира, и лишь затем начинается собственно работа над текстом.
Пропаду от тоски я и лени,Одинокая жизнь не мила,Сердце ноет, слабеют колени,В каждый гвоздик душистой сирени,Распевая, вползает пчела.
Дай хоть выйду я в чистое полеИль совсем потеряюсь в лесу…С каждым шагом не легче на воле,Сердце пышет всё боле и боле,Точно уголь в груди я несу.
Нет, постой же! С тоскою моеюЗдесь расстанусь. Черемуха спит.Ах, опять эти пчелы под нею!И никак я понять не умею,На цветах ли, в ушах ли звенит.
Для начала выясняем смысл заглавия и как потом этот смысл раскрывается.
Приходим к выводу: заглавие «Пчёлы» предполагает, что речь пойдёт о медоносных существах, напоминает о жарком лете, солнечных днях, полных труда и заботы. Но в стихотворении речь идёт о весенней истоме, неизменным спутником которой у Фета становятся пчёлы, несущие в себе «радость земли», будят в душе человека всю зиму дремавшие чувства.
Затем определяем, какова лирическая интонация и какую эмоцию поэт хочет вызвать у читателя.
Всё стихотворение, по нашему мнению, проникнуто тоской, сначала ноющей, затем какой-то обжигающей душу болью. И эта боль всё увеличивается и нарастает (Читаем: «Сердце пышет всё боле и боле»). И нигде от неё не спрячешься и не спасёшься: ни в чистом поле, ни в лесу под черёмухой.
Далее от первого прочтения, впечатления мы переходим к определению основной мысли стихотворения.
Формулируем её так: «страстная чувственность» лирического героя, доходящая до болезненности.
Поясним саму идею: сила любовного томления у Фета стихийна. Она не подвластна разуму. Лирический герой желает избавиться от переполняющих душу, терзающих её чувств, но это не в его силах.
И поскольку настоящие стихи предполагают совершенное единство формы и содержания, то мы переходим к рассмотрению этих связей в тексте стихотворения.
4. Перед учениками ставится вопрос:
- Как композиция стихотворения помогает раскрыть идею произведения?
Анализируя стихи Ф. Тютчева на предыдущих уроках, ребята уже получили представление о внешней и внутренней композиции. Поэтому не составит большого труда найти их в тексте.
Поясним, что стихотворение состоит из 3-х пятистиший, написанных трёхстопным и трёхсложным размером – анапестом, что тоже не случайно: такая напевность стиха позволяет передать волнообразно накатывающие чувства томления и боли. Это внешняя композиция.
Внутренняя композиция также проста: три части – 1-я – признание человека в собственном бессилии перед силой природного чувства. 2-я – где лирический герой пытается всё-таки превозмочь своё состояние, убежать от себя; 3-я часть свидетельствует о том, что напрасны любые попытки выбросить из души тревогу и томление.
И внешняя, и внутренняя композиции подчинены одной идее – показать безысходность измученного от любви и боли человека. Получается замкнутый круг, или кольцо (которое отражается и в композиции). Нет выхода и нет избавления.
С помощью каких образов А.Фет доводит до читателя главную мысль? Каков смысл этих образов? – вот вопросы, поставленные перед учениками.
Во-первых, образ лирического героя – одинокого, тоскующего человека, быть может, немолодого, а потому так тяжело переносящего это необычное чувство («сердце ноет», «слабеют колени», «с каждым шагом не легче на воле»)
Во-вторых, это образ пчелы, целого роя пчёл. Фраза «В каждый гвоздик душистой сирени, / Распевая, вползает пчела», - метафорична.
Возможно, герой видит свою душу в этот момент большим цветком душистой сирени. И вот в каждый-то гвоздик этого цветка души вползает жгучая, беззаботно поющая пчела , жалящая до боли и стона в самое сердце . И поэтому во втором стихе появляется образ всё более и более разгорающегося от укуса ли пчелы, от чувства ли, сердца, похожего на уголь. Герою кажется, что «уголь в груди он несёт». Но это не уголь. Теперь уже образ тоски. А синонимы к ней – любовь, истома. И лес, и поле, и спящая черёмуха глухи к биению сердца исстрадавшегося человека. Боль нарастает, и целый рой звенит в ушах героя, а, может быть, на цветах, заполняет весь мир неизбывным звуком, от которого некуда деться. Герой испытывает непривычную тяжесть от одиночества. Всё его существо переполняет «радость земли». Эту радость человек непременно должен разделить с кем-то, а он один, и нет рядом подруги, поэтому бессмысленным ему кажется пение пчёл.
6. На уроках, посвящённых поэтическому своеобразию таланта А.Фета, мы говорим об особенностях его творчества, об изобразительно-выразительных средствах языка. Вспоминаем, что в 1856 году А.В. Дружинин, восхищаясь стихами поэта , писал: «Немногие из ныне живущих служителей Аполлона до такой степени разумеют значение музыки слов…У него есть вещи, бьющие в цель по одной своей музыке».
Рассуждая, приходим к выводу, что это стихотворение Фета – одно из самых музыкальных. Такое, о которых говорил А.В. Дружинин.
Яркие образы душистой сирени и спящей черёмухи в нашей русской критике вызывали бурные споры. Современники упрекали А.Фета, что поэт не заметил метаморфозы, произошедшей в природе. Но критик Дружинин оправдывает эту «промашку» тем, что Фету важно было передать «безотчётное чувство меланхолии», «сладкое влияние весны», «какую-то грёзу в майский день при виде пчёл, вползающих в цветы». «Сирень, черёмуха- слова одного поэтического ряда, в нашем сознании всегда ассоциируются с весенним обновлением жизни»,-пишет уже наш современник П.А. Гапоненко в статье «О поэтике А.А.Фета».
Так метаморфозы, используемые поэтом для создания образа высокого чувства, пробуждаемого весной, - одно из изобразительных средств.
Кроме того, ярким приёмом является сравнение бьющегося , взволнованного сердца с углём в груди лирического героя. Это позволяет представить, насколько болезненны переживания человека, как они мучительны и невыносимы.
Слова – тоска, лень, ноет, слабеют, не легче, понять не умею, в ушах…звенит – это «симптомы» болезни, имя которой меланхолия. Поэт с помощью детального описания своего состояния достигает цели – передаёт ощущение весеннего переживания, которое у поэтов, людей чувствительных, гораздо острее проявляется, чем у обыкновенного человека.
Итак, обобщая сказанное, определяем место стихотворения в творчестве А.А.Фета.
Стихотворение «Пчёлы» было написано в 1854 году. А. Фету – 34 года. Впереди половина жизни. До конца своих дней, будучи глубоким стариком, он пишет о любви, о чувстве, без которого нет жизни, нет будущего, нет самого человека. Его жена Мария Петровна Фет удивлялась глубине и богатству его внутреннего мира, неиссякаемости любовных впечатлений и переживаний. И через столетие долетают до нас необыкновенно чистые, восхитительно прекрасные и удивительно гармоничные звуки фетовского стиха. Только надо открыть пошире глаза, устремиться всей душой и всем сердцем к доброму и вечному, надо учиться чувствовать и понимать красоту и поэзию.Быть может, тогда мир вокруг нас наполнится добром, счастьем и радостью.
Домашнее задание: написать сочинение по теме, используя подготовленный материал.