Мастер-класс для педагогов с элементами арт-терапии. Коррекция и профилактика речевых нарушений с использованием арт-терапевтических приемов.


Мастер-класс для педагогов с элементами арт-терапииПодготовила: Ольхина Е.А. учитель-логопедг. Прокопьевск" Коррекция и профилактика речевых нарушений с использованием арт-терапевтических приемов" В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования. На данном этапе происходит пересмотр содержания дошкольного образования На смену Временным (примерным) пришли Федеральные государственные требования, которые предполагают написание программы и подбор педагогических технологий с учетом особенностей контингента воспитанников. В эти инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям, вовлечены и педагоги нашего дошкольного учреждения.  Анализ результатов педагогической диагностики позволил обнаружить общие для всей вертикали недостатки по развитию речи. Общеизвестным фактом является то, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на наш взгляд, является арт-терапия. Ознакомившись с методической литературой, материалами Интернета по этой теме мы   используем элементы разновидностей арт-терапии в работе с дошкольниками. Арт-терапия - совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме, которые позволяют с помощью стимулирования креативных проявлений ребенка осуществить коррекцию психоэмоциональных, поведенческих и других нарушений личностного развития. Арт-педагогика имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Функции арт-терапииКатарсическая очищающая, освобождающая от негативных состоянийРегулятивная снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состоянияКоммуникативно-рефлексивная обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки Формы арт-терапииПассивная форма – ребенок прослушивает музыкальные произведения, рассматривает рисунки.Активная форма – ребенок сам создает продукты творчества: музыкальные композиции, спонтанные танцы, истории, рисунки.Смешанная форма – ребенок использует имеющиеся произведения искусства для создания своих продуктов творчества. Исследования показали, что занятия, включающие арт-педагогические технологии, дают больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – мы можем помочь ребёнку дать выход своим эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Характер подобных занятий зависит от индивидуальных трудностей ребёнка. Разновидностями арт-терапии для детей являются: изотерапия; сказкотерапия; игровая терапия; песочная терапия; музыкотерапия; фототерапия. Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Песочная терапия – одним из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками. Музыкальная терапия. Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость. Фототерапия. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений. Рекомендуемая литература При создании презентации использовались фотографии из сети Интернет, находящиеся в свободном доступе С 13 октября на сайте sov-a.ru начинается курс семинаров кандидата педагогических наук, доцента Инны Витальевны Никишиной"Арт-терапия как здоровьеразвивающая технология" БлагодарюЗа внимание!