Методический портфель педагога по образовательной области познавательное развитие(подготовительная группа)



Раздел 1. Основополагание профессиональной деятельности
педагога дошкольного образования
1.1. Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях
В связи с модернизацией системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [13. с 20] Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жѐсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях. [22. с.2-4]
В связи с происходящими изменениями, обновлением содержания дошкольного образования, изменением условий организации образовательной деятельности, усложнились функции воспитателя детского сада, что повлекло за собой формирование новых профессиональных компетенций. [15 с.8] Поэтому, на современном этапе возникла острая необходимость осмыслить собственный педагогический опыт, проанализировать свою профессиональную деятельность, чтобы определить достижения и выявить затруднения для эффективной реализации основных положений ФГОС ДО.
В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь следующими принципами дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество с семьей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, возрастная адекватность дошкольного образования.
Задачи, которые я решаю в своей профессиональной деятельности, также определены в ФГОС ДО: создаю благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и индивидуальными особенностями и склонностями; объединяю обучение и воспитание в целостный образовательный процесс; формирую предпосылки учебной деятельности, формирую общую культуру личности детей, обеспечиваю психолого-педагогическую поддержки семьи и повышаю компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Для решения этих задач я уделяю внимание каждому ребенку, в соответствии с ними ставлю задачи образовательной деятельности, стараюсь создавать условия развития ребенка, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы, любознательности и познавательной мотивации, формирования первичных математических представлений.
Для реализации выше перечисленных принципов и задач, я использую в образовательном процессе формы специфические для детей дошкольного возраста, прежде всего это игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность. [19. С 54-60]
Большое внимание уделяю созданию благоприятной психологической атмосферы в группе. Для этого выделила зону для психологической разгрузки (уголок уединения), обучаю агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме (уроки добра),а также умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; использую речевые настройки. Также стараюсь опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком, быть затейником и участником детских игр и забав.
Считаю обязательным в своей деятельности, при организации образовательного процесса, учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Для этого использую дифференцированный дидактический материал, различные виды деятельности. Оформила стенд в приемной «Я знаю!» «Я хочу узнать», «Что для этого надо сделать»
В соответствии с действующим законодательством, сегодня в дошкольном образовании, одним из основных показателей эффективности деятельности педагога является создание условий для реализации Программы. Поэтому важным аспектом своей профессиональной деятельности, считаю организацию развивающей предметно-пространственной среды. РППС служит основным фактором личностного развития детей, обеспечивает один из основных принципов ФГОС – индивидуализацию дошкольного образования, при которой ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. РППС для этого должна быть доступной, насыщенной и вариативной.[8 с.5-9]
ФГОС определяет, что родителя являются полноправными участниками образовательных отношений. [16. с. 25-27.] В этой связи я веду работу по ознакомлению родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирую у родителей практические навыки воспитания детей, через проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. А также планирую дни открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Анализируя выше изложенное можно сделать вывод, что многие аспекты ФГОС мною уже реализуются.
Но, вместе с тем, при анализе моей профессиональной деятельности обозначился ряд следующих проблем, которые значительно затрудняют реализацию ФГОС в полном объеме. Отсутствие примерных программ, соответствующих Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, значительно затрудняет образовательную деятельность. При осуществлении принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, у меня возникают затруднения, так как мною ранее использовалась учебная модель построения образовательного процесса. Отсутствие методического оснащения, современного методического материала приводит к тому, что содержание развивающей предметно-пространственной среды соответствует требованиям лишь частично: следует пересмотреть организацию образовательного пространства, разнообразить материалы, оборудование и инвентарь в соответствии с возрастными возможностями детей, их потребностями.
Таким образом, анализируя выше изложенное можно сделать вывод. что успешность современного дошкольного образования невозможна без постоянного и своевременного развития педагогов. Анализ собственной деятельности позволил мне определить цель и задачи дальнейшей работы, наметить перспективы самосовершенствования и развития.
1.2. Определение цели и задач профессиональной деятельности на
современном этапе
Проанализировав и определив проблемы и противоречия в своей педагогической деятельности, я смогла четко сформулировать цель и задачи профессионального развития. Целеполагание деятельности является одной из основных компетенций любого педагога.
Цель: формирование системы работы педагога дошкольного образования по организации образовательной деятельности в ДОО в соответствии с современными требованиями.
Задачи:
Разработать модель образовательного процесса.
Разработать модель развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с современными требованиями.
Разработать методическое оснащение образовательного процесса по реализации образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной к школе группе, отвечающее современным требованиям.
Изучить требования к педагогической диагностике, подобрать задания к организации педагогического мониторинга по реализации образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной к школе группе в соответствии с современными требованиями.
Разработать систему взаимодействия с родителями по реализации педагогической поддержки семьи в вопросах воспитания и развития ребенка.
1.3. Совокупность теоретических и нормативно-правовых основ
профессиональной деятельности педагога
В последнее время в дошкольном образовании изменилась вся нормативно-правовая основа, регламентирующая дошкольное образование и деятельность педагога. В соответствии с этим изменился статус дошкольного образования. Теперь образование в ДОО рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный уровень общего образования, как самоценный важный период в жизни ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) в I разделе «Общие положения» обозначает основные принципы дошкольного образования, задачи образовательной программы дошкольного образования.
II раздел «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объему» говорит о том, что теперь содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Наиболее важным является III раздел, так как в нем освещены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Раздел включает требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей. Что касается развивающей предметно-пространственной среды, то она теперь должна быть содержательно–насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В условиях реализации Стандарта (IV раздел) изменились требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Также в своей профессиональной деятельности я опираюсь на «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва), который составлен на основе закона Образования РФ. Глава 12 позволяет не проводить промежуточные аттестации и итоговые аттестации обучающихся при освоении ими образовательных программ дошкольного образования. [15. с.7]
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13) позволяют определить максимально допустимый объем образовательной нагрузки детей (например, в подготовительной к школе группе(1,5 часа), а продолжительность образовательной деятельности для детей от 6-7 лет- не более 30 минут). Требования к режиму дня позволяют организовать образовательный процесс в соответствии с особенностями данного возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья. Также определены требования к оборудованию, его размещению в помещениях ДОО, требования к освещению помещений.[17. с.10-17]
Чтобы осуществлять образовательный процесс, каждый педагог должен знать не только нормативно-правовые акты, но и специфику дошкольного детства. Новые образовательные программы для ДОО будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, определяющим развитие всех сторон ребенка, является сюжетно-ролевая игра. [3. с.28-30]В игровой деятельности, как показали исследования отечественных ученых, происходит развитие, а вместе с тем – и появление новообразований в познавательной сфере (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, В.А.Недоспасова, Е.В.Филиппова, Д.Б.Эльконин), волевой сфере (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, З.М.Истомина, Г.Г.Кравцов), мотивационно- потребностной сфере (Д.Б.Эльконин). Особенностью игровой деятельности детей является способность «действовать в познаваемой, т. е. в мысленной, а не видимой ситуации. Такие действия происходят еще не целиком в умственном плане, а осуществляется с опорой на предметы и на более или менее сокращенные и обобщенные реальные действия с ними, что позволяет произвести постепенный переход их в умственный план» (Л.С.Выготский).[3. с.35]
Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Л.С. Выготским понятие «зона ближайшего развития». Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.
Над вопросом социальной ориентации дошкольника работали А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, А.В. Пименова. Большое внимание оценочным отношениям в своих работах уделяли Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.И. Липкин, Б.Г. Ананьев, Я.Л. Коломенский, Т.И. Комиссаренко. [25. c.56-67 ] Педагогические и психологические исследования показали важность и многоплановость влияния оценочных воздействий на воспитание нравственных чувств ребенка, развитие самосознания. Стадии развития творчества были определеныН.А. Ветлугиной, Я.А. Пономаревым, Н. Волковым, этапы формирования детского творчества Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Т.Г. Казаковой) .
Из выше изложенного можно сделать вывод., что в нормативно-правовых документах, регламентирующих дошкольное образование на современном этапе, находят отражения основные концепции специфики развития ребенка дошкольника. Педагог для реализации одного из основных принципов Стандарта – сохранения уникальности периода дошкольного детства, должен хорошо ориентироваться в нормативной базе и теоретических основах психолого-педагогических особенностей развития детей.
1.4. Выводу по разделу 1
На современном этапе в русле модернизации дошкольного образования каждый педагог должен уметь осуществлять рефлексию. Умение видеть существующие проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации – условие профессионального развития педагога. Определение проблем и противоречий в своей профессиональной деятельности позволит педагогу четко сформулировать цель и задачи своей дальнейшей работы. Знание концептуальных основ педагогики, психологии и основных нормативно-правовых документов в области дошкольного образования поможет педагогу вычленить новые дидактические подходы в обучении дошкольников, определить для себя основные принципы своей профессиональной деятельности.
Раздел 2. Практический раздел итоговой аттестационной
работы
2.1. Проектирование и моделирование образовательного процесса по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе
Обновление содержания, технологий обучения и создание принципиально новой системы оценки качества образования предполагает овладение педагогами знаниями и умениями проектирования педагогической деятельности, соответствующей ФГОС ДО. В связи с этим является важным формирование проектировочных навыков у педагогов ДОО в планировании образовательного процесса. [28] Грамотно составленные модели образовательного процесса в ДОО служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования. Создавая модель образовательного процесса, мы доказываем, что создаем условия для реализации программы.
Сегодня, когда педагог должен уметь проектировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО, представляю модель образовательного процесса по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе.
Целевой раздел
Цель: создать условия для интеллектуального развития дошкольников, формирования приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира, формирования первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Задачи:
1.Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. 2.Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для общего умственного развития дошкольников
3 Расширение словаря детей и совершенствование связной речи.
4. . Формирование начальных форм учебной деятельности
Принципы работы:
- вариативности и насыщенности дидактического материала»;
- признания ребенка полноправным участником образовательных отношений;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых;
- поддержки инициативы ребенка в различных видах деятельности
-линейно-концентрический принцип( повторение на более высоком уровне того, что было освоено на предыдущей ступени, и дальнейшее продвижение вперед)
Планируемые результаты:
Получают развитие познавательные способности ребенка. Ребенок проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?)» пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.
Содержательный раздел
Используемые программы для реализации образовательной области «Познавательное развитие»:
Обязательная часть Формируемая
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе под ред. М.А.Васильевой.- Волгоград: Учитель, 2011.
Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой - Волгоград: Учитель, 2012.
Комплексно-тематическое планирование по программе под ред. М.А.Васильевой.- Волгоград: Учитель, 2012. Информационно-коммуникативные технологии
Технология ТРИЗ
Технология социально личностная.
Игровая технология
Методические пособия.
Г.В. Степанова «Математика для детей 6-7 лет», г. Москва, 2010
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -6-е изд., испр. и доп. –
М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006;
В.П. Новикова «Математика в детском саду в подготовительной группе»
Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной к школе группе»
Жукова «Конспекты занятий с детьми в подготовительной школе группе»,
О. Узорова , Е.Нефёдова «1000упражнений к подготовке к школе».
Формы, методы, средства
Формы Методы Средства
Создание коллекций
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность.
Конструирование
Экспериментирование
Развивающая игра
Наблюдение
Проблемная ситуация
Рассказ
Беседа
Интегративная деятельность
Экскурсии
Коллекционирование
Моделирование
Игры с правилами
Общение
Самостоятельная деятельность
Словесные, практические, наглядные, игровые:
Упражнение,
ОД по познавательному развитию
Дидактические игры, обучающие игры
Наблюдения
Беседы
Экскурсии по участку
Исследовательская работа,
Развивающие игры
Интеллектуальные досуги
Индивидуальная работа
прогулка;
развивающая предметно-пространственная среда;
непосредственно-образовательная деятельность;
эксперимент;
наглядное моделирование
Способы и направление поддержки детской инициативы
-использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.
-организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности.
-организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками.
-организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог – дети», «дети – дети».
- позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя - организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах;
-психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.
Организационный раздел
1.Материально-техническое обеспечение
1.телевизор
2. ДВД проигрыватель
3. Видеопроектор.
4. Ноутбук.
2. Обеспеченность методическим материалом и средствами обучения.
Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи, подготовке к обучению грамоте
Глобус «вода – суша», глобус «материки»
Географический глобус
Географическая карта мира
Карта России, карта Москвы
Глобус звездного неба
Муляжи овощей и фруктов
Календарь погоды
Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий
Магнитофон, аудиозаписи
Детская мебель для практической деятельности
Конструкторы различных видов
Головоломки, мозаики, пазлы, настольные игры, лото.
Развивающие игры по математике, логике
Картотека игр по ФЭМП
Раздаточный материал «математический набор».
Распорядок дня
Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика Совершенствование пространственных ориентировок при движении, развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со взрослыми и сверстниками. 6.30-7.30
Подготовка к завтраку, завтрак Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности 7.30-8.30
Подготовка к занятиям Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности 8.50-9.00
Занятия Формирование целостной картины мира, развитие литературной речи 9.00-11.05
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) Формирование и закрепление ориентировки в пространстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражнений; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений об окружающем мире; развитие познавательно-исследовательской деятельности 11.05-12.35
Возвращение с прогулки Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности 12.35-12.45
Подготовка к обеду, обед Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности 12.45-13.15
Подготовка ко сну, дневной сон Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни; 13.15-15.00
Подъем, воздушные, водные процедуры, игры Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни; Совершенствование пространственных ориентировок при движении, 15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности; 15.25-15.40
Игры, труд Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье. 15.40-16.30
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье. 16.30-18.00
Расписание занятий в подготовительной группе
Понедельник 1.Занятие коммуникативной деятельностью
(развитие речи/чтение художественной литературы)
2. Занятие изобразительной деятельностью (аппликация/ручной труд)
3. Занятие музыкальной деятельностью
Вторник
1.Занятие изобразительной деятельностью (лепка)
2.Занятие двигательной деятельностью (в зале)
3. Занятие познавательно исследовательской деятельностью (ОБЖ/ знакомство с окружающим миром)
Среда Занятие познавательно-исследовательской деятельностью (ФЭМП)
2.Конструирование.
3.Занятие музыкальной деятельностью
Четверг 1.Занятие познавательно-исследовательской деятельностью (подготовка к обучению грамоте)
2. Занятие игровой деятельностью
3.Занятие двигательной деятельностью (на прогулке)
Пятница 1.Занятие трудовой деятельностью
2.Занятие изобразительной деятельностью (рисование)
3. Занятие двигательной деятельностью
Перечень событий, праздников, мероприятий.
Обязательная часть Формируемая часть
Сентябрь.1. День знаний.2. День Москвы.3. Игры, аттракционы.4. Слушание знакомых мелодий (в записи)Октябрь.1. Слушание сказки К.Чуковского «Бармалей» (в записи)2. Весёлые старты.3. День рождения детей «Мишка – именинник»4. Ярмарка.Ноябрь.1. Музыкальная гостиная.2. Тематический вечер «Дружат дети всей земли»3. Музыкальная сказка «Снегурочка».4. День Матери России.II квартал.Декабрь.1. Музыкально – дидактическая игра «Наш оркестр»2. Концерт школьников – бывших воспитанников детского сада.3. День рождения детей. Музыкальные игры, песни о елке, зиме, хороводы.4. Новогодний праздник.Январь.1. Отражение праздника елки в играх, плясках, песня, хороводах. Аттракционы.2. Каледа – Маледа.3. Рождественские истории. (мультимедиа)4. Тематический вечер развлечений «Зима». «Посиделки»Февраль.1. Музыкальная гостиная.2. Вечер музыки П. Чайковского.3. День Защитника Отечества.4. Масленица.III квартал.Март.1. Мамин праздник.2. Слушание музыки «Композиторы – детям».3. День рождения (вечер юмора и шутки).4. Тематический праздник – развлечение «Навстречу весне»Апрель.1. Волочебнички – радельнички.2. День рождения. Произведения Маршака, К.Чуковского. Театрализованная деятельность детей.3. Тематический вечер - развлечение «Труд кормит, а лень портит».4. «День птиц».Май.1. День Победы.2. Музыкальная гостиная.3. День рождения детей. Игры, хороводы, спортивные развлечения. Инсценировка «В школу».4. Выпуск в школу. День именинников
Выставка детского творчества «Дары осени»
Конкурс чтецов «Милой мамочке моей»
2.2. Планирование педагогического процесса в подготовительной к школе группе
Понимание общей стратегии развития ребенка требует от педагога научной организации профессиональной деятельности, ее конструирования и проектирования, именно этим обусловлена необходимость планирования. Планирование придает педагогическому процессу ДОО содержательность, определенность, управляемость. В своей профессиональной деятельности использую следующие планирования. Календарно-тематическое планирование работы позволяет реализовать поставленные цель и задачи систематично и планомерно. Такое планирование деятельности учитывает времена года, связывая их с блоками информации, предлагаемыми образовательной программой дошкольной образовательной организации и позволяет увидеть работу в перспективе. (см. Приложение 1). Для осуществления образовательной работы необходимо ежедневное календарное планирование (см. Приложение 2) .Своеобразие дошкольного детства в том, что родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с ними осуществляется с помощью плана взаимодействия с родителями (см. Приложение 3).Также использую план развлечений и досугов (см. Приложение 4)
2.3. Методическое оснащение образовательного процесса по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
В связи с тем, что сегодня эффективность педагога оценивается по созданию условий для реализации образовательного процесса, необходимо уделять большое значение методическому оснащению. В своей профессиональной деятельности использую как готовые конспекты образовательных мероприятий ( Жукова «Конспекты занятий с детьми в подготовительной школе группе», В. П. Новикова « Математика в детском саду подготовительная группа» ) так и разрабатываю сама (см. Приложение 5).
А также составляю консультации для родителей по формированию компетенций в области формирования элементарных математических представлений: «С чего начинается математика», «Развитие пространственного мышления», «Как научить ребенка считать», «Занимательна», «Занимательная математика дома», «Математика. Форма», «Математика. Величина» (см. Приложение 6)
Создала картотеку игр по ФЭМП: Игры с цифрами и числами «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Разложи правильно», «Найди свою пару», «Составь число», «Сделай поровну», «Назови соседей», «Задумай число», «Число, как тебя зовут», «Составь цифру», «Кто первый назовет», «Которой игрушки не стало».
Игры путешествие во времени «Назови скорее дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев».
Игры на ориентировку в пространстве «Найди игрушку», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате».
Игры с геометрическими фигурами «Геометрическая мозаика»
Игры с цифрами (см. Приложение 7),
- видеотеку интерактивных игр по ФЭМП: Найди цифры от 1 до 10, «Геометрия», «Дни недели», «Новые приключения Вовки в тридесятом царстве», «Дидактические игры по математике», «Задачи в стихах», «Что лишнее», «Машина арифметика»
- физкультминуток для занятий; (см. Приложение 8)
Использую банк логических задач, заданий на развитие воображения, памяти. (см. Приложение 9). А также сценарии математических досугов, развлечений и викторин: «На островах математики», «Поле математических чудес», КВН (см. Приложение 10)
Планирую реализовать исследовательский проект «Скоро в школу», «История часов».
2.4. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды по реализации образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной к школе группе
В условиях реализации ФГОС ДО изменились требования к организации развивающей предметно-пространственной среде. При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:
- соответствие образовательной программе ДО;
- соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
- соответствие возрастным возможностям детей;
- трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации ,интересов и возможностей детей;
- возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
- вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования пр.) для стимулирования развития детей;
- наличие свободного доступа детей (в том числе с ОВЗ и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды;
- соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
С учетом вышесказанных требований стараюсь организовывать РППС в группе. Содержание РППС по образовательной области «Познавательное развитие» направление ФЭМП представлено в таблице .
Содержание РППС Задачи (ФГОС ДО)
Дидактические пособия и оборудования для формирования элементарных математических представлений:
Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения;
Дидактические материалы по математике;
Географический глобус;
Головоломки (лабиринты, графические , объемные и т. д.)
Весы детские
Диски с обучающими, развивающими программами;
Домино (логическое ,с разной тематикой)
Игры на выстраивание логических цепочек из трех частей «до и после»
Календарь природы настенный
Комплект конструкторов (лего, шарнирных)
Конструкция из желобов, шариков и рычажного механизма для демонстрации понятий «один-много», «больше-меньше», сложение/вычитание в пределах 10
Мозаика (разной степени сложности, разных форм и цвета, с плоскостными элементами различных геометрических форм)
Набор «Лото: последовательные числа»
Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач
Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина)
Набор счетного материала
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур
Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр
Настольно-печатные игры
Стол для экспериментирования с водой и песком
Танграм
Числовой балансир (на состав числа из двух меньших)
Шашки Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности детей пособия и оборудования размещаю в доступном для детей месте, стараюсь периодически сменять материал (в соответствии с темой), вносить новые предметы. (см. Приложение 11) В содержание РППС вношу различный бросовый, природный материалы, которые используются детьми в познавательно-исследовательской деятельности. Для максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОО использую и приемную (на полу нарисованы классики) и участок для прогулок (имеется экспериментальный стол наблюдений, «метеостанция»)
В группе имеются различные пространства: для игры, конструирования, уединения и пр.
В дальнейшем для того, чтобы повысить эффективность образовательных занятий с детьми, привлекать пассивных слушателей к активной деятельности, делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной, реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении, я мечтаю о дополнение содержания РППС в своей группе интерактивными детскими планшетами, интерактивной системой для групповой работы (интерактивная доска и интерактивный стол), обновить новым оборудованием для ФЭМП.
2.5. Организация педагогического мониторинга по реализации образовательной области «Познавательное развитие» направление ФЭМП в подготовительной к школе группе
В условиях реализации ФГОС ДО изменились требования к проведению педагогического мониторинга. Сегодня при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. [30] Поэтому для осуществления образовательного процесса каждый педагог должен знать и уметь составлять индивидуальный маршрут развития ребенка. Педагог должен иметь подбор педагогических заданий, специальных диагностических методик для построения образовательной траектории ребенка или профессиональной коррекции особенностей его развития, а также для оптимизации работы с группой детей. [24. с.68-70]На основании этого мной разработан следующий индивидуальный маршрут ребенка (см. Приложение 12), а также диагностические задания для выявления знаний по формированию элементарных математических представлений в подготовительно к школе группе. (см. Приложении 13).
2.6. Организация взаимодействия с семьями воспитанников
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.44) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».
В соответствии с этим изменяется и позиция ДОО в работе с семьей. Становится очевидной важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества ДОО и семьи для всестороннего развития ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны детского сада. Пересмотр организации взаимодействия с родителями должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.
На современном этапе целью взаимодействием с семьями является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность.[5. 123-124]
Основные задачи по организации взаимодействия ДОУ и семьи заключаются в следующем:
- осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;
- устанавливать контакты с семьей с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- изучать семью, ее воспитательный потенциал для диагностики полноценности процесса социализации ребенка, диагностировать характер семейного воспитания

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, педагоги ДОО ищут новые формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителе: родительские конференции, семейные клубы ,библиотека специальной литературы, "Родительская почта" и "Телефон доверия", библиотека игр, кружок "Очумелые ручки". [1. с. 66]. В своей профессиональной деятельности планирую реализовать проект, так как при этом использование данного метода дает возможность сформировать у родителей интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психолого-педагогические знания, развивать собственные креативные способности.
Для проведения оценки взаимодействия детского сада и семьи необходимо проанализировать ряд документов ДОО, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (годовой план, календарные планы образовательной работы, протоколы родительских собраний). [23. 46-50]
Критерии анализа годового плана:
1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
3) планирование мероприятий по взаимодействию с семьей в каждом разделе годового плана;
4) разнообразие планируемых форм совместной работы;
5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;
7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.
Критерии анализа планов образовательной работы педагогов:
1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;
2) разнообразие планируемых форм работы с семьей;
3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий.
Критерии анализа протоколов родительских собраний:
1) разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
2) отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
3) учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.
Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев:
1) проведение в ДОО социологических срезов для получения данных о семьях;
2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;
3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы
4) изучение запросов, нужд, интересов родителей;
5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;
6) изучение мнения родителей о работе ДОО и взаимодействии с педагогическим коллективом.[26]
Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы ДОО, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты ( см. Приложение 14).
2.7. Выводы по разделу 2.
Для того, чтобы педагогу осуществлять образовательной процесс необходимо владеть знаниями и умениями проектирования и моделирования образовательного процесса. Понимание общей стратегии развития ребенка требует от педагога научной организации профессиональной деятельности, её конструирования и проектирования, именно этим обусловлена необходимость планирования. Поэтому в своей профессиональной деятельности педагог должен использовать планирование в разных формах и видах. В связи с тем, что сегодня эффективность педагога оценивается по созданию условий для реализации образовательного процесса, необходимо уделять большое значение его методическому оснащению. Также необходимо уметь моделировать развивающую предметно-пространственную среду в ДОО в соответствии с современными требованиями. Для осуществления образовательного процесса каждый педагог должен знать и уметь составлять индивидуальный маршрут развития ребенка. Педагог должен иметь подбор педагогических заданий, специальных диагностических методик для построения образовательной траектории ребенка или профессиональной коррекции особенностей его развития. Современный педагог ДО должен понимать и быть готов выстраивать взаимодействие с семьей с признанием приоритета института семейного воспитания над общественным. Для этого он должен уметь определять направления и задачи взаимодействия с родителями, использовать современные формы совместной работы с родителями.
Заключение
Итоговая аттестационная работа позволила мне сформировать систему работы педагога ДО по организации образовательной деятельности по реализации образовательной области «познавательное развитие» (раздел ФЭМП) в подготовительной к школе группе. Мною была разработана модель образовательного процесса, разработана модель развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с современными требованиями; разработано методическое оснащение образовательного процесса по реализации образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной к школе группе, отвечающее современным требованиям. Я подобрала задания к организации педагогического мониторинга. Разработала систему работы с родителями по реализации образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной к школе группе в соответствии с современными требованиями.
В дальнейшем я планирую реализовать проектную деятельность «Математика в сказках», разработать методические рекомендации воспитателям по реализации образовательной области «Познавательное развитие» направление ФЭМП содержание РППС.
Современный воспитатель детского сада должен быть готов к восприятию и реализации нового, оценке собственной педагогической деятельности, мыслить и действовать сообразно новым требованиям.
Список литературы
1.Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002 .- №4.-66с.
2.Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ». ИП Лакоценина-.2012. -253 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. - М.,: "Просвещение", 1991.- 155 с.
4. Данилова. В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1987.-124 с.
5.Евдокимова Н.В., Дододкина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 167 с.
6.Ерофеева Т.И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М.: Просвещение , 1992. -65 с..
7. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. -. 86 с.
8.Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста. – М.: ФИРО, 2014. – 96 с.
9. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994. .
10.Литвиненко И.А. Многоканальная деятельность – способ развития познавательной активности//Дошкольное воспитание . -2002.- № 4-С. 22-24.
11.Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Подготовительная группа. Издательство Учитель,2012.- 425 с.
12. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение, 1984.- 172 с.
13.Оверчук Т. И. Качество дошкольного образования: состояния, проблемы, перспективы. Гном и Д, 2004.- 240 с.
14.Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении// Современный детский сад. – 2010. - № 3. – С.43. 15 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва
16. Проблемы и перспективы развития образования: материалы II международной научной конференции (г.Пермь, май 2012 г.) – Пермь: Меркурий, 2012.- С.71-74.
17. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
18. Свирская Л. А. Шпаргалки для родителей// Детский сад со всех сторон. 2002.-147 с.
19. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1988.
20. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. -М.: Просвещение, 1980.- 103 с.
21. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.- в 6 т.-Т-2.-М.: Учпедиз, 1954-. 670 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
23. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями// Дошкольная педагогика. – 2007.-№ 7.-С.70
24. Щербакова. Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.- 95 с.
25.Эльконин Д.Б. Психология развития: Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.2001.- 105 с.
26. http : // www. detskiysad.ru/
27. http : // www. detsat-journal. narod.ru/
28. http :// www. deti- club.ru/
29. http: // www. maam.ru/
30. http: // www. kpinfo org/
Приложения
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию направление ФЭМП
СЕНТЯБРЬ
Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Числа 1-5. Повторение».
Программные задачи. Повторить числа 1-5: образование, написание, состав; закрепить навыки количественного и порядкового счёта; развивать графические умения; закрепить понятия последующие и предыдущие числа.  
Занятия № 3-4. Тема: «Числа 1-5. Повторение».
Пр. задачи. Повторить с детьми прямой и обратный счёт. Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки >, <, =.
Повторить временные отношения раньше-позже.
Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей,
Ввести в речевую практику термин задача.
Развивать логическое мышление. И/упр. «Что сначала, что потом»(закрепление временных отношений).
Занятия № 5-6. Тема: «Число 6. Цифра 6».
Пр. задачи. Познакомить с образованием и составом числа 6. цифрой 6.
Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления.
Развитие у детей логического мышления и пространственного воображения.
Закрепить представления о треугольнике.
Упражнять детей в решении задач, выявлении частей в задаче. Решение «Весёлых задач» (малыми подгруппами).
Игра «Третий лишний» (словесная).
Занятия № 7-8. Тема: «Число 6. Цифра 6).
Пр. задачи. Закрепить геометрические представления и познакомить с новым видом многоугольников – шестиугольником.
Закрепить прямой и обратный счёт, предыдущие и последующие числа.
Закрепить представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке.
Упражнять детей в решении задачи и записи её решения. Игра «Танграм».
«Геометрическое лото».
Приложение 2
Календарное планирование по реализации образовательной области
«Познавательное развитие» направление ФЭМП в подготовительной к школе группе
ООД СДД
Занятие познавательно – исследовательской деятельностью
(ФЭМП)Геометрические фигуры
Цель: Закрепить названия геометрических фигур; упражнять в ориентировке в пространстве ,используя слова: «слева», «справа», «вдали», «вблизи», «рядом», «около».
Материалы: математический набор
Литература – Новикова «Математика в детском саду».стр. 120-122
Методы : словесные – указания, объяснение. Ответы; практические – д. упр «Назови число», «Где находится»; наглядные – показ предметов, схем. Ц.Книги
Внести книгу «Почемучка» с целью самостоятельного изучения и закрепления знаний об истории спорта и спортивного инвентаря
Ц. Искусства
Внести пластилин с целью самостоятельной лепки полезной пищи и развития мелкой моторики у детей.
Ц. Науки
Внести коньки с целью самостоятельного изучения и закрепления знаний о строении и предназначении коньков, воспитывать интерес к спорту.
Ц. Игротеки
Внести ДИ «Назови спортивную профессию» с целью самостоятельного закрепления знаний о профессиях взрослых.
Ц. Строительно – конструктивных игр
Внести чертеж стадиона с целью самостоятельного изучения, выполнения постройки и обыгрывания по сюжету «Игра в футбол».
Ц. Сюжетно-ролевой игры
Внести атрибуты с СРИ «Столовая для спортсменов» с целью закрепления знаний о профессиях взрослых и развития коммуникативных качеств детей.
Конструирование
Оригами «Мухомор»
Цель: закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях, развивать глазомер, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания, воспитывать аккуратность, усидчивость.
Развивающая среда: красный прямоугольник размером 15х7,5 см, зеленый квадрат размером 10х10 см, клей, кисточка, салфетки.
Ход: см.Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе» Занятие игровой деятельностью
Мы - спортсмены
Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений ,глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки ,кегли ,скамейки и т.д..
Ход игры: см. картотеку .
Приложение 3
План по взаимодействию с родителями
в подготовительной к школе группе «Бодрячки» на 2014--2015 учебный год.
№ Активные формы работы Наглядная информация Предварительная
Работа
Сентябрь
1.
Совместная подготовка к учебному году.
«Режим дня», «Задачи на год», «Визитная карточка группы», «Правила для родителей». Советы специалистов по работе с детьми
на год, обновление
группового инвентаря на участке.
2. Родительское собрание:
«Готовимся к школе».
Объявление – приглашение (тема, перечень вопросов),
Информационный плакат (для дальнейших рекомендаций родителям по работе с детьми дома).
Памятка для родителей «Что необходимо знать и уметь ребенку подготовительной группы» Анкеты (рекомендации и пожелания по работе группы),
Анкетирование «Познавательная
активностьвашего ребенка»
3. Выставка рисунков в рубрике «Домашние зарисовки»
Оформление рисунков, сделанных в совместной деятельности детей и родителей дома, тема: «Рисуем вместе!», создание папки нетрадиционных приёмов рисования. Советы, предложения.
Приложение 4
План досугов и развлечений в подготовительной к школе группе
Сентябрь.1. День знаний.2. День Москвы.3. Игры, аттракционы.4. Слушание знакомых мелодий (в записи)Октябрь.1. Слушание сказки К.Чуковского «Бармалей» (в записи)2. Весёлые старты.3. День рождения детей «Мишка – именинник»4. Ярмарка.Ноябрь.1. Музыкальная гостиная.2. Тематический вечер «Дружат дети всей земли»3. Музыкальная сказка «Снегурочка».4. День Матери России.
Приложение 5
Конкурс КВН в подготовительной группе.
«Собиратели сокровищ».
Цель: формирование универсальных предпосылок учебной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
Формировать элементарные математические представления через решение задач.
Упражнять в счёте в пределах 10, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.
Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
Закрепить умение различать слова-антонимы.
Формировать целостную картину мира, расширение кругозора.
Развивающие :
Развивать психические процессы: логического мышления, внимания, воображения, речи, зрительной памяти.
Активизировать словарь детей, связную речь через умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.
Поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к математическим знаниям.
Создать у детей эмоционально-позитивный настрой через воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма.
Предварительная работа: беседа по ознакомлению с окружающим миром, рассматривание предметных и сюжетных иллюстраций, наблюдения.
Материал:карточки с цифрами от 1 до 10, игрушки (в том числе со звуком «К» в начале), 2 сосуда, набор камней, призы- пятерки красного и желтого цвета.
Ход:
Участники конкурса под музыку входят в зал.
Ведущий: Всем! Всем! Всем! Внимание! Мы отправляемся на поиски сокровищ, которые сокрыты в стране Знаний. Ребята, скоро вы станете первоклассниками и отправитесь в увлекательное путешествие по этой стране, а сегодня мы узнаем, как вы подготовились к школе. Искать сокровища будут две команды разумных и внимательных, каждая из которых должна собрать «алмазы знаний» в свой сосуд.
Для этого вам предстоит решать задачи, выполнять задания на смекалку. Затем мы подведем итоги того, кто собрал больше сокровищ и заслужил звание умника и умницы!.
А жюри будет вас оценивать.
Приветствуем команду «Почемучки» (представляет капитана команды)
Капитан: Наш девиз:
Члены команды: « Пойди за горизонт и все изведай!»
Приветствуем команду «Знайки» (представляет капитана команды)
Капитан: Наш девиз:
Члены команды: «Хочу все знать!»
Вед. Чтобы попасть в страну знаний надо пройти через ворота внимания и сообразительности

1 задание.Разминка (4 вопроса для каждой команды, задаются по очереди)
«Почемучки»: Ночью каждое оконце слабо освещает….(луна)
«Знайки»: Белым снегом все одето, значит наступает…(зима)
«Почемучки»: Слышал даже иностранец всех в лесу хитрее…(лиса)
«Знайки»: Знает девочка любая, что морковка …(оранжевая)
«Почемучки»: Красный в пятнышку убор, гриб зовется …(мухомор)
«Знайки»: Слышала вся улица, как мычала…(корова)
«Почемучки»: Помидор большой и спелый. Посмотри какой он …(красный)
«Знайки»: На болоте во весь дух громко квакает…(лягушка)
Вед. Жюри, вам слово.
Вед. А сейчас математика – царица всех наук, предлагает вам решить веселые задачки, чтобы получить сокровище.Капитан команды через 30 сек. поднимает карточку с правильным ответом, Жюри будет следить за временем.
2 задание Задачки.
6 малышей медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спиться.
А скольким сон хороший снится?
6-1=5
В кружку сорвала Марина
10 ягодок малины,
6 дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке?
10-6=4
У Надюши 5 тетрадок,
Кляксы в них и беспорядок.
Нужен Наде черновик.
Вася, первый ученик,
Дал еще тетрадку Наде.
Сколько у нее тетрадей?
5+1=6 Сестры белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась-
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?
6+1=7
Вед. Жюри, вам слово.
Вед. Двигаетесь с цифрами в руках под музыку, а когда музыка умолкает, вам надо построиться по порядку.
Физминутка :игра «Цифры рассыпались» (под музыку)
Вед. Мы вступили с вами на землю родной речи.
3 задание. ( участвуют 3 человека от команды) надо собрать предметы, в начале которых слышится звук [к) и объяснить, почему собрали именно эти предметы.
Вед. Жюри, вам слово!
4 задание Назови одним словом.
«Знайки»: Дом, сарай, хижина, небоскреб (здание)
«Почемучки»: Брат, сестра, дядя, бабушка, папа (родственники)
«Знайки»: Поезд, автомобиль, велосипед, самолет, корабль (транспорт)
«Почемучки»: Игорь, Сергей, Иван, Кирилл (мужские имена)
«Знайки»: Вишня, клубника, крыжовник, смородина, арбуз. (ягоды)
«Почемучки»: Стол, кровать, шкаф, стул, кресло (мебель)
Вед. Жюри, вам слово!
Физминутка «Танец маленьких утят»
5 задание. Подъем на пик Знаний. Скажи наоборот.(за 1 мин. кто больше назовет правильных ответов)
-3194051192530Почемучки
00Почемучки
Высокий –низкий
светлый –темный,
маленький- большой
умный-глупый
сахар сладкий, а перец….
Дорога широкая, а тропинка..
Пластилин мягкий, а камень..
Чай горячий, а морс…..
Лист наждака шершавый, а лист бумаги…
Заяц бежит быстро, а черепаха ползает..
Днем светло, а вечером…
Бежать-стоять
Смеяться-плакать
Говорить –молчать
Лежит-стоит
Грустно-весело
Громко-тихо
Густо-жидко
Высоко-низко
-2908301334770Знайки
00Знайки
Сильный-слабый
Смелый трусливый
Веселый- грустный
Грязный- чистый
Яблоки могут быть и мелкими, и…
Дерево высокое, а куст….
Канат толстый, а нитка….
Линейка длинная, а карандаш….
Кашу варят и густую, и….
Звери бывают и смелые, и…..
Морковь можно есть и сырой, и ..
Открыть-закрыть
Терять-находить
Поджигать –тушить
Вспомнить-забыть
Холодно-жарко
Быстро-медленно
Светло-темно
Далеко-близко
6 задание для капитанов
Вопросы для капитана команды «Почемучки»:
1.Сколько дней недели?
2. Назови времена года?
3. Назови осенние месяцы?
Вопросы для капитана команды «Знайки»:
1.Сколько месяцев в году?
2. Назови дни недели.
3. Назови зимние месяцы.
Вед. Вот и собраны сокровища страны Знаний : мы с вами решали веселые задачки в царстве математики, подбирали слова, противоположные по смыслу в земле родной речи,собрали предметы, начинающиеся со звука «к», повторили времена года и названия месяцев, но сколько еще удивительного и интересного в ней есть. Это предстоит вам еще узнать в школе. Посмотрим, чей сосуд знаний более полный. Жюри, вам слово!
Церемония награждения (под музыку).За первое место, вручить «5», вырезанные из картона красного цвета, за второе - желтые). Если победит «дружба», дети выбирают «5» по желанию.
Длительность: 25 минут.
Приложение 6
Консультация для родителей
«Математика для дошкольников»
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума ,поэтому при подготовке к школе важно ,чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:
- счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три,…) и порядковые (первый, второй, третий,…) числительные от одного до десяти;
- предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка ,умение составлять числа первого десятка;
- узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, квадрат);
-основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи верёвочки или палочек;
- сравнение предметов: больше-меньше , шире-уже ,выше-ниже
Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.
В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее ,вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает ,что игрушки, фрукты предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом»,
Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.
Приложение 7
Картотека игр по ФЭМП
«Живые числа»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.
Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.
«Назови пропущенное слово»
Цель: закрепить знания о днях недели.
Материал. Мяч.
Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
- Солнышко светит днем, а луна . . .
- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .
- Если вчера была пятница, то сегодня . . .
- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .
Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.
Приложение 8
Физкультминутки на занятиях по ФЭМП
Игра «Молекулы». Дети двигаются под музыку, а когда педагог показывает и называет цифру, они должны образовать круг из такого же числа ребят, как и число, соответствующее цифре.
2 «Аисты» Педагог говорит детям, что сейчас мы превратимся в длинноногих аистов и
полетим на полянку. Аисты взмахнут столько раз крыльями, сколько раз педагог хлопнет в ладоши.
-Давайте возьмемся за руки, пойдем по кругу,
- аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу,
Аист отвечает:
- топай правою ногой, (дети выполняют движения вслушиваясь в стихотворение)
Топай левою ногой, снова правою ногой,
Снова левою ногой, после правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Приложение 9
Картотека заданий на развитие памяти
1.Запомни и повтори
Взрослый произносит несколько чисел и просит ребенка повторить. Ряд чисел постепенно удлиняется. То же упражнение можно проводить с цветами, названиями животных, дней недели, месяцев и т. д.
2.Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова
Покажите ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот рядна одну цифру:
6   2
2   8   3
3   7   1   4
6   3   9   1   5
8   1   4   9   2   6
7   4   1   8   3   9   2
Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребенок.
Далее предложите ребенку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа.
Приложение 10
Математический досуг в подготовительной группе «На островах Математики»   
Цель: создать условия для формирования предпосылок учебной деятельности
Задачи: Продолжать  учить детей считать в пределах 10, находить соседей чисел. Повторить состав чисел 6,7,9. Закрепить знания о геометрических фигурах, развивать логическое мышление, внимание, умение отвечать на вопросы, мелкую моторику.
Оборудование: письмо, математические задачи, цифры, наборы фигур, листы бумаги, мяч,  ножницы, квадраты, раскраски.
Ход:
Воспитатель: Ребята, в наш детский сад пришло  письмо, давайте его прочитаем.
ПИСЬМО:
«У меня в стране беда, ваша  помощь мне нужна
Приглашаю всех детей в путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания, трудные задания.К нам на остров поспешите и порядок наведите!
Царица Математики».
Воспитатель: Отправимся в путешествие?
- Дети: Да, отправимся.
Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие?
- Дети: На самолёте, поезде ,ракете, машине, вертолёте, пароходе.
Воспитатель: Вы всё правильно назвали, на всех видах транспорта можно отправиться путешествовать. А хотите полететь на ковре самолёте?
- Дети: Да.
Воспитатель: Мы отправимся на ковре самолёте. Но самолёт не простой  он может полететь, когда мы решим математические задачки. Вы готовы отправиться в путешествие?
- Дети: Готовы. (Все садятся на ковёр)
1.Мурка-кошка мышеловка,
Съела 3 мышей в кладовке
И сейчас к норе подкралась,
Цап ещё и одна попалась,
Вот так Мурка, сколько ей
Удалось поймать мышей?(3+1=4)
- Дети: четыре мышки.
Воспитатель: Правильно, четыре мыши поймала кошка.
Как догадалась Вероника, Даша, Лера?
- Дети: Было три мышки,  ещё одну поймала, стало четыре мыши.
Воспитатель: Молодцы, решили все задачи.
Вот  мы с вами прилетели на 1остров, который называется Цифроград. В этом городе живут цифры, давайте посчитаем(счёт прямой в пределах 10 и обратный),называют соседей  чисел, сравнивают числа. Считают хором и индивидуально 2-3 ребёнка.
А сейчас мы с вами отправляемся на другой остров. Чтобы попасть на этот остров  нужно повторить дни недели. Игра «Дни недели»(Дети встают в круг, воспитатель по очереди бросает мяч, называет день недели, ребёнок ловит мяч, называет следующий день).
Физминутка.
Мы с вами попали на  остров Компьютеров. А компьютеры не работают. Вы сможете починить компьютеры?
- Дети: Сможем. Для этого нужно все знаки разложить в определённом порядке. (Выкладывание  предметов на лист бумаги):
В  правый верхний угол-знак минус.
В левый нижний угол-цифру 5.
В левый верхний угол-квадрат.
В правый нижний угол-знак +
Дети выполняют задания.
Молодцы, ребятки, справились с заданием. Исправили все компьютеры.
Саша (Юля ,Света) какой знак  в правом верхнем углу?
- Дети: Минус.
Воспитатель: Вика(Герман ,Кирилл)какой знак правом нижнем углу?
- Дети: Плюс.
Молодцы, ребятки, закрывайте глазки и считают до5.Мы с вами попали на остров Мастерилка.
Остров Мастерилка.
Воспитатель: Ребята перед вами   квадрат. Сколько у квадрата углов?(сторон)
- Дети: четыре.
Воспитатель :А сейчас превратите квадрат в фигуру без начала и конца. Дети с помощью ножниц обрезают углы у квадрата.
Воспитатель: какая фигура получилась у Насти, Вики, Алёши?
- Дети(Индивидуальные и хоровой ответы): круг.
Воспитатель: Молодцы ,с этим заданием справились.
А теперь превратите квадрат в 2 прямоугольника. Дети с помощью ножниц разрезают квадрат пополам. Какие фигуры получились у Максима, Димы ,Германа?
- Дети: Два прямоугольника.                                                 
Воспитатель: Как вы получили прямоугольники ?                                
- Дети: Разрезали квадрат пополам.
Воспитатель: Из квадрата 4треугольника. Подумайте, как нужно разрезать квадрат? Как  получили треугольники?
- Дети: Разрезали по диагонали квадрат.
Воспитатель: Молодцы ,дети. Справились и с этим заданием.
А сей час мы с вами попали на  главный  остров –остров пряток. В разных местах спрятаны цифры ,пройдите и найдите по 1 цифре. Дети находят цифры.
А сейчас  поиграем, игра называется «Найди пару».Я показываю число ,вы находите цифру, чтобы получилось данное число:7;9;6. (Воспитатель показывает цифру 9-дети встают парами, чтобы получить данное число),так же с цифрами 7 и  6.Воспитатель: Как Вика и Влад получили число 9?(спрашивает 2-3 пары).
Как Настя и Максим получили число 6?(спрашивает 2-3 пары).
Молодцы, ребятки, справились со всеми заданиями, навели порядок в стране Математике. Теперь нужно отправляться в детский сад. Занимайте места  на ковре- самолёте. Ребятки, пока мы с вами летим давайте вспомним, какие задания мы выполняли   на островах Математики( Дети вспоминают и рассказывают). Царице Математике понравилось, что вы  справились со всеми  заданиями и она вам дарит картинки-раскраски.
Приложение 11
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
по реализации образовательной области «Познавательное развитие» направление ФЭМП в подготовительной к школе группе


Приложение 12
Индивидуальный маршрут развития
Фамилия, имя ребенка
Возраст
Возрастная группа
Цель индивидуального маршрута:
Задачи:
Условия реализации индивидуального маршрута развития ребенка
Период
Ведущий специалист Содержание работы Продолжи
тельность Методы
Работы Формы
Работы
Педагог
Конструирование из бумаги, оригами
- Д/и «Правда или нет»
-игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет»
Игра-тренинг «Через стекло»
-чтение художественной литературы, с последующим обсуждением характера героев, их настроения ,поступков.
- игровое моделирование проблемных ситуаций;
- уход за растениями, подкормка птиц;
-развивающие игры: чистоговорки, пальчиковая игра 20-25 мин
10 мин.
10 мин
5-7 мин
20-25 мин.
15-20 мин.
3-5 мин
Игра, занятие
Беседа, игра
Сказкотерапия
Беседа, этюды ,куклотерапия.
Игра ,рассказ,
Игра, релаксационные психологические упражнения Индивидуальная,
Индивидуальная
Приложение 13
Диагностические задания для выявления знаний по ФЭМП
Задание 1. «выявление умений решать задачи на сложение и вычитание»
Материал: «Математический набор»
Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку придумать задачу , «записать» ее с помощью знаков и цифр. После выполнения задания ребенок должен рассказать задачу и объяснить, как он ее решал.
Задание 2. «Выявление умений ориентироваться в пространстве»
Инструкция к проведению:
Педагог предлагает ребенку сказать ,что находится слева от него.
Оценка результатов:
1 балл- ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;
0,5 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки;
0 балла – ребенок не справился с заданием.
Результаты диагностики заносятся в таблицу и анализируются.
Дата проведения диагностики_____________________
Группа_____________________________

Приложение 14
Анкета для родителей «Математика для развития Вашего ребенка?Цель: выяснить заинтересованность и компетентность родителей в формирование математических представлений детей.
1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений? ___
2. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:
а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;
б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;
в) подготовить детей к обучению школе;
г) развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.
3. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений у своего ребенка? Чему он научился за прошедший год? ___
___
4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?
___
5. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?
___
6. Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам воспитатель по домашним занятиям с детьми по математике? ___
___
7. Как Вы считаете, получает ли Ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?
___
8. Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребенка посещать дополнительные занятия по математике вне детского сада? Какие?
9. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей элементарных математических представлений? Насколько она полезна для Вас? :
а) информация отсутствует;
б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;
в) информация есть, но крайне скудная;
г) я не обращаю на нее внимания;
д) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.
10. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития Вашего ребенка? ___