внеклассное занятие по окружающему миру Кто такие птицы


МБОУ « Петропавловская СОШ им. Героя Советского Союза Д. А. Жукова»
Составила и провела занятие учитель начальных классов Стребкова Г. И.
Класс: 2
»
Тема : «Кто такие птицы?»
Цели:
создать условия для формирования понятия « птицы»;
выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни;
выбрать принадлежности животного к своей группе;
уметь отстаивать свою точку зрения, организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:
личностных УУД:
- самоопределение;
- нравственность
регулятивных УУД:
- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;
познавательных УУД:
1. общеучебных:
- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом);
- умение анализировать обьекты с целью выделения в них существенных признаков;
- умение ставить, формулировать и решать проблемы
2. информационных:
- работа с разными видами информации;
коммуникативных УУД:
- инициативное сотрудничество;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе)
Оборудование урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиозапись «Звуки птиц», презентация, учебник, тетрадь, перья птиц, стакан с водой, ножницы, чучело вороны, цветные карандаши, кормушка с кормом, Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
- Вновь звенит для нас звонок,
Начинаем наш урок.Урок необычный мы проведем в лесу.
ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
Цель: выявить ранее изученные понятия, необходимые и достаточные для восприятия нового материала.
- С какими группами животных мы уже знакомы?
- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)
-Чем отличаются рыбы от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)
III. Этап применения новых знаний
Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить главное в изучаемом тексте.. (слайд 1)
- Мудрая Черепаха побывала у своих друзей, но у нее остались еще друзья в лесу .Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).
- Как одним словом можно назвать друзей Черепахи? (птицы)
- Где живут у нас птицы?
- Что вы знаете о птицах? (слайд 2)
Сообщение о птицах ( доклады детей с презентациями)
1) работа по учебнику.
-Откройте учебник..Кто из этих животных умеет летать?
- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)
- Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают.
Проблемная ситуация. Кто является птицами? (слайд 3)
Показ и изучения чучела птицы.
(слайд 4) Все ли птицы высиживают свои яйца. Сообщение ребенка «Интересные факты»
-
IV. Физкультминутка – игра « Перелетные птицы»:
На что похожи птицы, когда летят? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. Посмотрим на строение птиц. (слайд 5)
Что у птиц существует?( клюв, ноги, крылья, туловище, голова).
Для чего нужны перья?
V. Практическая работа.
Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.
(Работа в парах. На столах лежат перья.) - Найдите и покажите
1)маховые перья,
2)контурные перья,
3)пуховые перья.
- Сравните их.
-Переломите перо. Удаётся? (нет)
- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит). Почему?
- Если положить перо в стакан с водой, то что будет?
- Почему в учебнике рядом с голубем нарисовано перо и чернильница? (Раньше писали гусиным пером) (слайд 6)
VI. Объяснение новой темы (продолжение).
Презентация о птицах (Страус, пингвин, колибри)
VII. Физкультминутка. ( Музыкальные птицы)
1) Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок . Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаешь о них. (слайд 7)
Сценка «Сорока и снегирь»
Сорока:
- Эй, увалень, как звать-то тебя?
- Откуда, красногрудый, к нам прилетел?
- Что же ты молчишь, воды, что ли, в рот набрал?
Снегирь:
- Нет, не воды, а...
Сорока:
- Дети, что набрал в рот снегирь?
О т в е т: рябину.
- Отгадайте, что за птица?
Мальчик:
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
По дворам шныряю,
Крохи подбираю,
По полям ночую,
Зёрнышки ворую. (воробей) (слайд 8)
Девочка:
- Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят.
Девочка:
- Чаще всего они сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу, а летом в лужах.
Воробей питается различными семенами, но своих птенцов выкармливает насекомыми.
Призыв к людям!.Работа по группам. Нарисовать плакат « Помоги птицам!» и защити его.
-Для чего нужны кормушки? Вы сделали их с вашими родителями, и сегодня после уроков мы с вами тоже повесим кормушки в нашем школьном дворе. (слайд 9)
Работа в тетрадях.
- Откройте тетради.
- Чем различаются эти птицы?
- Чем они похожи?
- Раскрасьте птиц на рисунках.
VIII. Итог урока.
Цель: контроль за результатами деятельности.
- С какой новой группой животных мы познакомились?
- Что мы узнали о птицах?
- Кто же такие птицы? (слайд 10)
- Что вам понравилось на уроке?
- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?
- Спасибо за хорошую работу на уроке.
IХ. Рефлексия
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности
- Выполнение какого задания вызвало затруднение?
- Ребята, какое задание выполнили легко?
- Какое задание было самым интересным на уроке?
- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы?
- Урок окончен.
Список использованной литературы:
Касаткина Н.А. Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации.1 – 4 классы, – Волгоград: Учитель, 2005.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса начальной школы в 2 частях (1 часть), - М.: Просвещение, 2008.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь.1 класс, - М.: Просвещение, 2010.
Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.