«МИХАИЛ ШОЛОХОВ. ДОНСКИЕ РАССКАЗЫ»


МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»
План-конспект открытого урока
«МИХАИЛ ШОЛОХОВ. ДОНСКИЕ РАССКАЗЫ»
Урок в 11 классе
Подготовил:
Конченкова Евгения Анатольевна,
учитель МКОУ «Покровская средняя
общеобразовательная школа»
Сельский Рогачик, 2016
Тема: М. А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»
Класс: 11
Образовательные:
Познакомить учащихся с творчеством М.А. Шолохова; показать гражданское и писательское мужество М. Шолохова, одним из первых сказавшего правду о гражданской войне как о трагедии народа; показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории на примере ранних рассказов М.А. Шолохова; понять, в чем особенность изображения Шолоховым исторических современных ему событий на примере рассказа «Родинка».изучить "Донские рассказы" М. Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказа "Родинка";повторить и систематизировать знания учащихся по теме "Гражданская война";определить тему и идею рассказов; особенность языка и стиля рассказов; формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов.
Развивающие:
Формировать навыки анализа текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе), развитие умения работать в малой группе.развивать аналитическое мышление, монологическую речь, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.на примере исторического материала и судеб героев "Донских рассказов" проследить трагедию народа в 1918-1920 годах и приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;
воспитывать толерантность, патриотизм и активную жизненную позицию.
Методика обучения: развивающее обучение, Обучение в сотрудничестве(парная), Информационно-коммуникационные технологии, Здоровье сберегающие,
технологи
Методы обучения:словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.
Тип урока:изучение нового материала
Оборудование:текст рассказов М.А. Шолохова для анализа («Донские рассказы»), фотография писателя; карточки с заданиями, компьютер, мультимедийная приставка, экран, видеоролик.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска
Форма организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная
Задание к уроку: Предварительное задание для учащихся: прочитать "Донские рассказы" М.Шолохова, подготовить индивидуальные сообщения.
Индивидуальные задания
Три ученика готовят сообщение о М.А. Шолохове, его творчестве, о гражданской войне (историческая справка), этимологии слова “казак” и казачестве, о своеобразии ранних рассказов писателя.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: казак, казачество, гражданская война, метафора, эпитет, сравнение.
Предполагаемые результаты:
Формирование коммуникативной компетенции:
Формирование правильной и эффективной речи.
Обучение умению выслушивать мнения других,оценивать разные точки зрения, вести дискуссию, организовывать совместную деятельность (работать в группе);излагать свои мысли в письменной и устной форме.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Здравствуйте дети. Давайте поприветствуем друг друга, гостей и пожелаем всем хорошего дня.
2. Определение целей урока.Создание проблемной ситуации на уроке.
Я хочу обратить ваше внимание на доску. Смотрите и слушайте внимательно. По окончании вы должны будете понять, какой теме мы посвятим сегодняшний урок.
НА ДОСКЕ: «Все наши, все мы люди, все крещены, все русские. И что деремся – Бог весть. Выдумали каких-то красных да белых и дерутся» (В.Зазубрин «Два мира») (Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова)
сл №1 сл.№2
Распята Россия врагами На старом библейском кресте,Который воздвигли мы самиВ душевной своей простоте...Р.П.Кумов (донской казак)
Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. ДемокритКАРТИНЫ:
Кузьма Петров- Водкин «Смерть комиссара» 1928 г. Санкт-Петербург. Русский музей.

Картина Исаака Бродского «Расстрел 26 бакинских комиссаров», 1925 год

3. Вступительная беседа.
В. Мирошниченко. Петр Николаевич Врангель


М. Греков. Чертов мост 

П. Соколов-Скаля. Братья. 1932 
Белым был –
Красным стал,
Кровь покрасила…
Красным был –
Белым стал,
Смерть побелила.
М.Цветаева
О, годы юности немилой,
Её жестоких передряг.
То был отец, то вдруг он – враг.
А мать?
Но сказано: два мира,
И ничего о матерях…
А.Твардовский «По праву памяти»
Там, где царит насилие, - царит горе и льется кровь.
В.ГроссманА ад я видел на земле.
С.Черный
Выберите из предложенных высказываний эпиграф к уроку, который, по вашему мнению, более всего отражает суть «Донских рассказов». Вернемся к этому заданию в конце урока.
-Итак, как вы думаете, какой теме мы посвятим сегодняшний урок? Теме гражданской войны. Да. Сегодня мы познакомимся с тем, как изображает гражданскую войну в своих произведения Михаил Шолохов.
3. Сейчас мы обратимся к творческой биографии Михаила Шолохова. Сообщение Михайловой Яны. Краткая летопись жизни и творчества М. А. Шолохова.
24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вешенской, Донецкого округа родился М. А. Шолохов. Мать — Анастасия Даниловна — состояла в это время в браке с Кузнецовым, уже пожилым казаком, но жила в доме Шолохова Александра Михайловича, с которым обвенчалась после смерти мужа в 1912 году. Тогда же Михаил был усыновлен своим отцом и получил фамилию Шолохов.
По другой версии, М. А. Шолохов родился в 1903 году, но в период работы в продотряде, попав под суд «за превышение власти», уменьшил свой возраст на два года, и мать его выхлопотала у священника новую справку о рождении. Это давало ему возможность избежать чересчур строгого наказания как несовершеннолетнему.
В 1910 году семья переезжает на хутор Каргинский, где Михаил в 1911 году начинает брать уроки у местного учителя.
В 1912 году поступает во второй класс начальной школы.
1914—1918 годы учится в гимназиях Москвы, Богучара и Вешенской. Окончил 4 класса гимназии. Вернулся к отцу на хутор.
1920—1921 годы Михаил участвует в переписи населения, работает учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых. В автобиографии Шолохова можно прочитать: «С 1920 года служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами... Приходилось бывать в разных переплетах, но за нынешними днями все это забывается».
К. Потапов вспоминал: «Во время боя под хутором Коньковом подросток Шолохов был схвачен махновцами, допрошен самим Махно и не был расстрелян только по малости лет. Махно посулил ему в случае повторной встречи виселицу». Возможно, в это время и был изменен возраст Шолохова.
Октябрь 1922 года приезжает в Москву, чтобы поступить на рабфак. Не удается. Работает грузчиком, каменщиком, счетоводом.
1923 год. В комсомольской газете «Юношеская правда» публикует первый фельетон «Испытание» за подписью «М. Шолох». Работает над «Донскими рассказами».
1924 год. Женится на Марии Петровне Громославской, 25-летней казачке (ее отец принимал участие в белоказачьем движении).
Переезжает с женой в Москву. Продолжает сотрудничать с газетой «Юношеская правда» (позже «Молодой ленинец»). Здесь публикует и первое художественное произведение, рассказ «Родинка».
1925 год. В Государственном издательстве массовыми тиражами выходят первые книжки Шолохова: «Алешкино сердце», «Нахаленок» и другие.
1926 год. Выходит первый сборник М. Шолохова «Донские рассказы» с предисловием Серафимовича.
• Сообщение учащегося о тематике и проблематике сборника «Донские рассказы».
• Просмотр эпизодов из кинофильма «Донская повесть» (по рассказам Шолохова).
Учитель. В этом же году (1926) выходит сборник рассказов «Лазоревая степь». Писатель начинает работу над проектом «Тихого Дона».
1928 год. В журнале «Октябрь» публикуется первая книга романа «Тихий Дон». В печати появились восторженные отзывы о романе.
1929 год. Продолжает работу над романом «Тихий дон». Печатаются 2 и 3-я книги. В Берлине роман издается на немецком языке.
С этого времени распространяется клевета о плагиате Шолохова (вопрос об авторстве романа «Тихий Дон» был закрыт только к 100-летию писателя).
1930 год. Работает над романом «Поднятая целина».
1931—1933 годы. Пишет очерки о жизни в деревне.
1935 год. В «Известиях» печатается первая глава из 4-й книги «Тихого Дона».
В этом же году на Международном конгрессе писателей в защиту культуры в Париже избирается в Постоянное бюро Международной ассоциации писателей.
Шолохов всегда всей душой переживал за судьбу деревни. В 1937 году выступает на партийном собрании с речью о хлебных затруднениях в 1932—1933 годах.
Ученик. Из письма Шолохова от 30 апреля 1933 года:
«...Я бы хотел видеть такого человека, который сохранил бы оптимизм и внимательность к себе и близким при условии, когда вокруг него сотнями мрут от голода люди, а тысячи и десятки тысяч ползают опухшие и потерявшие облик человеческий...
А вокруг творится страшное: на завтрашний день по всем северным районам план сева 30 % с немножким. (Должно бы кончить!) и 60—70 % тягла, которое лежит в борозде. Хуже этого ведь придумать нельзя. Край проваливается с громом и треском.
Я мотаюсь и гляжу с превеликой жадностью. А поглядеть есть на что. Хорошее: опухший колхозник, получающий 400 граммов хлеба пополам с мякиной, выполняет дневную норму. Плохое: один из хуторов, в нем 65 хозяйств. С 1-го февраля умерло около 150 человек. По сути — хутор вымер. Мертвых не заховают, а сваливают в погреба. Это в районе, который дал стране 2 300 000 пудов хлеба. В интересное время живем! До чего богатейшая эпоха!»
1939 год. Шолохов избирается действительным членом Академии наук СССР. Награждается орденом Ленина.
1940 год. Присуждена Государственная премия первой степени за роман «Тихий Дон».
1941—1945 годы. Служит в армии в качестве военного корреспондента. При бомбежке Вешенской погибла мать, сожжены дом и библиотека.
После войны продолжает литературную и общественную деятельность. Пишет рассказ «Судьба человека» (1957 год), заканчивает работу над романом «Поднятая целина».
1960 год. Шолохову присуждена Ленинская премия за роман «Поднятая целина». Завершается издание собрания сочинений.
1965 год. Стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Из речи М. Шолохова: «На мой взгляд, авангардом являются те художники, которые в своих произведениях раскрывают новое содержание, определяющее черты жизни нашего века... Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу».
1965—1969 годы. Издается собрание сочинений в 9 томах. Появляется новая редакция незаконченного романа «Они сражались за Родину», работу над которым автор начал еще в 1944 году. 21 февраля 1984 года Шолохов умер.
В. Распутин писал в своем некрологе: «Высмотрев в своем народе, Россия не случайно подняла Шолохова до первого голоса, способного талантливо и доступно передать суровую правду о ее нелегкой судьбе — он был плоть от плоти России и мысль от мысли ее».
5. Сообщение ученика о ранних рассказах Шолохова.
Индивидуальное сообщение История создания рассказов.
"Донские рассказы" были опубликованы в 1926 году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. А затем - реальность другой жизни.
Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром, гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года. А лет ему было всего лишь семнадцать.
"Приходилось бывать в разных переплетах",- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, "батька" пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.
Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу "Молодая гвардия", которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в "Журнале крестьянской молодежи" и на страницах газеты "Молодой ленинец". Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь".
Учитель.
Итак, "Донские рассказы" - это увиденное, услышанное, пережитое автором. Материал черпает из жизни донского казачества. Рассказы сразу же получили высокую оценку. Все данные были за то, что Шолохов развернется вценного писателя. О Шолохове заговорили как о молодом талантливом писателе.
Индивидуальное сообщение Особенности творческой манеры Шолохова. Язык, стиль рассказов.
Учитель
Дебют был удачным. Автору нет и двадцати. Рассказы короткие, написаны простым, образным, сочным языком. Шолохов использует в рассказах просторечия и диалектные слова, что делает их очень жизненными.
6 - Что представляла собой гражданская война с исторической точки зрения? Сообщение ученика
- Что представляла собой гражданская война с исторической точки зрения?
Это вооружённая борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близки родственниками.
- Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?
Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в том отношении замечание греческого философа Демокрита: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна».
Тема гражданской войны нашла своё отражение в прозе и поэзии 20-ых годов. Литература о гражданской войне высвечивала её героические страницы. Историки умалчивали о другой стороне войны – о её трагических страницах. Только в конце XX века появились публикации об огромных, безвозвратных потерях. По данным историка Полякова, они составляют 12 млн. человек. По другим данным – 15 млн., причём на собственно военные потри, по мнению историка Волобуева, падает 800 тыс. человек. Таким образом, остальные погибли от тифа, голода, холода, уничтожены как заложники и т.д.
Учитель: Гражданская война - одна из печальных, трагических страниц в истории нашего Отечества. Она нашла широкое отражение в искусстве: многие художники пытались осмыслить, понять события тех лет. Их горькие мысли нашли выражение на страницах повестей и романов (Булгаков М. «Белая гвардия», 1924, Островский Н. «Как закалялась сталь», 1934, Пастернак Борис Леонидович «Доктор Живаго», 1945−1955, Фадеев А. «Разгром», 1927, Шмелев И. «Солнце мертвых», 1923), в кинематографе (Нахалёнок (Евгений Карелов, 1961), Неуловимые мстители (Эдмонд Кеосаян, 1966), Сердце Бонивура (Марк Орлов, 1969), Кортик (Николай Калинин, 1973) и др.), на живописных полотнах (Кузьма Петров-Водкин «Смерть комиссара» (1928), Исаак Бродский «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925), Фёдор Богородский «Братишка» (1932)).
Предлагаю посмотреть вам отрывок из фильма: Как вы понимаете слова : Господи, где свои? Где чужие?
Обратимся к стихотворению Р.П.Кумова (донского казака).
Распята Россия врагами
На старом библейском кресте,
Который воздвигли мы сами
В душевной своей простоте...
Р.П.Кумов (донской казак)
- Что означает распята? ( казнить)Какие ассоциации у вас возникают со словом распята? Как можно казнить Родину? Россию?
7. Давайте теперь обратимся к рассказам. Шолохова. Рассказ «Родинка»
- Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)
-Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.)
- Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова. Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ)
-Почему именно родинку использует автор как символ?   Что же утрачивается в междоусобных бойнях? Возможно ли, согласно Шолохову, “в годину смуты и разврата” примирение враждующих сторон? КОРЕНЬ/ РОД- РОДИНА- РОДНЯ- СЕМЯ/БУДУЩЕЕ- СЕМЬЯ- СЕРДЦЕ/ЧУВСТВО-НАРОД
Родинка-это не только примета, по которой атаман узнаёт убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.
- В чём драматизм, лежащий в основе сюжета?
Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад. Сын – эскадронный командир Николка Кошевой, отец – атаман банды.
-Как вы понимаете слова « Через хутор словно кто борозду пропахал и разделил людей на две враждебные стороны».
- О чём говорит портрет героя?
«Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». А ему 18 лет. Шолохов подчёркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.
-О чём вспоминает Николка накануне боя?Каково его психологическое состояние?
Помнит, будто в полусне, когда ему было лет 5-6, как отец сажал на коня, а мать улыбалась, бледнея. После смерти матери в работниках спину гнул. А потом ушёл с красным полком на Врангеля. «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё… Учиться б…» Здесь и боль, и тоска, и страдание от сиротского детства (отец сгинул, мать умерла), но и другое чувство – злоба, ненависть к врагам.
Антиподом юного героя становится Атаман банды – отец Николки.
- Что мы знаем об атамане? (плен германский, потом Врангель, Константинополь, лагерь в колючей проволоке – банда).
- Как раскрывается душевное состояние Атамана?
«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной». Это же очерствение души , одичание подчёркивается и сравнением атамана с волком: «Ведёт атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно». Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы».
- Почему атаман никогда не бывает трезвым?
-Что общего между жизнями Николки и Атамана?
Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны».
-Почему? Герои оторвались от прежней жизни, от своих традиций.
-. Каковы сокровенные мысли героев(Николка- учиться, атаман- тоска по утраченному)
-Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? ( Усталость от того, что они делают, желание все изменить)
-У отца и сына общий путь- в чём он? В насилии: Николка сумел ЛИКВИДИРОВАТЬ две банды, а атаман говорит Лукичу: «Мы, дед, коммунистов ЛИКВИДИРУЕМ».
-Каков центральный конфликт рассказа?
Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами жизни и бесчеловечность братоубийственной войны.
-Когда этот конфликт достигает кульминации?
Отец убивает сын.
- Как осознаётся Атаманом убийство Николки? Давайте прочтём эпизод.
Убийство врага, оправданное войной, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который может искупится только смертью. Так христианскоераскаивание оказывается сильнее классовой борьбы.
- Почему автор убивает своих героев?Автор "убивает" своих героев; это символизирует то, что жизнь людей разъединила, а смерть - объединила. Не высказать словами горе отца. Он потерял сына, больше того - убил. И уже не имеет значения вся эта кутерьма, белые, красные :. Жизнь кончена, незачем жить. Сын-это будущее. Отец убивает своего сына, убивает будущее, убивает смысл жизни, убивает себя.
- Какие слова автор использует, чтобы передать душевное состояние атамана? Завыл, почернел
- Согласны ли вы, что конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны?
-Какова позиция автора в романе?( он нейтрален. Ему одинаково больно. Он не понимает, не признаёт братоубийственную войну).
-Какие средства использует автор для изображения бесчеловечности братоубийственной войны?( острые переживания героев, пейзажные зарисовки, батальные сцены, сравнения)
- Сколько композиционных частей можно выделить в произведении?
-Две части – Николка и атаман.
-Какие приемы использует М. А. Шолохов для создания образов Николки и атамана? портрет, речевую характеристику, взаимодействие с другими персонажами рассказа, пейзаж.Задание по группам
1)портрет,
2) речевую характеристику,
3) взаимодействие с другими персонажами рассказа,
4)пейзаж
5) С каким животным сравнивает атамана автор?
6) Как меняется речь Лукича, когда он обращается к Николке? Какое символическое значение в добром отношении Николки к деду Лукичу? С какой целью автор подробно описывает состояние деда Лукича? С какой целью Шолохов в рассказе рисует эпизод расправы с дедом Лукичом? Как отзывается Лукич об атамане? Можно ли считать его слова – мнением народным о бандах?
6) С каким зверем сравнивает автор атамана? Почему? Какое значение имеет образ волка, показанного перед бегством банды?
портрет Николка Атаман
Речевая характеристика Взаимодействие с другими персонажами пейзаж Отношение Лукича к атаману и Николке Художественная деталь: баранья кость- звериное, лошадь,- загнанность, анкета Николки: отсутствие родителей, -Какой основной композиционный прием использует М. А. Шолохов, рассказывая о своих героях?  Шолохов использует прием антитезы -  противопоставляет двух героев Николку и атамана.                 
- теперь обратимся к мнению критиков
Работа с критикой
«Донские рассказы» М.А.Шолохова получили высокую оценку среди литературных критиков.
«Донские рассказы» в оценке критиков
А) «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряженности и правды ».
А. Серафимович.
Б) «Сурова борьба. Сюжеты крайне драматичны. Страницы рассказов густо окрашены кровью. Вера в победу прекрасного, духовная приподнятость – главная черта рассказов.»
Ф. Бирюков.
В) «М. Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей. И в этом состоит не только правда жизни, запечатленная рукой донского художника, но и предупреждение, пророчество на будущие времена»
Л. Сатарова.
-Сейчас я бы хотела ,чтобы вы посмотрели отрывок из фильма.Обдумали слова критиков, эпиграфы к уроку и выразилисвою «Я-позицию» по отношению к гражданской войне, к рассказам Шолохова.
Домашнее задание. Творческая работа: раскрыть тезис «Гражданская война – величайшая трагедия русского народа.».XII этап урока: Оценка: 

Приложение 1
Работа со словарём рассказа. Словарь рассказа «Родинка»Уздечка наборная – часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями.Эскадрон – тактическая и административная единица, подразделение в кавалерии.Куга зеленая – болотное круглостебельное, безлистное растение. Врангель – барон, один из главных руководителей белого движения в Гражданскую войну, генерал-лейтенант(1918).Военком – политический руководитель в войсковых частях и учреждениях Красной армии.Яр – крутой обрывистый берег реки, озера, склон оврага; обрыв.Цибарка – железное ведро, кверху шире.Нарочный – тот, кто послан с каким-либо специальным поручением; гонец.Станица – административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлка).Приходская школа – начальные школы при церковных приходах.  Летник – летняя дорога.Гумно – огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы, веяния и другой обработки зёрен хлеба.Торный шлях –наезженная дорога. Лог – широкий, значительной длины овраг с отлогими склонами.Балка – небольшая сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами.Целина – слабо освоенные (из-за нехватки здесь населения), но плодородно-богатые земли.Вназирку – не спуская с глаз.Пшеница-гарновка – желтоватая, беловатая, беловатая с черными усами  твердая пшеница.Суглинок – почва с преимущественным содержанием глины и незначительным количеством песка.Левада –  участок земли близ дома с сенокосным лугом, лесными или садовыми деревьями.Жито – любой хлеб, злак в зерне или на корню.Телешом – нагишом, в голом виде.Папаха – название мужского мехового головного убора.Плетень из краснотала – изгородь из ивы, красной вербы.Курень – казачье жилище, дом.Турецкая фелюга – небольшое парусное беспалубное судно на южных морях.Музга – лужа; сырая низина.Жалмерки – жена ушедшего на службу казака.Огулом – все вместе, скопом. Зашамкал – говорить невнятно из-за отсутствия зубов.Закрома – место, в котором содержится, хранится что-либо.Стежка – тропка, дорожка.Буерак – глубокий крутосклонный овраг, рытвина, промоина. Ветряк – ветряная мельница.Супостатники – недруги.Наметом – рысью, галопом.Постромки – ремни (веревки), соединяющие валек с хомутом.Бурка – безрукавный плащ белого, черного или бурого цвета, сделанный из войлока.  Кушак – пояс.Неук – табунный конь, не знающий узды и выездки.Хромовые – сапоги черного цвета для офицерского состава. Изготовлены из натуральной кожи высокого качества с мягкой стелькой-подложкой.

Приложение 2
Николка Атаман
портрет Николка Атаман
Речевая характеристика
Николка Атаман
Взаимодействие с другими персонажами Николка Атаман
Пейзаж
Николка Атаман
Отношение Лукича к атаману и Николке