М. А. Шолохов судьба и творчество. Донские рассказы


Унаева Гульзида Куспангалеевна ,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Новоуспеновская СОШ
Акбулакского района
Оренбургской области»
Название предмета Литература
Класс 11
УМК Русская литература 20 века. Учебник для 11 кл. в 2 ч. / под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2012 г.
Уровень обучения базовый
Тема урока: М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час
Место урока в системе уроков по теме 1 урок
Урок литературы в 11 классе по теме:
Цель. Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова.
Задачи урока:
- показать значение его творчества и общественной деятельности, определить место “Донских рассказов” в творчестве М.Шолохова;
- развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся;
- воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы: использование межпредметных связей с историей (историческая обстановка 20-30-х годов); сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения учащихся по биографии и творчеству писателя, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов.
Оборудование к уроку: портреты на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность». Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве М.А.Шолохова, компьютер, проектор.
Технологии.
1.ИКТ.
2.Работа с группами учащихся.
Формы работы:
1) вопросно-ответная;
2) самостоятельная;
3) творческая.
Домашнее задание к уроку.
1.Прочитать “Донские рассказы”.
2.Выявить образы, темы, проблемы, изобразительно – выразительные средства.
3.Вспомнить произведения о казаках, сравнить жизнь и нравы казаков.
Ход урока.
I. Орг. момент.II. Слово учителя.
1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
(учащиеся в тетрадях записывают число и тему урока, чертят хронологическую таблицу).
Учитель показывает портрет писателя. Слайд 1.
Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского писателя и общественного деятеля.
Учитель читает эпиграф к уроку.
«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».
М.А.Шолохов.
- Объясните смысл эпиграфа? (Эти слова пронизывают весь жизненный и творческий путь писателя).
- Посмотрите на тему урока, о чём сегодня пойдёт речь?
- Какую цель мы поставим перед собой?
- Зачем нужно анализировать художественное произведение?
- Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке.
- Подберите ассоциации со словом «война».
Учитель: Самое первое зло, поразившее человека, — война (в душе, в семье, между нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие. Самая страшная война – война гражданская. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”. Мы знаем уже, что писатели, не принявшие последствия революции, эмигрировали. Оставшихся несогласных с новой политикой постепенно уничтожили. Читатель видел только одну сторону событий – прославление революции и гражданской войны. Пример тому – произведения А. Фадеева, А.Серафимовича, и др.. Сегодня нам предстоит познакомиться с биографией М.А. Шолохова, выяснить, проанализировав 4 рассказа М.Шолохова («Родинка», «Алешкино сердце», «Шибалково семя», «Чужая кровь»), почему М.А.Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы» доказывает бессмысленность братоубийственной войны, какова главная идея «Донских рассказов», что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова?III. Сообщение ученика. (показ слайдов в сопровождении звучания классической музыки).
24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.
Ученик рассказывает стихотворение В. Фирсова « Дом, в котором родился Шолохов».
Среди шести материков
В краю, где плещет Дон,
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Я низко кланяюсь ему,
Не постучав в окно.
Другие люди в том дому
Живут давным-давно.
Но та же в окнах синева.
И так же помнит дом того,
Кто первые слова
Здесь начинал с трудом.
До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.
Мать Шолохова - из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.
В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени Г. Шелапутина.
В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую.
В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В 1921 году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32.
23 февраля 1922года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе группы продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года, он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в станицу Букановскую.
В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.
Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родинка».
В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году некоторые время молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.
В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице Каргинской.
В 1965 году М.А.Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».
21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.
Слово учителя.
Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925) , «Чужая кровь» (1926), «Червоточина (1926).
В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.
Первым из произведений цикла «Донские рассказы» был опубликован рассказ «Родинка».
IV. Актуализация опорных знаний
Учитель: Планирование деятельности
Работу построим следующим образом:
Каждая группа анализирует полученный рассказ по вопросам опорного листа (приложение 1), пользуясь справочным материалом, текстом рассказа. В ходе работы лист заполняется.
Представитель от группы обобщает результат работы. Остальные группы имеют право дополнять или рецензировать услышанное.
Выступление оценивается учителем. Работу остальных членов группы оценивает выступивший.
В конце занятия подводем итог.
V. Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений
Учитель выслушивает результаты работы групп, задает, если это необходимо, вопросы, направляет работу учащихся
Возможные вопросы
1) Анализ рассказа “Родинка”.
1. Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.)
2. Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова. Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ)
3. Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)
4 Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? ( Усталость от того, что они делают, желание все изменить)
6. Каковы сокровенные мысли героев(Николка- учиться, атаман- тоска по утраченному)
7. Авторская оценка героев.
8. Согласны ли вы, что конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны?
11. На чьей стороне автор?
Возможные вопросы
2) Анализ рассказа “Шибалково семя”.
1. В чем, по – вашему, смысл названия? «Мой это сынишка, мое семя…»
2. Подберите родственные слова слову «семя». (Семья – семьянин)
3. Главная тема. (Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни.)
4. Авторская оценка героев.
5. Какова, на ваш взгляд, судьба ребенка? (Судьба ребёнка — не любовь, покой и счастье для себя: “...сын будет власть Советскую оборонять”.)
3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”.
Возможные вопросы.
1.Объясните смысл названия рассказа.
2. Кто изображен в рассказе негативно и кто является носителем добра?
3.Каков главный герой рассказа? Как он относится к окружающей его жестокости?
4. Можно ли говорить о высокой духовности Алешки? Его судьба?
4) анализ рассказа «Чужая кровь»
Возможные вопросы
1.Объясните смысл названия рассказа.
2. Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?
3. Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы?
4. Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?
5.Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
«Родинка» начинает, а «Чужая кровь» завершает шолоховский цикл, посвящённый Гражданской войне на Дону.
Почему именно родинку использует автор как символ?  
Что же утрачивается в междоусобных бойнях?
Возможно ли, согласно Шолохову, «в годину смуты и разврата» примирение враждующих сторон?
КОРЕНЬ/ РОД- РОДИНА- РОДНЯ-
СЕМЯ/БУДУЩЕЕ- СЕМЬЯ-
СЕРДЦЕ/ЧУВСТВО-НАРОД
Используя крест как символ распятой в гражданской войне России и подобранный нами ряд ключевых слов, попробуем объяснить расположение названий рассказов на кресте – символе. (приложение 2)
Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война  для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.  Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения .-К пониманию каких проблем сделали мы шаг на сегодняшнем уроке?- Какие страницы «Донских рассказов» вам хотелось бы перечитать?
Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось открытием?
Какое задание было выполнить трудно?
Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам? (Устно, с возможными пояснениями)
Заключительное слово учителя.
Урок о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила Александровича.
«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин).
Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника.
VII. Домашнее задание.
- Определить жанр романа «Тихий Дон».
- Какие семьи находятся в центре повествования?
- Как описывает Шолохов донскую природу, казачий хутор?
-. Сообщение по истории казачества (индивидуальное задание).
VIII. Выставление оценок.
Список литературы:
Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 2, выпуск 3. «Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984). К 100-летию со дня рождения». Выставка в школьной библиотеке. Москва «Школьная библиотека», 2005. Автор-составитель: Московская М.В.
Использованы материалы Вешенского музея-заповедника. Портреты.
Методические рекомендации к альбому «Михаил Александрович Шолохов».
С.Н. Громцева, Т.Ф. Курдюмова. Под редакцией В.В. Гуры. Пособие для учителя. Москва. Просвещение, 1982.
Поурочные разработки по русской литературе 20 века, 11 класс, 2 полугодие. Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва.
Федь, Н.М. М.А. Шолохов: штрихи к биографии/ Н.М. Федь // Литература в школе. – 1993. - №4. – С. 28-33
Сатарова, Л.Г. Брат на брата, сын на отца… (Художественная концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова)/ Л.Г. Сатарова// Литература в школе. – 1993. - №4. – С. 33-38