Конспект урока литературы по теме Муму И.С.Тургенев . Реальная основа рассказа . Образ Герасима.


Технологическая карта урока
Дата: 9.02.2016
Класс: 5 «А», «Б».
Предмет: литература
Учитель:
Тема: И.С.Тургенев «Муму». Реальная основа рассказа. Образ Герасима.
Тип: изучение нового материала.
Планируемый результат обучения: познакомиться с жизнью и творчеством писателя, развить интерес к творчеству И.С.Тургенева, узнать из истории создания рассказа «Муму»,уметь составлять характеристику героев .
Ресурсы: компьютер, интернет, учебник, памятки-инструкции.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД
1.Мобилизирующий этап Предлагаю выполнить задание и определить тему урока. Как вы понимаете слова Конфуция : «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие»? Тургенев в детстве дал Аннибалову клятву: « Я не мог оставаться рядом с тем, что я возненавидел…враг этот был- крепостное право, против чего я решил бороться до конца… Это была моя Аннибалова клятва». Загадываю загадку. « У неё 4 лапы, чёрный нос и хвост лохматый, очень часто громко лает и плохих людей кусает. Она бывает забияка. Это кто у нас?» (собака) Отвечают на вопросы, определяют тему урока Р- волевая саморегуляция ,
Л- нравственно-этическое оценивание смыслообразования,
К-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, построение речевых высказываний
2.Постановка цели и задачи урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся. Сегодня урок усвоения новых знаний. Почему я привела именно эти цитаты и загадала такую загадку? Запишем тему урока.
И.С.Тургенев «Муму» .Реальная основа рассказа. Образ Герасима. Отвечают на вопросы, определяют цели урока, записывают тему в тетрадь. Р- целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование,
К- постановка проблемы,
Л- анализ, сравнение
3.Актуализация знаний Задаю вопрос: Какие впечатления произвёл на вас рассказ И.С.Тургенева «Муму»? Назовите героев рассказа. Что произвело на вас сильное впечатление? (отвечают устно) Составляют кластер. Отвечают на вопрос: кто они?
Главные герои: Герасим, барыня, Татьяна, Муму.
Второстепенные: Капитон, Гаврила, Степан, дворня.
Р -контроль, оценка,
прогнозирование,
Л – анализ, сравнение,
К – умения структурировать знания, оценка процесса результатов
4.Первичное усвоение новых знаний.( Работа в группах использование интернет –ресурсов, см памятку-инструктаж в приложении) Организация деятельности учащихся по решению задач.
На доске: 1852г.-написание рассказа.
1861г-отмена крепостного права.
Почему И.С.Тургенев обращается именно в это время к теме рассказа «Муму»? Чтение страниц 234-237
Ответы на вопросы. Р- анализ учебной деятельности,
прогнозирование
Л- формулировка проблемы, умение строить речевые высказывания
К- моделирование, выбор эффективных способов решения задач
5.Первичная проверка планирования (итоги работы в группах),(приложение презентаций учащихся) После выступления групп предлагаю объяснить слова и словосочетания (прототип, горничная, дворецкий, сложённый богатырём, держали в чёрном теле, как пойманный зверь) Выступление учащихся в группах, защита презентаций.
Ответы на вопросы.1.Что такое крепостное право?2. Что послужило поводом для создания рассказа «Муму»? 3.Литературные места, связанные с И.С.Тургеневым (Спасское- Лутовиново).
Объясняем значение слов, работа со словарём. Составление кластера «Знакомство с героями» Герасим. К-умение слушать собеседника, строить высказывание, полно и ясно выражать свои мысли.
Л –умение строить речевые высказывания
6.Рефлексия
Изменилось ли ваше отношение к рассказу? Выполнили ли вы ваши задачи на уроке? Как вы понимаете слова Конфуция теперь?
Д/З по выбору учащихся стр. 224 в.3-6.Составить кластер к рассказу «Муму»Композиция. Напишите сочинение на тему: « Эпизод в рассказе « Муму»,который произвёл на меня самое сильное впечатление». Высказывание по модели: «Я сегодня узнал…»
Сдают лист оценивания работы в группах.
Определяют оценку. Сижу- «2»,стою-«3»,стою с поднятой рукой вверх-«4»,стою с поднятыми руками вверх и хлопаю-«5» П- умение обобщать знания, выстраивать цепочку доказательств, оценивать процесс и результат деятельности
Р- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Приложение
1 группа
Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство( мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие),крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землёй и людьми-крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им наказания, мог продавать крестьян, продать мать одному помещику, а её детей- другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле ( барщина) или отдавать ему часть заработанных денег ( оброк).
-Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?
2 группа
История создания рассказа.
В 1852году умирает И.В.Гоголь. И.С.Тургенев тяжело переживает смерть писателя. Рыдая, составил он некролог(НЕКРОЛОГ-статья по поводу смерти какого-нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности).Но власти запретили употреблять имя Н.В. Гоголя в печати. А за напечатанную статью в «Московских ведомостях» царь лично приказал посадить И.С.Тургенева под арест и через месяц выслать его на родину под присмотр. Под арестом в полиции И.С.Тургенев жил по соседству с помещениями, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Каждый день И.С.Тургенев слышал хлёст розг и крики .- Как вы считаете, что послужило поводом для создания рассказа «Муму»?
3 группа.
Много лет назад в дальней господской деревне Сычёво жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева Ивана Сергеевича - Варвара Петровна),восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта- дворника, как дворник вдовы полковника Екатерининского полка. А что нем и глух как пробка- и того лучше! Для мужика городская работа- лёгкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне да самой её смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, не перечил ей. Однажды немому приглянулась дворовая девушка, а барыня приказала отдать её замуж за другого, он стерпел, собачонку по кличке Муму приказала утопить- утопил безропотно, коли барыня. приказала.
-Кого напоминают герои этой истории? Прототип-1.Реальное лицо как источник для создания литературного образа.
КЛАСТЕР « Знакомство с героями».Герасим.

портрет


отношение к Татьяне описание каморки
ГЕРАСИМ
отношение к Муму
отношение с дворней отношение к барыне

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Состав группы Участие в обсуждении Участие в подготовке материала Участие в презентации Итоговая оценка