Рабочая программа элективного курса История в событиях и фактах для 10-11 классов.


Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
кадетская школа-интернат «Алтайский кадетский корпус»
СОГЛАСОВАНО:
зам. директора по УВР
КГБОУКШИ
«Алтайский кадетский корпус»
__________И.С. Гурова
«___»___________2014г. УТВЕРЖДЕНО:
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
__________А.А. Птагин«___»_ «___» __________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «История в событиях и фактах» (10-11 класс)
Количество часов в год 34 Уровень базовый

Учитель _____Аширова Л.Л.________________________

Территориальный административный городской округ Сибирский -2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
История – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. История – одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться в современности. Этим и определяется значение истории в школьном образовании. История имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на развитие политических, экономических и социо-культурных процессов в мире.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, поликонфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
В связи с тем, что история является одним из самых популярных предметов, которые выпускники выбирают для сдачи ЕГЭ, а также учитывая общую военно-патриотическую направленности образования в кадетском корпусе, элективный курс призван углубить знания учащихся по истории, систематизировать их, научить пользоваться ими практически. В данном курсе учащимся предлагаются темы, которые мало освещены в основном курсе истории, однако, являются актуальными в условиях современной России, когда одной из основных задач образования является воспитание полноценного гражданина и патриота. Кроме того, рассматриваются темы, которые являются предметом для исторических дискуссий и по сей день, что призвано дать возможность учащимся выработать собственную точку зрения на данные проблемы. Это подтолкнёт учащихся к стремлению мыслить самостоятельно, вырабатывать свои способы познания истории, закрепит их навыки поиска и анализа информации при работе с различными видами исторических источников, привьёт верное понимание правил ведения дискуссии.
Задачи:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Формы организации работы на уроках. Основные формы организации работы на уроке: фронтальная и индивидуальная. Как дополнительные используются также групповая и парная формы работы. При преподавании используются:
проблемный метод преподавания истории;
уроки – лекции, лабораторные работы на анализ исторических источников, уроки-семинары, практические занятия по решению проблемных задач.
мультимедийный материал: лекции, отрывки из кинофильмов, презентации, анимированные презентации.
ТЕМАТИЧЕСКий поурочный план элективного курса «История в событиях и фактах».
10 КЛАСС.
№ п\пРаздел, тема урока Всего часов Формы контроля Примечание
1. Киевская Русь. 8 1 Дискуссии о прародине славян. Происхождения названия этноса и государства. 2 Первые Рюриковичи. 3 Роль церкви в истории Древней Руси. 4 Влияние Византии и народов Степи. 5 Причины и последствия распада государства. Владимир Мономах. 6 Идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». 7 Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики. 8 Александр Невский и его роль в истории. 2.Образование централизованного государства. Оформление и укрепление самодержавного строя при первых Романовых. 16 9 Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). 10 Последствия монгольского нашествия для дальнейшего развития нашей страны. 11 Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. 12 Культура под влиянием идеи объединения. 13 Русские земли в составе Великого княжества Литовского. 14 Дмитрий Донской и его роль в истории. 15 Иван Великий – формирование централизованной власти. 16 Складывание идеологии самодержавия. 17 Дискуссии о методах централизации страны в период правления Ивана Грозного. 18 Успехи и неудачи внешней политики во второй половине XVI века. 19 Влияние централизации страны на культурную жизнь. 20 Дискуссия о причинах Смуты. Феномен самозванства. 21 Подъём национального самосознания и его роль в период Смуты. К. Минин и Д. Пожарский. 22 Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. 23 Внешняя политика в XVII веке – основа для Петровских завоеваний. 24 Соборное уложение – законодательное закрепление самодержавия и крепостного права. 3.Россия в XVIII столетии. 10 25 Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России. 26 Дискуссии о месте и роли петровских реформ в истории России. 27 Подчинение церкви государству. 28 «Птенцы гнезда Петрова» и их роль в истории страны. 29 Пётр I – личность и эпоха. 30 Формирование светской культуры. 31 Россия в период дворцовых переворотов – шаг назад или движение вперёд. 32 Роль гвардии и фаворитизм. 33 Превращение России в мировую державу. 34 Русско-турецкие войны XVIII века и их герои. ИТОГО ЗА ГОД: 34 ЧАСа.
11 КЛАСС.
№ п\пРаздел, тема урока Всего часов Формы контроля Примечание
1.Борьба модернизационных и консервативных течений в XIX - начале XX века. 10 1 Александр I – «сфинкс неразгаданный до гроба». 2 Судьба конституционных проектов XIX века. 3 Отечественная война 1812 года и её герои. 4 Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. 5 Власть и общество в эпоху Николая I. 6 Восточный вопрос и Крымская война. Герои обороны Севастополя. 7 Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. 8 Дискуссии о роли и месте России в мировой экономике начала ХХ века. 9 Элитарная и народная культура. 10 Россия и православные народы Балканского полуострова. 2. Смена политического режима и его становление. 9 11 Первая мировая война, как одна из причин раскола российского общества. 12 Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны. 13 Новая экономическая политика в оценках историков и современников. 14 Партийный аппарат и номенклатура. 15 Мобилизационный характер советской экономики. 16 Дискуссии о роли И.В. Сталина и массовых репрессий в истории советского государства. 17 Русское зарубежье. Раскол в РПЦ. 18 Советское военное искусство. 19 Советская культура: единство и многообразие. 3. Великая Отечественная война. 4 20 Дискуссии о причинах поражений и отступления советской армии на начальном этапе войны. 21 Характер взаимоотношений СССР с союзниками. 22 Герои войны. 23 Герои войны. 4. СССР во второй половине XX века. 7 24 «Холодная война», споры о ее причинах и характере. 25 Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. 26 Политика Н.С. Хрущева в оценках современников и историков. 27 Возникновение диссидентского и правозащитного движения. 28 М.С. Горбачёв и политика перестройки – дискуссии о возможных путях развития страны. 29 Демократизация общественной жизни. 30 Экономические реформы 1980- начала 1990-хгг. – ошибка или необходимость? 5. Основные проблемы Российской Федерации на современном этапе. 4 31 Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны. 32 Особенности экономического развития страны на современном этапе. 33 Межнациональные и межконфессиональные проблемы в современной России. 34 Россия и вызовы глобализации. ИТОГО ЗА ГОД: 34 ЧАСа.
3.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература:
Закон Российской Федерации «Об образовании» М.,1992
Базисный Учебный План общеобразовательных учреждений РФ
Обязательный минимум содержания основного общего образования.
История государства и права. – М., 2003
Мировые войны XX века. – М., 2002.
Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. – М., 1999.
Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989.
История России: 1917 – 1940: Хрестоматия \ Под ред. М.Е. Главацкого. – Челябинск, 1995.
Колганова Е.В. , Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век. – М., 2005.
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII – XIX век: Учеб. Для 10 класса Под. Ред. А.Н. Сахарова – М.,1998.
Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества XX век. 11 класс. – М., 1998.
Цифровые образовательные ресурсы:
№п/п Наименование Издательство
1 «Энциклопедия истории России 862-1917гг» «Новый диск»
2 Презентации уроков по истории (собственные)
4. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.
№ п/п По программе Изменения Причина изменения № приказа
№ урока Тема урока Кол-во часов № урока Тема урока Кол-во часов 1 2 3 4 5 6