Конспект на тему Вулкан


Конспект непосредственно - образовательной деятельности

Тема: «Вулканы»
(средняя группа)








Воспитатель:
Игнатенко Т.С.









ЗАДАЧИ:
- Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы.
-Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.
опытнической и исследовательской деятельности.
- Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
-Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.
-Закрепить умение выявлять свойства материалов.
-Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
Образовательные области : Познавательное развитие, речевое развитие
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ:
Кратер, минерал, твёрдый, плотный, не впитывает, вулкан, наковальня, лава, жерло, гора.
ПРЕДАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Лепка «Вулкана»
2. Рассматривание фотографий, иллюстраций с различными видами вулканов.
3. Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Иллюстрации вулканов, видео-презентация, макет вулкана, смесь для извержения: сода, красная краска, моющее средство, лимонная кислота, пластиковые стаканчики, маленькие ложечки, или перекись водорода,краситель,2 ст.л.сухих дрожжей и теплая водичка буквально 4-6ст.л.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется.
Дети: Земля
Воспитатель: Отгадайте загадку:
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны (Глобус)
Дети: Глобус
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?
Дети: моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.
Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?
Дети: Это высокие холмы.
Воспитатель: А из чего состоят горы?
Дети: из камней.
Воспитатель: А еще, есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как же они называются? Давайте спросим у Знайки.
Знайка:
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
И зовут меня Вулкан!
Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.
Воспитатель: Я вам расскажу легенду о вулкане, которую вы еще не слышали.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
Воспитатель: Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. Понравилась? (Да)
Воспитатель: А как образуются вулканы?
Знайка: В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает, застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и опять и в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так вырастает вулкан.
Воспитатель: А где может образоваться вулкан?
Дети: На суше, и даже в воде.
Воспитатель: Почему он извергается?
Знайка: Внутри Земли очень высокая температура, магма бурлит и пытается вырваться наружу, что ей и удается через трещины в земной коре.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
Воспитатель: А это как называется?
Дети: это жерло похоже на красновато – оранжевую пасть, уходящее глубоко в землю.
Воспитатель: Обратите внимание на его верхнюю часть, как называется эта часть вулкана?
Дети и Знайка: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Воспитатель: А на что он похож?
Дети: Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т. д.
Воспитатель: Ребята, а что внутри вулкана?
Дети: это магма.
Воспитатель: А огненная жидкость, выходящая из вулкана
Дети: Лава
Воспитатель: А почему внутри магма, а когда выходит наружу-лава?
Дети и Знайка: Потому что магма это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни - лава.
Воспитатель: Кто знает, как происходит извержение вулкана?
Дети и Знайка: Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.
Воспитатель: А как долго вулкан может извергаться?
Дети: один, два дня, а может и несколько лет.
Воспитатель: После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая земля- например Гавайские острова образовались в океане миллионы лет назад благодаря вулканическим процессам
Воспитатель: А вы когда-нибудь видели извержение вулкана? Хотите увидеть? Но для этого нам надо до него дойти!
Физкультминутка.
Мы шагаем по равнине
Раз-два, раз-два.
А теперь плывём на льдине
Раз-два, раз-два.
Вот идём по плоскогорью
Раз-два, раз-два.
Забираемся на горы
Раз-два, раз-два.
А теперь мы отдохнём
Раз-два, раз-два.
И места свои займем!
Раз-два, раз-два.
Воспитатель включает фильм с извержением вулкана (видео) .
Воспитатель: Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой? -Чем это грозит?
- А что происходит обычно перед извержением?
Дети: землетрясение.
-А сможет ли кто- то подсказать, помочь людям о наступающем извержении вулкана?
Дети: вулканологи
Воспитатель: Действительно, люди этой профессии называются вулканологи. Этим ученым иногда удается предупредить людей о надвигающейся опасности, и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». Посмотрите, какая это опасная профессия.
Проведение опыта.
Воспитатель: Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле.
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.
Воспитатель: Для этого мы возьмем наш макет вулкана, который мы с вами сделали и оживим его! У меня есть специальные ингредиенты, давайте их рассмотрим.
Достаю соду, моющее средство и уксус с запрещающим знаком.
Воспитатель: это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.
Воспитатель: Внимательно следите за моими действиями: в окрашенную воду в стаканчике кладем чайную ложку соды, каплю моющего средства. Перемешиваем аккуратно. После чего содержимое стаканов выливается в наше жерло вулкана, и я сама добавляю уксус.
-Ребята, кажется наш вулкан «оживает» и из него выходит, пузырясь лава.
(Дети наблюдают извержение вулкана)
Знайка: «Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
По склонам лава потекла. И землю сильно обожгла.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул.
И на десятки лет уснул».



i (1)