Урок истории на тему Героический подвиг защитников Ленинграда (10 класс)

МБОУ Фруктовская средняя общеобразовательная школа










План – конспект
урока по истории в 10 классе

Тема: Дни воинской славы России.
Бессмертный подвиг защитников Ленинграда.


Форма: урок - лекторий
















Учитель истории: Андреяшкин М.А.





Фруктовая
13 марта 2015 года

Цели и задачи:
- познакомить учащихся с Днями воинской славы России;
- расширить и углубить знания учеников об обороне города Ленинграда в условиях блокады в годы Великой Отечественной войны, о героизме, самоотверженности, стойкости защитников города;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за наш народ, сумевший не только выстоять, но и победить в Великой Отечественной войне;
- пробуждать интерес к внеклассной работе по предмету;
- развивать умения работы в лекторской группе.


Оборудование:
военная форма для ведущих-лекторов, коптилка с горючей жидкостью, 250 г. и 125 г. хлеба, 300 г. крупы, 100 г. сливочного масла, проектор, экран, компьютер, презентации по теме: «Дни воинской славы России», « Героический подвиг защитников Ленинграда», запись документального фильма об обороне Ленинграда, настенная историческая карта «Великая Отечественная война», метроном, плакаты, иллюстрации по теме.



























План урока.


1. Организационный момент. Ознакомление учащихся с планом урока, его целями и задачами.
2. Сообщение учителя о Днях воинской славы России с использованием презентации по теме.
В истории нашей страны были победы и поражения, политические кризисы, нашествия иноземцев, но, сильная духом своего народа, беззаветной преданностью и самоотверженностью воинов, с оружием в руках отстаивающих веру, честь и независимость своего государства, в решающих битвах за независимость Россия всегда побеждала. Победы русского оружия над врагами Отечества традиционно отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков.
Возрождая одну из лучших российских традиций,10 февраля 1995 года Государственная Дума приняла закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Закон вступил в силу 13 марта 1995 года под №32-ФЗ.
(Далее учитель читает выдержку из закона и знакомит учеников с Днями воинской славы России).
В Российской Федерации установлены следующие дни воинской славы России (с изменениями на 1 декабря 2014 года):
27 января День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
2 февраля День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);
23 февраля День защитника Отечества;
18 апреля День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище); сражение произошло 5 апреля 1242 года;
9 мая День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941
·1945 годов (1945 год);
7 июля День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении; сражение произошло 2426 июня (57 июля) 1770 года;
10 июля День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении; произошло 27 июня (8 июля) 1709 года;
9 августа День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут; произошло 27 июля (7 августа) 1714 года;
23 августа День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);
8 сентября День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа (7 сентября) 1812 года;
11 сентября День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра; произошло 2829 августа (89 сентября) 1790 года;
21 сентября День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; произошло 8 сентября 1380 года;
4 ноября День народного единства;
7 ноября День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);
1 декабря День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп; произошло 18 (30) ноября 1853 года;
5 декабря День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в 1941 году;
24 декабря День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова; произошло 11 (22) декабря 1790 года.
История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.

3. Выступление лекторской группы по теме: «Бессмертный подвиг защитников Ленинграда».

Вступления учителя.
В истории нашей страны были победы и поражения, политические кризисы, нашествия иноземцев, но, сильная духом своего народа, беззаветной преданностью и самоотверженностью воинов, с оружием в руках отстаивающих веру, честь и независимость своего государства, в решающих битвах за независимость Россия всегда побеждала. Победы русского оружия над врагами Отечества традиционно отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков.
Возрождая одну из лучших российских традиций,10 февраля 1995 года Государственная Дума приняла закон «О днях воинской славы России». Один из них посвящен героической обороне города Ленинграда в условиях блокады в годы Великой Отечественной войны. 27 января 2015 года исполнился 71 год со дня снятия блокады города. Этому знаменательному событию посвящено выступление лекторской группы.
(Выступление сопровождается показом слайдов презентации).

1-й ведущий. (Цыганова Инна)
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел - все это для ленинградцев ушло в прошлое, но не кануло в Лету.


Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.

Звучит магнитофонная запись: разрывы снарядов, сообщение Совинформбюро, фрагмент песни «Священная война».

2-й ведущий. (Кацубеева Александра)
22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали нашу страну. План немецкого командования «Барбаросса» был рассчитан на молниеносную войну, которая должна была закончиться в течение нескольких месяцев полным разгромом Советского Союза, порабощением всего населения и захватом ресурсов страны.
Мощный, хорошо подготовленный бросок осуществлялся группами по трем основным направлениям: группа «Север» - на Ленинград, группа «Центр» - на Москву, группа «Юг» должна была наступать на южном, украинском направлении.

1-й ведущий.
Вторжение Германии показало неподготовленность советских войск к боевым действиям. В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 – 600 км. вглубь нашей территории. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись уже в июле 1941 года. Город, заложенный Петром Великим, из границ которого, по словам поэта «грозить мы будем шведу», был приговорен к полному уничтожению. Его собирались стереть с лица земли. Неужели таким планам суждено сбыться? Вокруг Ленинграда спешно создавалась система обороны, рылись окопы, устанавливались противотанковые заграждения. На заводах и фабриках города к станкам встали женщины и подростки. День и ночь не прекращалась работа. На улицах висели призывы: «Все для Родины! Все для победы!»

3-й ведущий. (Корякин Анатолий)
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали
Город жил –
Исполнен малых наших сил.
Глеб Семенов «Мужество»

1-й ведущий.
Сразу захватить город не удалось. Тогда фашисты изменили тактику. Они решили сломить сопротивление жителей длительной блокадой, артиллерийским огнем. К концу сентября блокадное кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось. Все сухопутные коммуникации перерезаны. Что же стало с теми, кто остался в городе?

4-й ведущий. (Торжкова Юлия)
И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по- солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее его не найдешь!
Елена Рывина «Ночь»

2-й ведущий.
« Началась блокада Всего несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше выдавали продуктов по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим.
( Демонстрируется блокадный паек) Крупу выдавали по 300 граммов, масла – 100 граммов в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 граммов, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. « Каждый растягивал свой кусок как мог»,- вспоминала о тех днях певица Галина Павловна Вишневская. «Какое – то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек. И у учительницы нашей скопилась в морщинах черная копоть. Обессилевшие от голода люди стали опускаться – не мылись, покрылись вшами».


5-й ведущий. (Акимов Курсан)
Из дневника Юры Рябинкина.
Ноябрь – декабрь 1941 года. Город Ленинград.

Ноябрь. Теперь я забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно Я здесь живу в голоде, холоде, среди блох. Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190 граммов сливочного масла и 500 граммов колбасы из конины с соей.

Декабрь. Каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству выхода нет. Тупик. Голод. Какой страшный голод! Но я хочу жить. Я потерял свою честность Я постиг свой уделСегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры и укромно съел. Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором Я недостойный сын своей матери.

6-й ведущий. (Шашков Дмитрий)
Из воспоминаний академика Д.С.Лихачева.

М-ские уехали из Ленинграда, бросив умирающую дочурку в больнице. Этим они спасли жизнь других своих детей. Э-мы кормили одну из дочек, а другую заморили голодом, т. к. иначе умерли бы обе. С-вы весной, уезжая из города, оставили на перроне вокзала свою мать привязанной к санкам
Оставляли умирающих: матерей, отцов, жен, детей, переставали кормить тех, кого «бесполезно» было кормить, выбирали, кого из близких можно спастиРаздевали трупы на улицах, чтобы забрать у них теплые вещи для живых Отрезали остатки иссохшей кожи на трупе, чтобы сварить из нее суп для детей.

1-й ведущий.
О жителях и защитниках Ленинграда написано немало. Послушайте одно стихотворение, над которым, я знаю, плакали не только старики, пережившие ту страшную блокаду.

7-й ведущий. (Пашкина Юлия)
По безлюдным проспектам
оглушительно звонко
Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.
Леденистый брезент прикрывал ее кузов-
Драгоценные тонны замечательных грузов.


Молчаливый водитель, примерзший к баранке,
Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,
Вез он сало и масло, вез консервы и водку,
И махорку он вез, проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.
Был он худ. Был похож на голодную птицу.
И казалось ему, что водителя нету,
Что забрел грузовик на другую планету.

Вдруг навстречу лучам -
синим, трепетным фарам-
Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.
А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито.
Снег летел, как мука-
плавно, медленно, сыто

- Стоп! – сказал лейтенант.
- Погодите, водитель.
Я, - сказал лейтенант,
- здешний все-таки житель.-
И шофер осадил перед домом машину,
И пронзительный ветер ворвался в кабину.

И взбежал лейтенант по знакомым ступеням.
И вошел. И сынишка прижался к коленям.

Воробьиные ребрышки Бледные губки
Старичок семилетний в потрепанной шубке

8-й ведущий. (Колосова Алина)
-Как живешь, мальчуган?
Отвечай без обмана!..-
И достал лейтенант свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок дал он сыну:
- Пожуй-ка, -
И шагнул он туда, где дымилась «буржуйка».

Там – поверх одеяла распухшие руки,
Там жену он увидел после долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи
И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.


Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца – настоящий мужчина!
И, когда замигал догоревший огарок,
Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трехтонку:
-Приезжай!
-закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,
Он летел, как мука – плавно, медленно, сыто

Грузовик отмахал уже многие версты.
Освещали ракеты неба черного купол.
Тот же самый кусок – не надкушенный,
черствый –
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему положила.
Потому что была настоящей женою.
Потому что ждала. Потому что любила.

Грузовик по местам проносился горбатым,
И внимал лейтенант орудийным раскатам,
И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,
Потому что солдатом он был настоящим.
Владимир Лившиц «Баллада о черством куске»

2-й ведущий.
Как всегда, кто-то не выдержал смертельного противостояния и побежал. Но побежали, бросая оружие и технику, не наши солдаты, а хваленые немецкие. В январе 1943 года блокада была прорвана вначале на узком участке вдоль южного берега Ладожского озера. Снабжение города и войск удалось наладить по «Дороге жизни» через Ладожское озеро.
Правда, авиация врага все еще могла совершать коварные налеты, а тяжелые орудия также методично били по Ленинграду, по памятникам культуры и едва живым от недоедания людям. Вначале 1944 года наши силы были собраны в мощный кулак, достаточный для уничтожения врага. Стояла весенняя погода: оттепели, туманы, метели. Все это осложняло проведение крупной операции. Наши двигались скрытно через леса и болота, по разбитым, раскисшим дорогам. Важнейшим результатом этого наступления было полное освобождение города.

Сейчас мы посмотрим документальные видеоматериалы о защите города Ленинграда. (Просмотр хроники)

1-й ведущий.
900 осадных дней не прошли даром. Ленинград понес огромные потери. В дни блокады умерло только от голода более 600 тысяч человек. Но ни голод, ни холод, ни артиллерийские обстрелы не сломили дух его защитников. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тысяч солдат, воевавших у его рубежей, удостоились медали
«За оборону Ленинграда». Среди них двое жителей поселка Фруктовая: Зайцев Александр Васильевич и Мелехов Василий Максимович.

Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.

Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.

Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.

Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.

Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?

4-й ведущий.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке


И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливыми быть,
А счастье не в забвенье.

2-й ведущий.
Прошу всех встать и почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов минутой молчания. Вечная память героям! (Включает метроном)

4. При наличии времени учащиеся получают листы с вопросом:
Что позволило защитникам города Ленинграда не только выстоять в битве, но и победить? Ответы обсуждаются.

5. Подведение итогов. Домашнее задание: выучить Дни воинской славы России. (Раздаются листы с перечнем Дней с изменениями на декабрь 2014 года). Подготовить сообщение и выступить перед одноклассниками с рассказом об одном из Дней воинской славы России.
















13PAGE 15


13PAGE 14215




15