Мероприятие «Золотые правила этики»


Золотые правила этики.
Цель: - расширение кругозора о понятии этика, форма познавательных интересов, активной творческой деятельности учащихся;
- познакомить учащихся с термином «речевой этикет», рассмотреть устойчивые формы общения между людьми, показать роль вежливости в общении.
- развитие речи, мышления учащихся
- формирование этических качеств, уважение друг к другу, уважение к старшим, умение находить в людях этические качества.
Оборудование:
Карточка с формулами, презентация.
Ход воспитательного часа.
Здравствуйте! (Садитесь) сегодня наша с вами тема воспитательного часа будет посвящена «Этике».
Учитель задает вопрос к ученикам об этике, что они знают про этику, что такое этикет? Зачем нужна нам этика?
Затем учитель дает сам определение о понятии этика.
Этикет – это различные правила поведения человека в обществе.
Словари дают разные определения этикета:
– установленный порядок и правила поведения и обхождения где-либо;
– совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, форма общения, приветствий, поведения в общественных местах, манеры, одежда;
– свод правил и формальностей, касающихся внешности, образа действия в общении того общества, которое принято называть хорошим, то есть благовоспитанным.
Речевой этикет – это правила поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой этикета является вежливость.
Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Очень часто можно услышать: «Какая славная у Вас девочка! Всегда говорит: «Здравствуйте!», или: «Наш сосед хороший человек – так вежливо говорит «спасибо» даже за маленькую услугу», или: «Какой неприятный человек, говорит всем «ты». Таким образом, люди часто обращают внимание, вежлив человек или нет.
Учитель предлагает посмотреть (прослушать) сценку.
Автор. В трамвай вошла группа молодых людей – подростков. Они шумны и беспардонны, излишне громко смеются, рассказывают друг другу анекдоты. Рядом стоит пожилой человек.
Старик. Эй вы, мелюзга, а ну-ка прекратите здесь орать!
Юноша. Э, ты, папаша, помалкивай, не твое это дело!
Старик. Ах ты, сопляк! Мерзавец! Я тебя научу, как себя вести!
Автор. Глубокое заблуждение «учителя»: подобным образом научить вести себя невозможно.
В о п р о с ы учащимся:
– Почему неправильно поступил юноша?
– Что неправильно сделал старик?
Идет обсуждение.
В ы в о д: общение как с той, так и другой стороны было грубым. Очень важно быть вежливым в общении между людьми.
Игра «Цветок вежливости».
Учитель выносит ромашку, на лепестках которой написано:
Приветствия
Прощания
Извинения
Просьба
Благодарность
Ученики делятся на группы, каждая группа берет лепесток и выполняет задание: «Вспомнить обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях». Побеждает та группа, которая больше таких оборотов вспомнит. Задание оценивается по десятибалльной системе.
Знание этики говорит о нашей культуре и воспитанности.
Учитель дает жизненные ситуации, ученики определяют, культурно ли люди поступают в данной ситуации.
Ситуация – 1. Когда в классе появился новый ученик, дети начинают перешептываться: «Смотри, какая классная сумка, она наверное, много воображает» или «Он такой толстый, его надо сразу на место поставить». Красиво ли поступили ученики?
Ситуация – 2. На экскурсию надо было выйти ровно 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята сморят по сторонам. На часах 11.05 ч. Бежит Ира: «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку». Все двинулись в путь. Тут из – за угла появляется Володя: «Ну что – собрались?» «Где ты был? Мы тебя ждали», закричали ребята. Володя ответил: «Видео смотрел». «Ты разве не знаешь, что опаздывать нельзя». Кто в этом случаи повел себя воспитано и культурно?
Кто проявил в этой ситуации свою воспитанность и вежливость.
Воспитанность заключается не только правил этикета. Если человек зная правила этикета, создает у окружающих видимость воспитанности, то он превращает себя в красивую этикетку, за которой скрывается холодная пустота.
Воспитанность и хорошие манеры на самом деле прочно связаны с внутренней культурой человека. Бывают случаи, когда человек выглядит воспитанным, он приветливо улыбается, вежливо здоровается, подает пальто, открывает дверь пред старшими. Но рано или поздно притворщик снимает маску, и все видят его настоящее лицо, злое не приятное.
Наш с вами мероприятие подходит к концу и мне хотелось бы узнать на сколько вы усвоили, поняли этику.
А вы считаете себя воспитанными, культурными, детьми знающие этику.
На этом наша мероприятие подошло к концу. Всем большое спасибо за активное участие.