Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
Принято
городским методическим
объединением учителей
начальных классов
Протокол № от августа 2013г.
Утверждаю
Директор МБОУ школы№12 В.М. Егорова Приказ № от августа 2013г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 5 класса
специального (коррекционного) образования VIII вида
(надомное обучение)
на 2013- 2014учебный год.
Рабочая программа составлена на основе программы
Авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Под редакцией В.В.Воронковой


Составитель: Федоровская Т.А. учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьный курс по изобразительному искусству в 5-7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач:
коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметамиразвитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка
улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала
формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности
развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним
ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна
расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи
развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:
рисование с натуры (изображение разнообразных предметов, расположенных несколько ниже уровня зрения)
декоративное рисование (составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода; оформление праздничных открыток)
рисование на темы (изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений)
беседы об изобразительном искусстве
СОДЕРЖАНИЕ (17 ч; 0,5 ч в неделю)
Рисование с натуры
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передачи в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объёма предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавлении воды в краску
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения)
Рисование на темы
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагать их относительно друг друга (ближе - дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми краскамиБеседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства
Учебно-тематический план (17 ч)
№ Тема Кол.часовРисование с натуры 6
Декоративное рисование 4
Рисование на темы 3
Беседы об изобразительном искусстве 4
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)
определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную
составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии
передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учётом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения)
ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску
пользоваться элементарными приёмами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения)
самостоятельно анализировать рисунок; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов
рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображённых на картине лиц
Список литературы
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
Календарно-тематическое поурочное планирование по изобразительному искусствув 5 классе – 17 ч
№ п/п Тема урока Кол-во часов Вид занятия Учебный материал Дата
Простой натюрморт 1 Рисование с натуры Яблоко и керамический стакан Узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге 1 Декоративное рисование Стилизованные ягоды, ветки, листья; применение осевых линий Декоративно-прикладное искусство 1 Беседы об изобразительном искусстве Керамика: посуда, игрушки, малая скульптура Иллюстрирование отрывка из литературного произведения 1 Рисование на темы По выбору ученика Объёмный прямоугольный предмет 1 Рисование с натуры Чемодан, ящик, коробка.
Коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками Оформление новогодней открытки 1 Декоративное рисование Формат 10 х 15 см Новогодние карнавальные очки 1 Декоративное рисование На полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см Картины художников о школе, товарищах и семье 1 Беседы об изобразительном искусстве Д. Мочальский «Первое сентября»; И. Шевандронова «В сельской библиотеке»; А. Курчанов «У больной подруги»; Ф. Решетников «Опять двойка», «Прибыл на каникулы» Лес зимой 1 Рисование на темы Содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая берёзка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с чётко выделяющимися верхушками деревьев. Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши Зимние развлечения 1 Рисование на темы Содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п. Дорожные знаки треугольной формы 1 Рисование с натуры «Крутой спуск»
«Дорожные работы» Великая Отечественная война против немецко-фашистских захватчиков 1 Беседы об изобразительном искусстве А. Пластов «Фашист пролетел»; С. Герасимов «Мать партизана»; А. Дейнека «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы «Потеряла я колечко» - карикатура Открытка «8 Марта» 1 Декоративное рисование Формат 10 х 15 см Скворечник 1 Рисование с натуры Расположен выше уровня зрения Народное декоративно-прикладное искусство 1 Беседы об изобразительном искусстве Богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др. Объёмный предмет симметричной формы 1 Рисование с натуры Ваза керамическая Объёмный предмет конической формы 1 Рисование с натуры Детская раскладная пирамидка разных видов