Конспект урока по литературе на тему От тайны слова к тайне факта (9 класс)

«От тайны слова к тайне факта»
(урок анализа лирического стихотворения в 9 классе)

Цели урока:
обучение учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ в литературе; создание учебных материалов к уроку, совершенствование работы в творческих группах, формирование умения различать точку зрения автора и героев; выражать собственную позицию;
развитие творческих способностей и информационно-технологических навыков; повышение творческого потенциала учащихся, необходимого для дальнейшего самообучения и самореализации в условиях развития и совершенствования средств ИКТ; «погружение» в удивительный мир поэтического слова; развитие умений работы в группе, навыков общения в группе;
воспитание нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям.
Эпиграфы к уроку:
До тех пор, пока ребёнок не почувствовал аромат слова, не увидел его тончайших оттенков, - нельзя вообще начинать обучение грамоте.
В.А. Сухомлинский.
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Б. Шоу.
Самое главное – научить человека мыслить.
Б. Брехт.
Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою.
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.
Юрий Левитанский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа.
Одна группа учащихся работает с ПК, чтобы подготовить свою работу для дальнейшего представления.
Учащимся предоставлена возможность выхода в Интернет для получения необходимых справок.
Данная тема предполагает двухчасовое учебное занятие.
Ход урока
Организационный этап. Формулирование темы и целей урока.
Мотивационный этап. Слово учителя.
Русский язык очень богат. Для выражения различных мыслей и чувств в нём есть огромное количество слов. Мы же порой, владея таким языком, не используем даже половины его богатств. Поэтому нам необходимо быть внимательными и бережливыми к слову. Этому мы учимся на многих уроках, этим мы займёмся и сегодня.
III. Актуализация учебного материала:
работа по выбору эпиграфа к уроку: учащиеся читают приготовленный дома материал, аргументируя свой выбор эпиграфа;
работа с понятиями «лирический герой», «характер лирического героя», «настроение в лирическом стихотворении» (используются анимационные схемы)

IV. Анализ лирического стихотворения с использованием творческих карт наблюдения (самостоятельная индивидуальная и групповая работа)

Вам предлагается для анализа неизвестное стихотворение неизвестного автора. Ваша задача – определить и разгадать тайны этого произведения через анализ конкретных слов и их связей.

V. Проверка результатов самостоятельной работы
VI. Выступления учащихся с заранее приготовленными заданиями (открывают «тайну факта» - имя автора стихотворения, рассказывают о нём, читают его стихи).
VII. Подведение итогов урока

·Русский язык необычайно богат и красив. Мы с вами могли это сегодня увидеть на примере произведений мастеров слова и на примере тех текстов, которые вы создали сами. Для выражения различных мыслей и чувств в нашем родном языке есть огромное количество слов. Мы убедились сегодня, как важно и интересно быть внимательными к слову, постоянно стремиться к приобретению новых знаний о возможностях русского языка, развивать в себе умение вдумываться, вслушиваться в слово, чтобы лучше понимать друг друга, чтобы понимать произведения великих писателей, которые помогают нам почувствовать “волшебство” знакомых слов, услышать известные нам давно слова как бы впервые, насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения. «В умелых руках язык способен творить чудеса». Многое зависит от нас, от нашего отношения к языку. Закончить наш урок мне хотелось бы словами стихотворения Н.Рыленкова:
Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни,- Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты.
VIII. Домашнее задание и его комментирование: используя творческую карту наблюдений №2, провести работу над словом.
Индивидуальные задания: подготовить сообщения об А.А. Ахматовой, выразительное чтение её стихов.
Литература
Вартаньянц, М.Д. Поэтика: Комплексный анализ художественного текста./ М.Д Вартаньянц М., 1994.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С. Выготский, М., 1991.
Выготский Л.С. Психология искусства./ Л.С. Выготский М., 1998.
Граник, Г.Г. Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 811 классы./ Г.Г. Граник, Л А. Шаповал М.: НПО «Образование от А до Я», 1999.
5. Современная русская литература. Анализ произведений школьной программы: Справочное пособие./ сост. Д.И. Довнор, А.И. Запольский. – М.: Книжный Дом, 2003
6. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения/ А.Б. Есин. - М., 1998.
7. Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников./ С.Л. Каганович. М.: Русское слово. – 2007.
8. Кац, Л.В. Азбука лингвистического исследования./Кац Л.В. М., 1994.
9. Лотман, Ю.М. О поэте и поэзии: Анализ поэтического текста. / Ю.М. Лотман СПб., 1996.
10. Маранцман, В.Т. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством //Литература в школе. 1998. № 8.
11. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать./ Ю.Г. Тамберг СПб.: – 1999.
Шрагина, Л.И. Логика воображения./ Л.И. Шрагина. М.,: Просвещение – 2001.